Разделы



Этапы построения О-модели

1.   Для каждого из акторов П-модели должны быть определены интерфейсные объекты.

2.   Управляющие объекты получают сообщения от интерфейсных объектов и обрабатывают объекты сущностей.

3.   Отражается статическая структура

4.   Отражается динамическая структура.

5.1.3. В-модель - модель взаимодействия объектов

Модель взаимодействия объектов отображает технологию выполнения бизнес процесса (прецедента использования). В-модель представляется в табличном виде по следующим правилам (см. рис. 5.7.):

1.     В подлежащем таблицы последовательно задаются основные операции по реализации прецедента использования.

2.     В столбцах таблицы указываются объекты всех типов, участвующих в реализации прецедента. Порядок расположения объектов, как активных, так и пассивных произволен и должен быть удобен для понимания модели. Акторы прецедента задаются на границах матрицы, то есть на правой границе подлежащего.

3.     По горизонтали от одной клетки таблицы к другой клетке проводится стрелка, отражающая взаимодействие (коммуникацию) объектов в рамках одной операции. Эта стрелка означает, что первый объект в рамках выполняемой операции посылает сообщение второму объекту о необходимости выполнения действия. При получении сообщения второй объект выполняет действие (см. пункт 4).

4.     На пересечении строк и столбца вертикально отображается отрезок времени, в течение которого выполняется то или иное действие над объектом.


5 .2. Общая характеристика ППП Natural Engineering Workbench

( NEW )

ППП NEW является компонентом языка 4 GL Natural LightStorm ( Software AG ) [17] и предназначен для автоматизации проектирования информационной системы. Поэтому в дальнейшем будет рассматриваться отображение моделей бизнес-процессов в модели информационных процессов для стадии реализации проекта бизнес-реинжиниринга.

В состав ППП входят инструментальные средства, позволяющие выполнять как функциональное, так и объектно-ориентированное моделирование информационных процессов. Общим местом для применения обоих инструментариев является наличие репозитория, как хранилища проектной информации о составе совокупности моделей информационной системы. Причем взаимосвязанность используемых моделей обеспечивается синтаксическим и семантическим контролем одинаковых объектов моделей: изменение одного и того же объекта в одной модели проверяется на допустимость изменений по другим моделям. В контексте данной главы в дальнейшем будет рассматриваться только объектно-ориентированный инструментарий.

п»ї

Для построения информационной системы строятся различные модели в виде ряда диаграмм:

1.   OSD ( Object Structure Diagram ) — диаграмма структуры объектов, которая соответствует О-модели бизнес-процессов. В этой диаграмме отражается атрибутный состав, статические и динамические отношения информационных объектов. Причем динамические отношения только идентифицируются, детали их реализации определяются в OID (см. пункт 3).

2.   TSD ( Transaction Sequence Diagram ) — диаграмма последовательности транзакций, соответствующая П-модели бизнес-процессов. В этой модели в качестве акторов задаются пользователи информационной системы, в качестве последовательности транзакций — автоматизируемые прецеденты использования.

3.   OID ( Object Interaction Diagram ) — диаграмма взаимодействия объектов, которая соответствует В-модели бизнес-процессов. OID строятся строго для каждой последовательности транзакций из TSD . Причем последовательность транзакций задается в виде упорядоченной совокупности поименованных событий и коммуникаций информационных объектов. В последней версии NEW реализовано представление OID как в матричном (табличном), так и в графовом виде, в более ранних версиях только в виде графа.

4.   OLD ( Object Life - Cycle Diagram ) — модель жизненного цикла объекта, в которой для каждого класса объектов определяется состояния и связанные с этим состоянием действия и события. Данная модель используется для отображения особенно сложного поведения объектов.


В результате построения перечисленных моделей выполняется их синтаксический контроль, после которого можно производить генерацию программного кода. NEW позволяет генерировать определения классов объектов и методов обработки объектов для языка С++ или схемы баз данных для языка Natural .

Дистанционные Курсы Форекс - это чудесная перспектива для вас подготовиться к прибыльной работе на рынке Forex!

Классы объектов С ++, как и классы объектов других объектно-
ориентированных языков программирования, имеют множество общих
атрибутов и множество методов обработки объектов. Причем атрибуты
объекта можно обработать только через методы класса. Реализация
методов обработки объектов в виде процедур задается отдельно.
Обращение к методам объектов выполняется либо через события,
инициируемые            акторами            ( пользователями,            внешними

информационными системами), либо через сообщения, получаемые из процедур других объектов.

5.3. Особенности моделирования информационных процессов с

использованием ППП NEW

5.3.1. Построение диаграммы последовательности транзакций ( TSD )

п»ї

П-модель       бизнес-процессов       отображается       в       модели последовательности транзакций NEW по следующим правилам:

1.   Прецедент использования П-модели отображается в последовательность транзакций информационной системы, если этот бизнес процесс содержит автоматизированные процедуры (операции).

2.   Интерфейсный объект В-модели, взаимодействующий с актором, сам становится актором, инициирующим работу информационной системы.

3.   В случае интерактивной работы управляющего объекта В-модели, последний также становится актором для информационной системы.

4.   Стрелка, которая связывает актора с последовательностью транзакций, называемая Событием ( Event ), выполняет интерфейсное взаимодействие (рис. 5.8.), например, выбор режима работы по меню, ввод запроса, ввод исходных данных.


Р ис. 5.8. Пример перехода от П-модели к диаграмме последовательности транзакций ( TSD ) 5. В качестве акторов могут выступать внешние информационные системы, которые посылают сообщения, вызывающие выполнение определенных транзакций. Таким образом, могут моделироваться автоматический информационный обмен с другими экономическими системами (банками, налоговыми органами, партнерами, клиентами) или взаимодействие различных автоматизированных рабочих мест (рис. 5.9.)



 


Рис. 5.9. Пример взаимодействия различных АРМов

5.3.2. Построение диаграммы структуры объектов ( OSD )

При построении OSD используются следующие типы объектов:

Интерфейсный объект ( Interface Object ) – форма взаимодействия информационной системы с пользователем (экранная форма, меню, командная строка) Управляющий объект ( Control Object ) -активный объект, агент, автоматическая функция

Сущность( Entity Object ) – пассивный объект, обрабатываемая структура данных

О-модель отображается в OSD по следующим правилам:

1.     Для интерфейсного объекта О-модели (актора TSD ) создается один или несколько интерфейсных объектов OSD , через которые организуется информационный обмен пользователя с информационной системой

2.     В случае интерактивной работы управляющего объекта О-модели (актора TSD ) для него создается один или несколько интерфейсных объектов OSD , вызывающих работу управляющего объекта OSD , который автоматически выполняет те или иные функции.

3.     В случае полной автоматизации работы управляющего объекта О-модели для него создается соответствующий управляющий объект OSD .

4.     Для объектов-сущностей О-модели создаются информационные объекты-сущности OSD .

5 . Акторы       П-модели       представляются       объектами-сущностями, отражающими хранимые атрибуты акторов.

Также как и в О-модели OSD отражает статические и динамические отношения объектов (рис. 5.10.). Динамические отношения объектов представлются пунктирными стрелками, статические - сплошными стрелками. В представленном примере отношения обобщения ( is a ) классифицируют заказы на заказы на закупку и на заказы клиентов, последние в свою очередь могут быть принятыми и отложенными. Отношение агрегации в примере рассматривает комплект документов из заказа, счета и накладной.

—                  рч             Планировщик         Я

5.3.3. Построение диаграммы взаимодействия объектов ( OID )

В OID различают два типа взаимодействий объектов, реализующих динамические отношения:

•           Событие ( event ) – вызов метода объекта актором,

•           Сообщение ( message ) - вызов метода объекта из процедуры метода другого объекта.

С точки зрения правильности представления взаимодействий следует заметить, что невозможно послать сообщение от объекта-сущности интерфейсному или управляющему объектам, а сообщения объект-сущность другому объекту-сущности нежелательны с позиции единообразия модели (действия должны вызываться активными объектами), хотя и возможны:



 


Технология построения OID:

1.     Создать OID -диаграмму для последовательности транзакций TSD .

2.     Скопировать из репозитория все необходимые объекты, определенные ранее в OSD .

3.     Установить динамические связи между объектами в соответствии с OSD .

4.     Описать объекты, события и сообщения.

Параметры описания объектов (рис. 5.12):

-         Has / redefine operation - имена методов объекта, вызываемых событиями или сообщениями.

-         Communicates with – имена всех связанных объектов, которым посылает сообщение объект. Заполняется системой автоматически.

-         Sends – имена сообщений (вызываемых методов), которые посылает объект.

-         Кроме того, возможно задание ряда атрибутов для объекта, описан ие ие рархии классов (класс - суперкласс), или отношений агрегации (рис.5.16.).

Communicate with

Рис. 5.12. Графическая интерпретация параметров описания объектов

Параметры описания событий (рис. 5.13.)

-         Sent by - имя актора (источник), вызывающего событие.

-         Invokes – имя события (вызываемого метода)

-         Received by – имя объекта (адресата), обрабатывающего событие (выполняющего метод).

-         Другие параметры (рис. 5.17.)



 


Рис. 5.13. Графическая интерпретация параметров описания событий

Параметры описания сообщений ( рис. 5.14.)

-         Triggered by (источник сообщения) – имя предшествующего метода, из которого осуществляется вызов сообщения (метода).

-         Invokes - имя события (вызываемого метода)

-         Received by - имя объекта (адресата), обрабатывающего сообщение (выполняющего метод).

-         Другие параметры (рис. 5.18)

Recieved by

Рис. 5.14. Графическая интерпретация параметров описания

сообщений

Пронумеровать события и сообщения по принципу: первый номер – номер транзакции (операции), второй номер – номер действия в рамках транзакции (рис. 5.15.).



 


Рис. 5.18. Параметры описания сообщения

Читать далее: Имитационное моделирование бизнес-процессов на основе использования ППП ReThink