Разделы



Стоимостной анализ функций (Activiy-Based Costing )

4.1. Сущность стоимостного анализа функций

Современные бизнес-процессы отличаются высоким уровнем накладных расходов, связанных с затратами на организацию сделки с клиентами, разработкой спецификации изделия в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика, закупкой уникальных материалов, обучением и сервисным обслуживанием потребителя. По некоторым данным трансакционные издержки оформления и реализации сделки занимают до 70% в общей себестоимости готовой продукции.

Традиционно предприятия относят накладные расходы на стоимость продукции в соответствии с затратами прямого труда. Продукты с наибольшими прямыми затратами получают больше накладных расходов без учета реальных затрат, связанных с конкретным обслуживанием выполнения заказов. При традиционном подходе не учитываются типы потребителей и каналов распространения продукции. Отсюда возникает неточность в оценке затрат и эффективности деятельности предприятия по различным видам бизнес-процессов. Следовательно, объективно требуется применение методов стоимостного анализа, которые более точно определяли бы издержки предприятия в условиях высокой диверсификации видов деятельности. К таким методам относятся методы стоимостного анализа функций.

Стоимостной анализ функций позволяет сначала определять стоимостные затраты на выполнение процессов путем отнесения на функции стоимости использования в них всех ресурсов. Далее стоимость функций переносится на стоимостные объекты: (продукты, услуги, виды продуктов и услуг, клиенты и типы клиентов, каналы распространения продукции) в соответствии с объемами работ по каждой функции. Таким образом, накладные расходы на стоимостные объекты определяются по степени использования ресурсов в функциях, связанных со стоимостными объектами (рис. 4.1.). В отличие от традиционной одноступенчатой схемы стоимостного анализа схема отнесения затрат становится двухступенчатой, позволяющей более точно определять издержки, связанные с выполнением заказов потребителей.

Курсы Forex - это замечательная для тебя подготовиться к прибыльной работе на бирже Forex!

Стоимостной анализ функций создает основу для применения новых технологий управления в части принятия стратегических инвестиционных решений, маркетинга, улучшения процессов. Стоимостной анализ функций позволяет:

1.   Сократить время и затраты на выполнение функций, добавляющих стоимость ( value - added ).

2.   Максимально сократить функции, не добавляющие стоимость ( non value - added ), например, тестирование, контроль.

3.   Выбрать функции с низкой стоимостью из возможных альтернатив (анализ вариантов бизнес-процессов).

4.   Организовать совместное использование всех возможных функций для различных стоимостных объектов (с позиции множества продуктов, услуг) с перераспределением высвобождающихся ресурсов.

п»ї

5.   Согласовать интенсивность процессов для создания стоимостных объектов и наличные ресурсы.

Стоимостной анализ функций реализуется или в качестве программного модуля автоматизированной подсистемы контроллинга , например, в системе R /3 SAP , или в рамках CASE -технологии, например, в Design / IDEF , ARIS ABC , или в качестве самостоятельного программного продукта, например, в ППП Easy ABC +.

4.2. Реализация стоимостного анализа функций в ППП Design / IDEF

Стоимостной анализ функций в ППП Design / IDEF реализован в ограниченном объеме и позволяет выполнить только одноступенчатую схему расчета стоимости процесса без переноса стоимости процесса на стоимостные объекты.

Исходные стоимостные затраты задаются для функций самого нижнего уровня детализации бизнес-процесса. Перечень статей затрат определяется в словаре Glossary в качестве центров затрат ( Activity centers ), например, заработная плата, амортизация оборудования, расход материала, транспортные расходы, командировочные расходы и т.д. Перечень статей для каждой функциональной модели может быть индивидуальным, однако после его определения он распространяется на все функции (операции) модели.

Задание конкретных затрат на выполнение функций осуществляется с помощью определения стоимостной информации ( Cost Information ) в словаре Glossary (рис. 4.2.).

Стоимостная информация заполняется в следующем порядке:

1.   В параметре Frequence Multiplier устанавливается частота выполнения функции в одном экземпляре процесса или за определенной период времени. В примере частота соответствует числу заказов (процессов) 48 за неделю.

2.   В окне Time Information определяются:

 

•      Единица измерения длительности ( unit ) в секундах, минутах, часах и т.д.

•      Длительность (duration) одной операции.

•      Длительность*Частота – автоматически формируемый показатель.

 

3.   В окне Cost information последовательно заполняются статьи затрат, часть из которых может быть связана прямой зависимостью с длительностью операции, например, заработная плата, амортизация и т.д.

4.     В параметре Total автоматически подсчитывается итог затрат по операции 5. В параметре Total * Frequency автоматически рассчитывается сумма затрат по операции на процесс.

На основе стоимостных затрат функций, находящихся на нижних уровнях детализации модели, осуществляется автоматическое суммирование по принципу “снизу вверх” стоимостных затрат функций- агрегатов вплоть до получения итоговой суммы стоимостных затрат на весь процесс по формуле:

п»ї

Стоимостные затраты функции = ∑ Стоимостные затраты подфункции

Для установки параметров вычисления стоимостных затрат используется режим установки стоимости Set cost в пункте установки опций Set Options пункта меню Edit Menu .

Для проведения дальнейших расчетов и графического анализа результаты стоимостного анализа функций могут быть выведены в электронную таблицу Excel или Lotus . Для этого необходимо произвести в пункте меню File экспорт модели в файл с расширением АВС и открыть его в электронной таблице, заменив контекстно точку на запятую. Пример получившейся таблицы представлен в таблице 4.1.



 


4.3. Реализация стоимостного анализа функций в ППП Easy ABC +

ППП Easy ABC + - это специализированный пакет программ стоимостного анализа функций, который выполняет стоимостные расчеты на основе функциональной модели IDEF 0 и исходных данных бухгалтерской и логистической информационных подсистем, импортируемых в пакет. Стоимостной анализ функций выполняется по двухступенчатой схеме, для реализации которой пользователь-аналитик должен определить факторы ресурсов и функциональные факторы.

Факторы ресурсов определяют критерии отнесения затрат, связанных с использованием ресурсов, на стоимость функций. Для каждого отношения ресурс – функция может быть задан свой натуральный показатель отнесения затрат. Например, отнесение затрат Аренда помещений на стоимость выполнения функций может вычисляться в соответствии с показателем Площадь в квадратных метрах под рабочие места, связанные с выполнением функции, а Командировочные расходы - по показателю Число человеко-дней, затраченных на командировки для выполнения функций.

Функциональные факторы – это критерии переноса затрат с функций на стоимостные объекты. Для каждого отношения функция – стоимостной объект может быть задан свой натуральный показатель отнесения затрат. Например, перенос затрат, связанный с выполнением функции Тиражирование на стоимостные объекты Бюллетени, Брошюры, Книги выполняется в соответствии с показателем Объем тиражирования по видам продукции.

Читать далее: Технология проведения стоимостного анализа функций в ППП Easy ABC+