Разделы



Другие финансовые показатели

Для успешного инвестирования приходит­ся анализировать не только прибыли и объемы продаж компании, но и многое другое, юлько анализ совокупности многих показателей может дать некую гарантию (к сожалению, отнюдь не стопроцентную) успешности приобретенных вами акций. Наша книга не является учебным руковод­ ством по финансам, и мы рассмотрим только самые основные финансо­ вые характеристики, без понимания которых нельзя начинать серьезное инвестирование.

Покупая акции, вы становитесь совладельцем компании. Естествен­ но, вас интересует, какова реальная стоимость бумаг, которыми вы владеете. Рыночную стоимость вы хорошо знаете это цена акций на бирже. А что будет, если компания, акциями которой вы владеете, завтра объявит себя банкротом и акции перестанут циркулировать на рынке? Сколько заплатит вам компания в этом случае?

В случае банкротства компания должна расплатиться не только с держателями акций (совладельцами компании), но в первую очередь с кредиторами, которые давали ей деньги в долг, например, с банка­ми. Капитал, полученный компанией в долг под проценты, называется авансированный капитал. После расплаты с кредиторами у компании останется так называемый собственный капитал. Сумма собственного и авансированного капитала называется основным капиталом, или актива­ ми компании.

Активы компании — это сумма средств, находящихся в распо­ряжении компании. Это стоимость земли, которой владеет компания,


построек, оборудования, сырья, конечных продуктов, наличный капитал компании (в том числе взятый в долг), ценные бумаги, патенты и т. п.

Если разделить собственный капитал компании на количество вы­ пушенных акций, то получится учетная цена акции ( book value ). Это доля собственного капитала компании, приходящаяся на одну акцию, по начальным буквам английских слов будем обозначать ее BV . Тут имеется ряд тонкостей, связанных с сушествованием акций нескольких типов, но мы это обсуждать не будем. Для инвестора важно знать только величину учетной стоимости его акций, т.е. сумму, на которую он приблизительно может рассчитывать в том очень мало вероятном случае, если компания пойдет с молотка.

Инвестору желательно понимать, что расчеты учетной цены ак­ций — это некое искусство, которое зависит от финансистов компании, ибо оценка реальной стоимости оборудования и другой собственности весьма проблематична. Износ и моральное устаревание приводят к тому, что цена многих станков реально равна цене металлолома, а не тем цифрам, которые существуют в бухгалтерских документах. Цена земли обычно растет с годами, но если компания находится в зоне частых наводнений или неблагоприятной экологии, то истинная цена ее земли может быть в несколько раз меньше, чем указано в финансовых отче­тах. Цена готовых продуктов на складах компании зачастую вообще не подлежит оценке. Кто сейчас купит механические пишущие машинки? Кому нужны дисководы с емкостью 100 мегабайт? Питер Линч правиль­ но отметил, что продавать хлопок легко, а рубашки из этого хлопка — очень трудно. Чем ближе продукция компании к конечному продукту, тем труднее рассчитывать ее реальную стоимость. Поэтому ликвидацион­ ная цена акций (та, которую инвесторы реально узнают при ликвидации компании) может существенно отличаться от их учетной стоимости, за­ писанной в бухгалтерских книгах. Тем не менее, учетная цена может служить неплохой характеристикой ценности акции:

п»ї

собственный капитал
В у = —__------------ __—------- __

число акций

Для сравнительной характеристики учетных цен различных акций аналитики используют коэффициент котировки акции ( price to book ratio ). Этот коэффициент равен отношению рыночной цены акции к ее учетной цене. Мы его будем обозначать р/Ь.

рыночная цена акции

р/Ь = .

учетная иена акции

Естественно, чем больше это отношение, тем хуже для компании и для инвесторов. Следует помнить, что коэффициенты котировки можно сравнивать только в рамках одной отрасли. Нельзя сравнить стоимость


компании по разработке программного обеспечения со стоимостью ком­ пании по производству автомобилей. Отношение р/ b для компании Microsoft равно 12, а для компании Ford Motor — 1,5. Такие известные компании задают некий стандарт отраслевого рынка, и если вы решите инвестировать ваши деньги в автомобильную компанию, стоимость ко­ торой в пять раз меньше стоимости выпущенных акций, то стоит еще раз подумать и попробовать найти что-нибудь получше.

Отметим, что несмотря на весьма приближенный характер величи­ ны р/Ь, которая во многом зависит от бухгалтеров компании, аналитики часто используют ее для анализа акций. Это идет еще от классических работ Бенжамина Грехема ( Benjamin Graham ), который в 1934 году на­ писал Анализ ценных бумаг ( Security Analysis ), до сих пор являющийся настольной книгой аналитиков рынка акций. Грехем уделял огромное внимание величине р/ b , а также другим способам оценки реальной сто­имости акций, так как в те годы общего недоверия к рынку акций после краха 1929 года, множество акций было недооценено. На современном рынке ситуация другая: среднее значение этого отношения равно 3,5 и найти акции с р/ b меньше единицы очень трудно. Статистический же анализ различных стратегий инвестирования показывает, что акции компаний с маленьким отношением р/Ь растут быстрее, чем рыночные индексы. Иллюстрации этого утверждения будут приведены в следующей главе,

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим профессионально составленные прогнозы Forex могут сделать Тебя разительно состоятельным.

Рост отношения валовой прибыли к объему продаж (рентабельность, profit margin , РМ), как мы уже говорили, является великолепным показателем деятельности компании:

п»ї

прибыль

РМ = .

объем продаж

При выборе компаний нужно обращать внимание, чтобы рента­ бельность РМ была больше 10%. Для растущих компаний РМ обычно превышает 15%,хотя это сильно зависит от отрасли. Уже упоминалось, что торговые предприятия часто работают с небольшой рентабельностью, стараясь увеличить прибыль за счет роста объема продаж.

Для характеристики объема продаж аналитики используют объем продаж в долларах, приходящийся на одну акцию SPS ( sales per share ):

объем продаж
SPS — ----------- _____

число акций

Отношение цены акции к величине объема продаж в расчете на одну акцию SPS обозначается p/s {price to sale ratio):

цена акции

p/s — .

F / SPS


В следующем разделе мы покажем , что для компаний , у которых отношение p / s меньше единицы , можно предложить очень успешные стратегии инвестирования .

Для инвесторов важно также знать как руководство компании ис­пользует их деньги , иными словами — сколь эффективно работает ее собственный капитал . Это определяется по отношению прибыли компа­нии к величине собственного капитала , которое называется рентабельно­стью собственного капитала ( ROE — по начальным буквам английского названия return on equity ):

прибыль

ROE = — .

собственный капитал

Величина ROE — один из важнейших индикаторов для держателей акций , показывающий , как работают их деньги . Если компания , исполь­зуя деньги держателей акций , не может делать хорошую прибыль , то имеет смысл перевложить их во что - нибудь более рентабельное . Вели­чина ROE меньше 15% считается весьма неудовлетворительной . Мы бы рекомендовали искать компании с ROE больше 20%. Кроме того , следу­ет обращать внимание на тенденцию изменения ROE : у перспективных компаний величина ROE должна расти .

Долги компании . Их следует разделить на два типа : долгосрочные и краткосрочные . Краткосрочные ( current liabilities ) нужно выплатить в течение одного года , долгосрочные ( long term debts ) — в течение нескольких лет . С первого взгляда может показаться , что нужно поку­пать акции компаний , которые совсем не имеют долгов . Однако , если посмотреть историю успешных компаний , акции которых выросли в несколько раз за короткий срок , то видно , что почти все они имели краткосрочные долги , которые не мешали , а помогали этим компаниям получать хорошие прибыли и эффективно развиваться . Долги опасны для компаний из циклических отраслей , таких как автомобильная и сталелитейная промышленности , производство алюминия , капитальное строительство и т . п . Во времена рецессии прибыли таких компаний резко уменьшаются , и выплата банковских процентов , которые в это время очень высоки , часто приводит к финансовому краху . Если вели­чина долгов таких компаний составляет более 25% основного капитала , их акции опасны для инвестирования . Для развивающихся компаний вполне допустимы долги в размере до 35% от основного капитала или до 50% от собственного капитала , но при условии , что рентабельность собственного капитала ROE превосходит 20%. Долги могут быть тем больше , чем более предсказуемы доходы компании . Так , для компаний по коммунальному обслуживанию , где надежные доходы планируются на много лет вперед , вполне допустимы долги до 50 % от основного капитала .


В качестве одного из показателей долгосрочных долговых обяза­тельств компании обычно рассматривается DOE ( debts on equity ):

долгосрочные долговые обязательства

DOE = ----------------------------------------------------- .

собственный капитал

В связи с анализом долгов следует обратить внимание, чтобы ве­ личина краткосрочных долгов компании (текущие обязательства) не превосходила ее текущих (ликвидных) активов ( current assets ), включаю­ щих наличный капитал, а также ценные бумаги и материальные запасы, которые можно превратить в наличность в течение одного года. Отноше­ ние величины ликвидных активов к величине краткосрочных долговых обязательств называется коэффициентом покрытия или коэффициентом ликвидности ( current ratio , CR ):

текущие активы

QR —

текущие обязательства

Если CR < 1, значит, текущих активов компании недостаточно для покрытия долговых обязательств в течение года. Если у нее не намечается больших прибылей, то для покрытия долгов она будет вынуждена взять дополнительный кредит в банке или увеличить выпуск акций. Естествен­но, что это приведет к падению цены ее акций, и таких компаний следует избегать. Считается нормальным, если CR > 2.

Многие аналитики считают, что более надежным показателем пер­ спектив компании на ближайший год является коэффициент быстрой ликвидности QR ( quick ratio ), который представляет собой отношение разности между текущими активами и материальными запасами к теку­ щим обязательствам:

(текущие активы — материальные запасы) текущие обязательства

В коэффициенте быстрой ликвидности не учитывается наименее ликвидная часть активов — материальные запасы. Очевидно, что ма­териальные запасы, состоящие из складированных готовых продуктов, полупродуктов, закупленного сырья и т.п., превратить в наличность гораздо сложнее, чем облигации и другие ценные бумаги, находящиеся на балансе компании. Если QR ^ 1, это считается удовлетворитель­ным.

В качестве примера рассмотрим вновь введенные финансовые пока­ затели для тех компьютерных компаний, состояние которых на лето 1995 года мы уже анализировали. Попробуем убедиться, что наши избран­ники действительно имели реальный шанс поддерживать темпы роста прибылей. В таблице 7.7 приведены основные индикаторы, обсужденные в данном разделе.


Из таблицы видно, что перечисленные компании имели допустимые пределы финансовых показателей, кроме, быть может, IBM , у которой был весьма высокий уровень долговременных долговых обязательств. Очень осторожному инвестору следовало бы исключить акции IBM из инвестиционного портфеля, составленного в предыдущем разделе.

Наличный капитал компании есть показатель ее успешной дея­ тельности и ее способности к развитию. Обычно аналитики используют отношение цены акции к величине наличного капитала на одну акцию р/с ( price to cash ratio ):

цена акции

р/с = ------------------------------------------------- .

наличный капитал на одну акцию

Для успешных компаний это отношение обычно менее 0,1. Если компания в стадии развития накапливают наличный капитал, то при отборе кандидатов для инвестирования это является неплохим дополни­ тельным аргументом. Однако если наличный капитал компании очень велик, то у руководства часто возникает соблазн купить конкурирующую компанию или часть ее бизнеса. Когда это происходит, акции поку­ пающей компании могут резко пойти вниз, ибо новое приобретение всегда вызывает дополнительные расходы (например, на модернизацию купленного производства), а следовательно — уменьшение прибылей, по крайней мере временное. В таких случаях лучше подождать, когда акции компании-покупательницы заметно упадут, и потом начать инвестиро­ вание, рассчитывая на последующее увеличение ее прибылей (иначе, зачем она покупала новый бизнес?). Иногда компания действует проти­воположным образом — начинает выкупать с рынка свои собственные акции, что приводит к росту их цены. В любом случае, при большом наличном капитале у компании, в которую вы вложили деньги, нужно очень внимательно следить за ее действиями и изменением цены акций, ставя стопы как можно ближе к текущей цене.


Читать далее: Перспективные компании