Бизнес-планирование и Информационные системы и технологии

 
  Бизнес-планирование. Учебное пособие 
  Основы бизнеса 
  Стратегическое планирование на предприятии 
  Реинжиниринг бизнес-процессов 
  Реинжиниринг бизнес-процессов 
  Информационно-аналитические системы 
  Интернет-технологии для бизнеса 
  Информационные технологии в юриспруденции 
  Информационные технологии в экономике 
  Интернет-маркетинг 
  Методология построения многоуровневых экономически...

 
 

 
Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать вас безумно богатым.

Основные этапы бизнес - планирования

Потенциальные инвесторы готовы принять участие в реализации проектов, но прежде они хотят понять:

• Зачем вам нужны деньги?

• Как они будут использованы?

• Получат ли они прибыль, и какую?

• Какие есть гарантии в получении своих денег обратно и когда.

В постановлении Правительства РФ № 1373 от 30 октября 1997 г. дано указание Министерству экономики и Министерству финансов обеспечить привлечение и осуществлять контроль над целевым использованием инвестиционных ресурсов для финансирования мероприятий, связанных с реформированием предприятий.

В этом же постановлении Правительства РФ, которое называется: "О реформе предприятий и иных коммерческих организации" признана необходимость подготовки руководителей и специалистов предприятий по вопросам реформирования и составления бизнес-планов.

Правительство требует :

• составить   бизнес-планы   на   среднесрочную   и  долгосрочную перспективу,

• перейти на международные стандарты бухучета и т.д.

Правительство обещает :

• облегчить доступ к информации, позволяющей предприятию определять свое положение на рынке и выходить на новые рынки,

• развить ипотечное кредитование,

• предоставить     предприятиям     свободный     выбор     методов амортизационной политики и прочее.

Проанализировав семилетний опыт работы по бизнес-планированию для предприятий различных отраслей промышленности, которые имеют производственную, финансовую, сбытовую и кредитную историю предлагаю последовательность (технологию) разработ . Она включает в себя пять этапов.

Первый этап – ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и принятие обоснованных решений.

Цель этапа – определить причинно-следственные связи, которые оказали влияние на создавшееся положение, т.е. установить диагноз болезни, которая привела или приведет к негативным последствиям.

На первом этапе необходимо проанализировать коммерческую, производственную, финансовую и экономическую деятельность предприятия за последние 3 года по следующим направлениям:

1.     Финансово-хозяйственная деятельность по балансам, по отчетам о прибылях и убытках, а также структура затрат, темпы роста/падения переменных и условно-постоянных издержек типографии по данным бухгалтерского учета.

2.     Учетная политика и действующая на предприятии система налогообложения (ставки и сроки платежей).

п»ї

3.     Состояние основных средств и нематериальных активов (дата начала эксплуатации, балансовая стоимость, начисленная амортизация, остаточная стоимость, темпы роста/падения цен на основные средства) по данным бухгалтерского учета.

4.     Задолженность по выплате кредитов (суммы, процентные ставки и сроки погашения) по учетным данным бухгалтерии.

5.     Поставщики основных материалов (объемы, цены и условия поставок, темпы роста/падения цен) по отчетным данным снабженцев.

6.     Существующий рынок сбыта (география рынка услуг, заказчики, объемы, цены и условия продаж, темпы роста/падения цен) на полиграфическую продукцию и услуги по отчетным данным.

7.     Действующая организационная структура управления, штатное расписание, формы оплаты труда управления, основных производственных и вспомогательных цехов и участков (темпы роста/падения оплаты труда).

В заключении подготовить аналитическую отчет (справку) по динамике финансово-экономической деятельности предприятия и рекомендации (предложения) руководителям по устранению причин, оказавших негативное влияние на результаты.

Второй этап разработка предварительного ТЭО .

Цель этапа – разработать базовый сценарий реализации проекта на среднесрочную либо на долгосрочную перспективу.

На втором этапе - собрать информацию, провести исследования и подготовить предварительное технико-экономическое обоснование (решение) для разработки финансового плана:

1.     Разработать Техническое задание на проект.

2.     Изучить спрос заказчиков на продукцию и услуги на предполагаемом рынке.

3.     Выявить конкурентов и степень их влияния на рынок.

4.     Определить перспективные виды продукции и услуг на ближайшие три - пять лет.

5.     Составить прогноз объемов сбыта с учетом сезонности и жизненного цикла каждого продукта (услуги).

6.     Определить потребность в технологическом оборудовании, в материалах, производственных площадях, в квалифицированных кадрах и других ресурсах, необходимых для производства.

7.     Исследовать рынок поставщиков оборудования, материалов (цены, условия поставок и платежей).

8.     Провести предварительные переговоры (подписать протоколы о намерениях) с потенциальными поставщиками и заказчиками (объемы, цены, условия оплаты поставок и сбыта).

9.     Разработать план (графики) реконструкции производственных и вспомогательных помещений, проектно-сметную документацию.

10. Разработать предложение об изменении структуры управления предприятием для условий рыночной экономики, схему управления учетом (информационные потоки планирования, контроля, принятия решения) и систему мотивации оплаты труда.

п»ї

11. Разработать проект плана инвестиционных и организационных мероприятий (наименование этапа, длительность, сроки, стоимость, условия оплаты и продаж основных средств).

12. Спрогнозировать инфляцию на сбыт, на переменные и условно-постоянные издержки, на оплату труда, на основные фонды.

13. Изучить условия предоставления инвестиций (потенциальные инвесторы, максимальные суммы, сроки, процентные ставки, условия выплаты процентов и погашения кредитов, необходимые гарантии и страховки).

14. Разработать план мероприятий по снижению имеющейся дебиторской задолженности и среднего времени задержки платежей заказчиками (в днях) за приобретенную продукцию и услуги.

15. Разработать план мероприятий по снижению имеющейся кредиторской задолженности за поставленные ресурсы.

16. Рассчитать показатели (план) сбыта продукции и услуг с учетом спроса, цен, жизненного цикла и сезонности.

17.        Рассчитать объем (план) производства продукции и услуг с учетом имеющихся запасов на складе, планируемых объемов продаж, потерь и запасов готовой продукции.

18.        Составить прогноз производственных издержек на материалы, на оплату труда, услуг сторонних организаций, на амортизационные отчисления, на обслуживание долга.

19.        При необходимости произвести переоценку зданий и сооружений, оборудования, оценить стоимость объектов интеллектуальной собственности (собственных изобретений, Ноу-хау и т.д.).

20.        Подготовить предварительное Технико-экономическое обоснование, рассчитать коммерческую и бюджетную эффективность проекта, а также национальные экономические выгоды.

Все результаты исследований оформить в виде рекомендаций (проекта плана), которые будут использованы в качестве исходных для разработки бизнес-плана.

Третий этап - разработать бизнес-план и спрогнозировать эффективность проекта.

Цель этапа - спланировать финансово-хозяйственной деятельности предприятия по оптимистичному и пессимистичному сценариям реализации проекта.

На третьем этапе - разработать финансовые планы, отвечающие критериям отбора (выбора) инвесторов и определить потребность в инвестиционных средствах:

1.  Составить (рассчитать) "План прибылей и убытков", в котором отразить в денежном выражении объемы продаж, издержек на производство и чистую прибыль в определенные периоды времени (месяц, квартал, год).

2.            Составить (рассчитать) "План балансов", в нем отразить финансовое состояние - структуру активов и заемных и собственных сре дств пр едприятия на определенный момент времени (месяц, квартал, год).

3.            Составить (рассчитать) "План денежных потоков" по трем видам деятельности предприятия: по операционной (основной -п роизводственной), по инвестиционной и по финансовой, в которых определяются:

- приток денежных средств - денежные средства на счетах, доходы от реализации, амортизационные отчисления, доходы от реализации активов, взносы в уставной капитал, заемные финансовые средства;

отток денежных средств - затраты на производство продукции (услуг),    общие   издержки   предприятия,   затраты   на   инвестиции, затраты на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат;

■остаток денежных средств на конец периода (месяц, квартал, год).

Наличие отрицательной величины остатка в плане денежных потоков в какой-либо из периодов времени означает, что предприятие имеет дефицит денежных средств, это служит сигналом о том, что в эти периоды необходимо привлечь инвестиции.

Все условия и результаты расчетов изложить в Финансовом плане.

Четвертый этап - произвести анализ чувствительности проекта к изменению различных факторов.

Цель этапа - спрогнозировать (определить) результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия на среднесрочную или долгосрочную перспективу, а также влияние различных факторов микро и макроэкономики на устойчивость проекта.

На четвертом этапе провести анализ эффективности и устойчивости проекта по данным прогноза балансов, прибылей и убытков, движения денежных средств:

1.  Рассчитать показатели ликвидности (индексы текущей и общей ликвидности, чистый оборотный капитал и др.).

2.            Рассчитать показатели деловой активности (оборачиваемости товарно-материальных запасов, оборачиваемость средств по счетам дебиторов, период оплаты за продукцию и др.).

3.            Рассчитать показатели рентабельности (активов, собственного капитала, долгосрочных инвестиций, продаж, валовой прибыли, операционной прибыли и др.)

4.            Рассчитать показатели финансовой устойчивости.

5.            Рассчитать показатели эффективности инвестиций с учетом ставки дисконтирования (период окупаемости проекта - DPB , индекс прибыльности - PI , чистый приведенный доход - NPV , внутренняя норма рентабельности - IRR и др.).

Инвесторы отдают предпочтения проектам, у которых:

NPV имеет положительное значение;

PI - не менее единицы;

IRR - превышает ставку дисконтирования (например, ставку долгосрочного банковского кредита).

6.   Определить степень влияния на финансовый результат (чистый приведенный доход проекта - NPV ) различных факторов при их изменении (объема продаж, цен реализации, налогов, переменных издержек,    условно-постоянных    издержек,    суммы    инвестиционных затрат, стоимости привлеченных финансовых средств, ставки дисконтирования и многих других).

7. Рассчитать точки безубыточности для основных групп продукции и услуг.

Результаты прогноза изложить в Финансовом плане, либо в самостоятельном разделе: Анализ чувствительности проекта.

Заключительный этап – подготовка материалов по проекту (бизнес-плана) к презентации заинтересованным лицам.

Цель этапа – подготовка комплекта документов для презентации проекта местной администрации, экспертам ведомственных комиссий и независимым экспертам, гарантам и страховым компаниям, потенциальным инвесторам при необходимости налоговой инспекции.

На заключительном этапе - оформить бизнес-план в соответствии с требованиями инвестора, провести предварительную экспертизу проекта собственными силами и независимыми экспертами с целью определения узких мест и рисков, внести корректировки с учетом замечаний экспертов. Затем ознакомьте с проектом потенциальных инвесторов, соблюдая конфиденциальность.

Будьте готовы к тому, что инвестору потребуется несколько месяцев на принятие решения о финансировании вашего проекта. В деловом мире считают, что три месяца - очень короткий срок. Более реалистичные сроки - шесть и более месяцев.

Некоторые советы руководителю проекта:

1.     Изучите литературу по анализу финансово-хозяйственной деятельности, маркетингу, стратегическому планированию (составлению бизнес-планов) и анализу эффективности инвестиционных проектов.

2.     При необходимости проконсультируйтесь в консалтинговой (консультационной) фирме или прослушайте на семинаре курс лекций по методике разработки бизнес-плана.

3.     Разработайте план-график работ, ответственных исполнителей и определите сроки их выполнения.

4.     Сформируйте рабочую группу из наиболее подготовленных и перспективных специалистов.

5.     Проверяйте достоверность исходных данных перед началом расчетов.

6.     Используйте систему Marketing Expert или Marketing G eo для поддержки принятия решения на всех этапах разработки стратегического, тактического планов маркетинга и их контроля.

7.   Если вы будете представлять бизнес-план иностранным
инвесторам или в крупные российские банки рекомендую все расчеты
производить на специальных (закрытых) компьютерных системах:

•         BIZ Planner - система финансового планирования.

•         Project Expert - программа финансового планирования и контроля деятельности предприятий и организаций, редназначена для анализа эффективности инвестиций и управления инвестиционными проектами.

8.   Для ускорения и точности расчетов рекомендуем следующее
программное обеспечение:

•         Audit Expert - инструмент комплексного анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия.

•         Forecast Exp ert - система построения прогнозов (мощный пакет для анализа временных рядов и решения различного рода прикладных и научных задач).

Читать далее: Заключение
 
на главную Обратная связь