Разделы



Сметное планирование (бюджитирование)

Количественное выражение плана, контроль над его выполнением осуществляются через особый инструмент финансового планирования – бюджетирование, который является методом управления результатов деятельности и совершенствования процесса производства, калькулиро вания и внесения коррективов.

Бюджетирование – это процесс планирования будущих операций и оформление его результатов в виде системы бюджетов.

Наличие процедуры бюджетирования является нормой для любой компании в развитых странах мира, и в последние годы уже становится нормой в России.

Процесс бюджетного управления включает в себя составления бюджетов, отчетов об их исполнении, обеспечение интеграции бюждетов в систему.

В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный и финансовый.

В свою очередь, операционный бюджет состоит из бюджетов:

-  реализации;

-  производства;

-  прямых затрат на материалы;

-  прямых затрат на труд;

-  производственных накладных расходов;

-  общих и административных расходов;

-  прогнозного отчета о прибыли. Финансовый бюджет состоит из:

-  бюджета денежных средств;

-  прогнозного баланса.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является составлением бюджета, размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интег рирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибыли и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизованных форм, которые следует строго соблюдать. Он может быть совсем простым (проект продаж и затрат уличной овощной лавки) или очень сложным (финансовый проект крупной корпорации).

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему отлично сделанные прогнозы Форекс могут сделать вас аспидски денежным.

Бизнеспланы, приведенные в количественные измерители, образуют сметы, которые состоят из смет: текущих затрат:

1)  программа сбыта;

2)  производственный план, исходя из 3х видов ресурсов,

3)  смета потребностей в оборотном капитале,

4)  смета расходов,

5)  смета денежных средств;

капитальных затрат:

1)  смета потребности в основных средствах,

2)  смета потребности в оборотном капитале. Основные цели составления смет заключается:

 

-  в увязке текущих и перспективных планов;

п»ї

-  в координации действий различных подразделений предприятий;

в детализации общих целей производства и доведения их до руководителей различных центров ответственности;

-  в управлении и контроле за производством;

-   в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;

в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы. Сметное планирование включает два этапа: планирование определение будущих целей;

мониторинг (сопровождение) анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Сметы составляются на год с поквартальной ( или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:

1. Разработка сметы с нуля. Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет про филь работы;

2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется. При составлении смет используются различные методы:

Нормативный, который предполагает расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя ( реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).

Расчетноаналитический, где составлением сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах, полученный умножением средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Балансовый, где составление сметы есть увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Метод оптимизации, сущностью которого является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта ( результата).

Метод моделирования смет предполагает факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства.

При определении потребности в оборотных средствах фирмы используется формула:

Фоб. = Зтек. + Зстр. + Н +Поб. ,

где Фоб. – оборотные средства, руб.;

Зтек. – текущий запас товарноматериальных ценностей, руб.;

Зстр. страховой запас товарноматериальных ценностей, руб.;

Н незавершенное производство, руб.;

Поб. прочие оборотные средства, руб.


п»ї

Величина прочих оборотных средств на предприятии (Поб.) составляет приблизительно 25% от всех остальных оборотных средств.

Зная потребность предприятия в основных (Фосн.) и оборотных средствах (Фоб.), можно определить общую величину необходимых капитальных вложений (Фкап.вл.):

Подготовка традиционного бюджета, основанного только на одном прогнозе продаж, приемлема для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию. В реальной же практике существует много вариантов развития событий. Поэтому наиболее подходящим будет такой бюджет, который ориентирован не на один объем продаж, а на диапазон из возможных его уровней. Гибкость бюджету придает регулирование управления производственным рычагом, т.е. соотношением между постоянными и переменными издержками. Оценка исполнения гибкой сметы, в отличие от жесткой, определяется по комплексным статьям затрат в зависимости от изменения объема производства и объема продаж.

Читать далее: Анализ в системе маркетинга