Разделы



Банковское регулирование и надзор Цели и задачи банковского регулирования и надзора

В соответствии с ФЗ О Центральном банке Российской Федера ции Банк России является органом регулирования и надзора за деятель ностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

•                    предупреждать возможность возникновения системного бан ковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельны ми кредитными институтами);

•                    защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

•                    не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

•                    способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

•                    макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

•                    социальноэкономические приоритеты развития общества;

•                    совершенство законодательной базы;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому компетентно воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать тебя непомерно богатым.

•                    проводимая Банком России кредитная политика;

•                    степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

•                    исторически сложившиеся особенности организации банков ского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

п»ї

  под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

•                    ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

•                    независимое агентство, несущее ответственность перед пар ламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

•                    смешанный тип организации, например, в США – Федераль ная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депо зитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Ко митет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентив ный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор (рис. 6)

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ог раничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые , нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе О банках и банковской деятельно сти и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осущест вляться в следующих формах:

•                    анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

п»ї

•                    проверка отдельных направлений деятельности или кредит ной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

•                    проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее ау диторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенн ые ау диторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил на рушение коммерческим банком банковского законодательства или от дельных нормативов, он имеет право:

•                    взыскать штраф;

•                    назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

•                    отозвать лицензию на право осуществления банковской дея тельности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

•                    постепенный переход на международные стандарты регули рования и надзора;

•                    введение системы раннего оповещения и быстрого реагирования на появление проблемных кредитных организаций;

•                    переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

•                    укрепление банковского менеджмента 1 ;

•                    совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

•         ограничение деятельности финансовонесостоятельных КО 2 .
Совершенствование регулирования и надзора Банк России опреде

ляет в соответствии с Базовыми принципами эффективного над зора за банковской деятельностью, сформированными Базельским комитетом 3 .

С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

•                    баланс;

•                    отчет о прибылях / убытках.

•                    размер капитала;

•                    Н 1 – норматив достаточности капитала;

•         величина резервов на возможные потери по ссудам и иным
активам.

Банк России – публикует сводный отчет О финансовом состоянии крупных КО.

Читать далее: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Порядок учреждения кредитных организаций