Классификация взаимосвязей товаров в ассортименте
1. С точки зрения вклада товаров в общую прибыль компании:
1.1. Товары основного ассортимента или товарылидеры – совокупность товаров, которая обеспечивает основную часть прибыли. Как правило, товарылидеры представляют собой пользующиеся повышенным спросом и способствуют продаже других товаров.
1.2. Товары дополнительного (сопутствующего) ассортимента, или товары поддержки, или тактические товары, включающие про дукты, дополняющие основной ассортимент, чтобы не вынуждать потребителя обращаться к другому продавцу. Среди товаров дополнительного ассортимента выделяют товары углубленного ас сортимента, включающего товары, удовлетворяющие уникальные потребности потребителей. Электромоторный завод может до полнить свой ассортимент вентиляторами и насосами (причем не обязательно их производить).
2. С точки зрения перекрестного влияния на продажи можно выделить товарылокомотивы и товарыспутники (вагоны). Продажа первых влечет спрос на вторые, как, например, фотоаппарат и фотопленка. Компания Xerox в свое время получала больше денег не от продажи, а от ремонта своей техники (на российском рынке аналогично действовала компания МВ).
3. Отдельно следует выделять зазывные товары, которые, как прави ло, дешевы, но могут быть и престижными. Их наличие – спусковой крючок, который влечет продажи прочего ассортимента товаров. Зазывные товары активно рекламируются продуктовыми и аптечными сетями, салонами сотовой связи.
3) Задачи дисциплины
В соответствии с предметом дисциплины Ассортиментная политика фирмы к ее задачам следует отнести разработку методик, позволяющих формировать ассортимент, анализировать его структуру и формулировать предложения по совершенствованию этой структуры.
При этом мы будем разграничивать стратегический и оперативный уровни управления ассортиментом.
Стратегическое управление ассортиментом принятие решения о количестве товарных линий (товарных, ассортиментных групп) и степени их согласованности. В торговозакупочных компаниях также процентное соотношение между группами. Т.е. речь идет об определении укрупненного ассортимента.
Стратегическое управление ассортиментом это не непрерывный процесс. Дискретность проведения соответствующего анализа может со ставлять раз в полгода год. Описанные методики могут также применяться, например, в ходе оптимизации работы, когда наблюдаются не удовлетворительные результаты работы предприятия зачастую именно оптимизация ассортимента может дать быстрый положительный эффект прироста прибыли компании.
Оперативное управление ассортиментом принятие решения о длине и глубине (наполненности ) товарных линий (ассортиментных групп). В торговозакупочных компаниях также подбор поставщиков. Т.е. здесь речь идет о формировании развернутого ассортимента.
Очевидно, что инструменты оперативного управления ассортиментом применяются гораздо чаще.
Читать далее: Портфельный анализ