Разделы



Аудит операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг)

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета затрат на производство продукции (работ, услуг) действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам.

Основными задачами аудита для достижения указанной цели являются:

-       проверка правильности отнесения расходов в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);

-       оценка синтетического и аналитического учета включаемых в себестоимость затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

-       оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

-       проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с формированием себестоимости продукции (работ, услуг) в целях налогообложения;

-       проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) по объектам калькулирования затрат;

-       проверка правильности проведения инвентаризации незавершенного производства и отражения в учете ее результатов.

Объектами аудита по учету затрат на производство продукции (работ, услуг) являются следующие показатели:

-       затраты в незавершенном производстве и издержках обращения;

-       себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

-       произведенные организацией затраты, в том числе: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

На данном этапе в общую программу аудита целесообразно включать следующие вопросы:

-       Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.

-       Аудит оформления первичных учетных документов.

-       Правомерность включения в состав затрат на производство расходов, произведенных организацией.

-       Организация аналитического учета затрат на производство.

-       Правильность группировки затрат по местам их возникновения (производствам, цехам, участкам).

-       Учет затрат вспомогательных производств, в том числе:

-       правомерность учета затрат на счете 23 и их списания;

-       правильность отражения реализации услуг вспомогательных производств но сторону и исчисления налога на добавленную стоимость.

п»ї

-       Правомерность отнесения расходов к общепроизводственным и распределение их по объектам калькулирования .

-       Правомерность отнесения расходов к общехозяйственным и распределение их по объектам калькулирования .

-       Правильность учета корректировок производственных затрат для целей налогообложения прибыли.

-       Оценка незавершенного производства и ее соответствие принятой учетной политике. Правильность распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством.

-       Своевременность включения затрат на производство в себестоимость продукции (работ, услуг).

-       Правильность учета расходов будущих периодов и своевременность их списания на издержки производства.

-       Документальное оформление брака в производстве и правомерность списания потерь от брака.

-       Правильность учета полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих их обособленный учет.

-       Инвентаризация незавершенного производства и правильность отражения ее результатов.

В качестве источников получения информации о проверяемом объекте могут служить:

-   Унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг): требования-накладные (ф. М-11), лимитно-заборные карты (ф. М-8), расчетно-платежные ведомости (ф. Т-49), путевые листы легкового автомобиля (ф. 3), путевые листы грузового автомобиля (ф. 4- С, 4-П).

Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. В отдельных случаях, при наличии соответствующих технических средств, возможно создание первичных документов на машиночитаемых носителях информации. При этом обязательно должны быть соблюдены требования положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете.

Биржа Форекс разрешает каждому желающему получать доход на колебаниях курсов валют всевозможных мировых валют законно, в любое время дня и ночи, не выходя из квартиры и даже не имея специального образования!

-       Документы (типовые формы не утверждены), служащие основанием для отражения в учете операций по учету затрат на производство.

-       Справки бухгалтерии – для включения издержек производства в себестоимость продукции (работ, услуг).

-       Расчеты налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды – для списания на затраты производства расходов по налогам в бюджет и отчислениям во внебюджетные фонды.

п»ї

-       В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета – учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг): журналы-ордера №1, №2, №2/1, №3, №6, №7, №8, №9, №10, №10/1, №11, №14, ведомости №9, №12, №13, №14, №15, №16.

Последовательность работ при проведении аудиторской проверки можно разделить на 3 этапа: ознакомительный , основной, заключительный.

На ознакомительном этапе аудитор рассматривает вопросы:

-       Проверка наличия приказов о проведении оценки незавершенного производства.

-       Проверка наличия приказов о принятии в организации методов распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов по объектам калькулирования .

-       Проверка наличия приказов о назначении лиц, ответственных за сохранность материальных ценностей, отпущенных в производство.

-       Проверка наличия договоров о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность материальных ценностей в производственных подразделениях.

-       Проверка наличия и правильности составления сметы на представительские расходы организации.

На основном этапе проводится проработка вопросов, перечисленных выше в содержании программы аудита данного участка учета (пункты 1 – 15).

Проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета и аудит оформления первичных документов описан в главах 2.1. и 2.4.

Для повышения эффективности работы аудитор, проверяющий правомерность включения в состав прямых затрат на производство расходов, произведенных организацией, направляет всем аудиторам группы служебные записки, а аудиторы, получившие такие записки, составляют к ним отчетные документы. На основании информации, содержащейся в полученных от аудиторов отчетных документов, проверяющий составляет обобщенный отчетный документ.

Возможные нарушения и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства приведены в таблице:



 



 



 



 



 



 



 



 


На   заключительном  этапе   производится   формирование  пакета документов,   передаваемых   другим   аудиторам   для   последующего а нализа и обработки, а также составление отчета аудитора и предоставление его вместе с рабочей документацией руководителю группы.

На данном этапе обобщаются результаты проведенной проверки, для чего используются рабочие и отчетные документы, составленные в ходе проведен ия ау дита. При этом:

-       данные рабочих документов аудитора, составленным при проведен ии ау дита операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг), представляются в виде отчетных документов по форме № ОД-1(с);

-       подготавливаются выводы и рекомендации к таблицам по соответствующим нарушениям и (или) замечаниям;

-       по каждому выявленному нарушению и (или) замечанию приводится ссылка на нормативный документ, согласно действующему законодательству;

-       рабочие документы, подшитые в специальную папку, и отчетные документы аудитора представляются руководителю группы для включения необходимых результатов проверки в отчет.

Читать далее: Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами