Разделы



Портфельный анализ

В качестве основополагающей матрицы управления товарным ассортиментом будем использовать матрицу рост – доля рынка, или матрицу БКГ – по имени консультационной компании, разработавшей данную модель (рис. 2.1).


Рассмотрим построения матрицы БКГ на примере гипотетического предприятия Уралмашина (табл. 2.3, рис. 2.2).

Темп роста рынка рассчитывается как отношение столбца 3 к столбцу 4, относительная доля рынка – как отношения столбца 5 к столбцу 6. Вертикальная линия проводится через точку с координатой 1 по оси Х (Относительная доля рынка), горизонтальная – в точке, соот ветствующей среднему темпу роста рынка. При этом ось Относительная доля рынка имеет обратное направление (сначала – максимум, потом – минимум).


Отметим, что существует огромное количество матриц – классиче ских и адаптированных к реалиям российского рынка.

В качестве последних рассмотрим примеры построения матрицы соответствия бизнесов стратегическим целям для Шатурского мебельно го комбината (рис. 2.3) и матрицы Мак Кинзи / GE для Уфимского мясоконсервного комбината – УМКК (рис. 2.4).

Стратегическая цель Шатурского мебельного комбината: произво дить и продавать на российском рынке корпусную (не мягкую) мебель для дома и офиса в дешевой и средней нишах рынках.

Занятия Forex - это замечательная возможность для тебя подготовиться к прибыльной работе на Форекс!


В данной матрице приняты следующие показатели:

1)     сила позиции бизнеса – относительная доля рынка, ее изменение, величина получаемой прибыли, имидж, качество продукта, эффек тивность сбыта, географические преимущества рынка, эффективность работы сотрудников.

2)     привлекательность отрасли – размер и разнообразие рынков, ско рость роста рынка, число конкурентов, среднеотраслевая величина прибыли, цикличность спроса, структура отраслевых затрат, цено вая политика, законодательство, трудовые ресурсы.

При построении матрицы для УМКК в качестве силы позиции бизнеса использовалась доля рынка; в качестве привлекательности отрасли – маржинальная рентабельность (коэффициент вклада на покрытие – см. Тема 2.3).

Анализ проводился по следующим группам продукции:

1)     Сосиски, сардельки;

2)     Вареные колбасы;

3)     Полукопченые колбасы;

4)     Варенокопченые колбасы;

5)     Сырокопченые колбасы;

6)     Ветчины;

7)     Деликатесы.

Исходные по матрице МакКинзи / GE для ОАО УМКК представлены в таблице 2.4.



 


Читать далее: Оценка конкурентоспособности продукции