Разделы



Выявление возможностей банка: анализ баланса и рынка

Оценка имеющихся возможностей банка позволяет выработать обоснованные программы развития и поведения банка на рынке, создать адекватную основу для принятия правильных управленческих решений. Анализ внутренних условий деятельности банка строится на оценке его финансовоэкономического положения, перечне услуг, оценке стратеги ческого поведения банка на рынке, состояния планирования, уровня технической оснащенности, квалификации персонала, изучения инфор мационной обеспеченности и качества маркетинговой информации, а также на анализе ОСУ банка. На стадии выявления имеющихся возможностей банка прежде всего необходимо проанализировать баланс банка, который комплексно характеризует деятельность банка. Он позволяет определить состояние ликвидности, доходности, степень риска при про ведении отдельных операций, выявить источники собственных и привлеченных средств, структуру их размещения за определенный период.

2.2.1. Анализ баланса банка

Банковский баланс можно анализировать как полностью, так и в части, необходимой для изучения конкретной проблемы.

Полный анализ позволяет изучить все стороны деятельности банка, а частичный  ограниченный круг вопросов.

В зависимости от целей и решаемых проблем анализ баланса мож но ранжировать на :

A. Функциональный.Б . Структурный.

B. Операционный.

При функциональном анализе оценивается деятельность банка вообще, его отношения с контрагентами (другими кредитными, государственными и прочими организациями, населением и т.п.). Функциональный анализ позволяет рассмотреть вопросы эффективности и соответст вия выполняемых банком функций задачам, стоящим перед ним. При проведении этого анализа в расчет принимаются общая сумма баланса, соотношение размеров депозитов и выданных кредитов, соотношение собственных и привлеченных средств, доли межбанковских операций в общем объеме ресурсов и их вложений, др. показатели.

При структурном анализе рассматриваются отдельные виды операций, а также структура доходов, расходов и прибыли банка.

• Анализ структуры пассивных операций. Источники средств банка: собственные, привлеченные средства и регулирующие статьи.

Для исследований важно знать, откуда и на какой срок привлекать сред ства, т.к. они определяют состав и структуру активов банка.

•     Анализ привлеченных средств предполагает исследование абсолютных размеров и структуры:  срочных депозитов и депозитов до востребования; средств в расчетах (МБИК, кор . счета ); средств от продажи акций и других ценных бумаг; кредиты межбанковского рынка и т. п.

•     Анализ собственных средств (нетто, брутто) Собственные средства банка можно подразделить на нетто и брутто.

Знать точное значение суммы нетто важно, т.к. эти средства рассматриваются в качестве кредитного ресурса. Собственные средстванетто можно получить, вычтя из средствбрутто величину иммобилизированных собственных средств

п»ї

Структура сре дств  бр утто.

1.   Фонды банка (уставный, резервный, специальный, основных средств, амортизации, социального развития, оплаты труда, развития бан ка, страховые резервы).

2.   Собственные средства, предназначенные для финансирования ка питальных вложений.

3.   Прибыль.

4.   Собственные средства в расчетах.

5.   Сумма иммобилизации:

 

•      капитализированные собственные средства;

•      отвлеченные средства за счет прибыли;

•      собственные средства, перечисленные другим организациям для участия в их деятельности;

•      собственные средства, вложенные в ценные бумаги;

•      собственные средства, перечисленные по факторинговым опера циям;

•      собственные средства, отвлеченные в расчеты;

•      дебиторская задолженность.

Сумма иммобилизации выступает как отрицательный фактор, поэтому, сокращение значения этого показателя ведет к росту доходов и к повышению ликвидности.

Анализ структуры активных операций

Изучаются цели, объем и направление использования средств; оп ределяется общая сумма кредитов и направления их предоставления. Отсюда определяются соотношения: доля просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений банка; доля необеспеченных кре дитов в общей сумме кредитов и т.п. Такие показатели имеют важное значение при оценке реальных возможностей банка.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему грамотно воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать Вас ужасно денежным.

Анализ структуры доходов

Сначала определяется их общая сумма. Она слагается из операционных доходов, доходов от побочной деятельности и прочих доходов.

Представление о структуре доходов позволяет определить удельный вес отдельных их частей в общей сумме. Такие соотношения, рассмотренные в динамике, позволяют оценить деятельность банка и определиться с перспективами развития отдельных видов операций. Например, изменение соотношения между долями доходов от операционной деятельности в общей сумме доходов в пользу последней свидетельствует об ухудшении проведения активных операций.

Интересную информацию можно получить, рассчитав показатель суммы дохода банка, приходящегося на одного работника.

п»ї

Важно определить удельный вес операционных доходов в сумме общего объема кредитов. Это позволит оценить доходность кредитных операций.

Анализ структуры расходов

Проводится аналогично анализу структуры доходов. Общая сумма расходов банка слагается из операционных расходов, расходов по обес печению функционирования банка и прочих расходов.

Показателем эффективности деятельности банка служит себе стоимость банковских продуктов. Можно определить показатель расхо дов на обслуживание 1 клиента (разделив общую сумму расходов на число клиентов).

Анализ прибыли

Вся прибыль банка слагается из прибыли: от операционной деятельности, побочной деятельности и прочей прибыли. При сравнитель ной оценке деятельности банка в современных условиях следует учиты вать влияние инфляции.

Показатели рентабельности

Оценить общую прибыльность банка позволяет определение общего уровня рентабельности по показателям: а) рентабельность активов.

Это отношение позволяет оценить величину прибыли на 1 рубль активных операций.

б) рентабельность кредитных операций. Прибыльность кредитных операций оценивается с помощью показателя рентабельности, получае мого в результате соотнесения прибыли от операционной деятельности с общей суммой выданных кредитов.

в) Обобщающий показатель рентабельности. Этот коэффициент показывает, сколько прибыли получает банк с рубля уставного фонда. При анализе показателей рентабельности выявляются резервы повышения эффективности деятельности банка. Для этого целесообразно раз мещать статьи пассива баланса в направлении увеличения стоимости ре сурсов, а статьи актива  в сторону уменьшения доходности проводимых операций. Таким образом, будет видно из чего слагается данный уровень рентабельности, недоходность каких активов покрывается за счет деше визны каких ресурсов.

При операционном анализе углубленно исследуется доходность банковской деятельности и оценка каждой операции с точки зрения выявления наиболее значимых в формировании общей прибыли банка. Операционный анализ также должен проводиться с целью определения возможностей банка по проведению операций с оптимальным уровнем рентабельности.

Таким образом, проведение анализа баланса банка выявляет каче ственно важную информацию о деятельности банка и позволяет оценить его возможности.

Кроме изучения баланса, анализ возможностей банка включает ис следование технической оснащенности банка, уровня операционного мастерства персонала, качества системы планирования, информацион ного обеспечения, оценки организационной структуры управления в це лом.

2.2.2. Анализ рыночных возможностей

Анализ рыночных возможностей банка позволяет выявить основу для отбора целевых рынков:

>   Инструментарием такого анализа являются:

>   Система маркетинговой информации.

>   Система маркетинговых исследований.

>   Среда маркетинга.

>   Розничный и оптовый рынок.

>   Выявление маркетинговых возможностей.

Система маркетинговой информации

Система информации это постоянно действующая система взаи­ мосвязи людей, оборудования и методических приёмов сбора, квалифи­кации, анализа, оценки и распространения актуальной и достоверной информации для оптимального выбора и осуществления маркетинговых мероприятий.

Собрать информацию о финансовом поле государства, о воз­можностях и положении на рынке других банков и кредитно финансовых организаций, структуре и социальном составе клиентов до­ вольно сложно.

Для проведения аналитической работы банки создают аналитиче­ский аппарат, оборудование, методические приёмы, предназначенные для сбора, оценки и распространения конкретной и достоверной инфор­мации для работы по расширению рынка. Система планирования марке­ тинга включает разработку стратегии, политики и тактики деятельности в рыночной экономике. Стратегия определяется на основе прогнозов и планов долгосрочного развития (для банков от 18 месяцев до 510 лет), политика  среднесрочными планами (15 лет), а тактика  краткосроч­ными (до 1 года), оперативными, гибкими планами (программами). При этом разрабатываются несколько их вариантов.

Маркетинговая информация состоит из систем:

>   внутренней отчетности;

>   сбора внешней информации;

>   маркетинговых исследований;

>   анализа информации.

Маркетинговая информация составляет основу для проведения любого исследования, в том числе, и анализа рыночных возможностей банка. Руководству банка необходима оперативная, достоверная и пол­ная информация, представляемая в обработанном, аналитическом виде.

Система внутренней отчетности

Она дает возможность аккумуляции и поиска необходимой ин формации в процессе деятельности банка. Данная информация характе ризует банк с точки зрения его внутреннего состояния дел. Система внутренней отчетности должна быть направлена на полное отражение текущей деловой информации, а также выдачу оперативных сведений (за счет внедрения информационных технологий и информационных се тей).

Источники внутренней информации:

•     статистическая отчетность;

•     бухгалтерская отчетность;

•     оценочные отчеты по кредитованию;

•     отчеты отраслевых (региональных) управлений;

•     результаты внутренних исследований;

•     аудиторские заключения;

•     различного рода справки (например: о временном использовании изъятых из обращения ценностей и т.п.)

Отлаженная система внутренней отчетности позволяет руководству банка получать в кратчайшие сроки требуемую информацию.

Например:

1)   общий размер выданных краткосрочных ссуд за день или за прошлый год;

2)   данные о состоянии депозитной базы или рентабельность кредитных вложений за первые 6 месяцев текущего года.

Сбор внешней информации

Он предназначен для снабжения руководства банка необходимой информацией о состоянии среды, в которой он действует. Сбор внешней информации предполагает накопление разнообразных данных о ситуации на всех рынках, особенно на тех, где действует банк, о всех силах, действующих на рынках (существующих и потенциальных конкурентах, клиентах, контактных аудиториях), а также о состоянии факторов макросреды. В России в настоящее время нет достаточного количества организаций, которые бы занимались сбором, обобщением и анализом внешней информации для банков на требуемом уровне. Пока банк вы нужден собирать интересующие его сведения, тратя на это значительные средства и время, что, однако, не гарантирует их достоверность и полно ту.

Сейчас в России появились консалтинговые организации, предлагающие услуги по исследованию рынка. Проводить исследования самим

или заказывать консультантам, каждый банк решает самостоятельно. Здесь нет универсального ответа, но работа по наблюдению за внешней средой должна быть постоянной.

Исследование рынка позволяет: определить оптовый и розничный рынок, на котором работает банк, и перспективы его развития; выяснить состояние конкуренции на рынке и её влияние на стратегию банка; прогнозировать общие тенденции развития целевого рынка банковских услуг.

Основную необходимую внешнюю информацию можно получить из следующих основных источников:

•     пресса (газеты, журналы), отраслевые газеты и журналы;

•     TV, радио;

•     публикуемые годовые отчеты других банков;

•     правительственная статистика;

•     специализированные издания (отраслевая литература);

•     справочная и рекламная информация;

•     личные контакты с клиентурой;

•     обмен информацией с руководством и служащими других банков приобретение необходимых сведений у специализированных организаций (консалтинговых и брокерских);

•     контакты с контрагентами, клиентами;

•     покупка информации и др.

Для создания системы внешней информации необходима всеобъемлющая информация о существующих и потенциальных клиентах, контактных аудиториях и других силах, действующих на рынке.

Читать далее: Методология и методика маркетинговых исследований