Разделы



Характеристика отдельных подсистем планирования

Базовая концепция

Поскольку одновременное планирование целей, потенциала и операций для подразделения и предприятия в целом на практике затруднено, выделяют комплексы планирования и соответственно разделы общего плана, к которым относятся:

-       Планирование    общих    целей ,    или    генеральное    целевое планирование.

-       Стратегическое планирование , или планирование продуктовой программы и потенциала, планирование структуры потенциала.

-       Оперативное           планирование ,          или            планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.

- Сводное    общее    фирменное    планирование    результата    и финансовое планирование.

Генеральное целевое планирование

К планированию генеральных целей можно отнести задание всех общих экономических и неэкономических целей, т.е. разработку концепции предприятия. В этот раздел входит планирование:

-       материальных целей предприятия (областей деятельности, отраслей, важнейших результатов, которых хотят достичь, а иногда и групп потребителей);

-       стоимостных целей (финансовых результатов и ликвидности);

-       социальных целей (социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству, а также к другим общественным группам, определенного имиджа предприятия).

Генеральные цели предприятия частично формулируются в виде директив общего характера . Стремление к прибыли и гарантированной ликвидности являются глобальными целями (конечно, с учетом других целей).

Вспомогательной          стоимостной          целью           предприятия,

ориентированного в целом на максимизацию ценности капитала, может быть стремление к оптимальной расчетной прибыли за период.

Для предприятий, функционирующих в условиях конкуренции, кроме того, все монетарные и немонетарные цели можно рассматривать как цели достижения конкурентных преимуществ.

Стратегическое планирование – планирование программы и потенциала, планирование структуры потенциала

Стратегическое планирование – это планирование достижения целей.

В ходе стратегического планирования на базе установленных генеральных целей определяют в долгосрочном плане:

-       продуктово-ассортиментные программы;

п»ї

-       структуру и объемы потенциала (ресурсов) , необходимого для производства и реализации продукции, в том числе:

-       планирование сре дств пр оизводства и персонала предприятия (размера предприятия);

-       планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала);

-       планирование структуры производств, или мощностей;

-       планирование организационной структуры, юридической формы и правовой структуры предприятия;

-       планирование системы управления предприятием;

-       планирование расстановки руководящих кадров, формирование системы стимулирования руководителей;

-       планирование информационной системы менеджмента (формирование         системы            планирования,                         регулирования, документирования и контроля).

Стратегическое планирование в широком смысле называют планированием роста, планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер.

Принципиальные способы действий по формированию направлений, масштабов, структуры и субъектов развития предприятия

называют стратегиями.

Цель стратегического планирования состоит в том, чтобы через генерирование и выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития предприятия с точки зрения повышения ценности капитала.

Оперативное   планирование   –   планирование   программы   и мероприятий при заданном потенциале

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим профессионально составленные прогнозы Форекс могут сделать Вас ужасно денежным.

Оперативное планирование, прежде всего, является планированием достижения целей. Оно строится на генеральном и стратегическом планировании и зависит от принятой в результате стратегического планирования продуктовой концепции, структуры потенциала и системы управления.

В рамках оперативного планирования планируется программа продуктов и услуг, которые предприятие должно производить в краткосрочной и среднесрочной перспективе на базе заданного потенциала, или мощностей, и необходимые для этого в отдельных функциональных сферах деятельности мероприятия (операции).

На промышленных предприятиях с функциональной организационной структурой к оперативному планированию относят:

п»ї

-       план сбыта ;

-       план производства ;

-       план снабжения ;

-       план НИОКР;

-       план логистики (транспортно-складское хозяйство);

-       план персонала,

-       план оборудования;

-       информационный и коммуникационный план

-       административный  план  (система  управленческого  и  финансового учета) и др.

На предприятиях с продуктовой или региональной организационной структурой относят:

-       разработку   функциональных   планов   центральных   отделов   штаб-квартиры

-       планирование   мероприятий   в   разрезе    продуктовых   программ   и функций на уровне отдельных продуктовых или региональных отделений.

Оперативное планирование в широком смысле называют также текущим, или регулярным.

Сводное общекорпоративное планирование результатов и финансовое планирование

Монетарные и немонетарные планово-контрольные расчеты являются количественным выражением генерального целевого, стратегического и оперативного планирования.

Ориентированные на финансовые результаты и ликвидность, планово-контрольные расчеты, или планирование и контроль (ПиК ), включают (рис.6):


-       ПиК функциональных сфер деятельности (расчеты по центрам прибыли и центрам издержек);

-       сводные общие фирменные ПиК – общее фирменное планирование результатов и финансовое планирование (сводное планирование калькуляционной и балансовой прибыли; планирование денежного потока, инвестиций, поступлений и выплат, резервов ликвидности).

Если монетарные и немонетарные планово-контрольные расчеты, насколько это, возможно, проводятся в рамках генерального целевого, стратегического и оперативного планирования, в качестве четвертого планового комплекса остаются только общее фирменное планирование финансово-экономических результатов и финансовое планирование.

Названые четыре плановых комплекса разрабатываются в рамках так называемого скользящего планирования периодически (как правило, ежегодно).

Содержательные основные связи и временные переплетения этих четырех плановых комплексов на предприятии с функциональной структурой показаны на рис. 7.

Модификации базовой концепции планирования и контроля в рамках управления, ориентированого на видение, взаимосвязи и диалог

Планирование сегодня относится к важнейшим задачам и инструментам управления на предприятии. Хотя ни в законах об акционерных обществах, ни в коммерческом кодексе нет прямых требований о необходимости планирования, большая часть наблюдательных советов предприятий сегодня принимает все решения, связанные с развитием предприятия, только на основании стратегических и оперативных планов. Получило признание планирование, принимаемое как систематическое предвосхищение будущих событий.



 


За последние 25 лет значительно возросли объем и интенсивность планирования. Поэтому почти в каждом университете в курсы управления предприятием включены и находятся в центре внимания вопросы планирования. В 12 германских университетах дисциплина Планирование на предприятии относятся к дисциплинам углубленного изучения.

Современный подход к научным исследованиям и практике в области планирования характеризуется следующими моментами:

1.   Все чаще исходным пунктом планирования на предприятии становится видение будущего ( Vision ).

2.   Возрастает роль сценариев и потребность в их разработке для проверки и углубления видения, целей и стратегии предприятия.

3.   Расширяется каталог целей предприятия. Необходимо стремиться также к максимизации расчетной прибыли за период в рамках

4.   оперативного управления на базе стратегической линии развития предприятия.

5.   До уровня целей подняты рамочные (обязательные) условия или ограничения:

 

•           защита и улучшение окружающей среды;

•           использование новых прогрессивных технологий;

•           поддержка и защита принципов социально-рыночной экономики и демократического общественного устройства страны.

 

6.   В рамках оперативного управления все шире используется система управления на основе целевых издержек ( Target Costing ) в рамках стратегического планирования.

7.   Предметом стратегического планирования становятся стратегии функциональных сфер деятельности и региональные стратегии .

8.   К главным задачам стратегического планирования на практике все в большей мере относят стратегически ориентированное формирование организационной и правовой структуры предприятия, системы управления с соответствующими руководящими кадрами, а также внутренних и внешних информационных и коммуникационных систем. Ориентированное на отдельные группы персонала управления на основе диалога становится важным условием идентификации предприятия.

9.   Все большее внимание уделяется процессам реализации и мониторинга стратегических планов.

10. Интеграция техники и экономики облегчает и при помощи
компьютеров повышает качество стратегического и оперативного
планирования  и контроля.  Компьютерное  планирование  продуктов, программ и инвестиций, а также технико-экономическое планирование, является уже сегодняшней практикой планирования. Дело завтрашнего дня, интегрированное планирование с представлением на экране компьютера альтернативных продуктово-ассортиментных программ, планов мощностей, потоков ресурсов и финансовых потоков, а также расчетов стоимости предприятия.

11. Усложнение традиционных управленческих задач, усиление
комплексности     управленческих     функций     требует     постоянной

гармонизации планов.

12.   Возможные изменения во внешней и внутренней среде предприятия требуют от руководителей системного мышления и анализа чувствительности плановых решений. На передний план выходит ориентированный на все стадии создания новой стоимости стратегический анализ и по процессный учет издержек.

13.   Стремление к совершенствованию планирования появляется на пути улучшения процесса его организации, синхронизации планирования стратегий с инвестиционным планированием, с одной стороны, и оперативного планирования с интегрированным годовым технико-экономическим (бюджетным) планированием, с другой стороны. Однако общими требованием остается избежание излишнего планирования (перепланирования).

14.   Повышение качества планирования и контроля за реализацией планов достигается, прежде всего, через привязанное к плановым целям стимулирование руководителей. Процесс согласования стратегических и оперативных плановых целей, от выполнения и перевыполнения которых зависит размер персонального дохода руководителей, совершенно определенно усиливает их мотивацию и одновременно ведет к лучшему формированию и достижению целей предприятия.

15.   Успешное планирование требует соответствующей философии предприятия , согласно которой необходимы планирование и определенная культура предприятия, делающая это планирование возможным.

Существенным элементом культуры предприятия является стиль поведения руководителей: стремление служить примером выполнения своего долга и открытость, ответственность и инициативность, понимание того, что такое истинные ценности, душевная теплота. Стиль становится все более важным признаком, определяющим тип руководства.

В рамках дискуссии о философии и политике предприятия в последнее время особое внимание уделяют видению будущего, или ведущей идее высшего руководства относительно путей сохранения и успешного дальнейшего развития предприятия.

Видение можно рассматривать в качестве предмета политики предприятия. Оно влияет существенным образом на оперативное и стратегическое планирование, особенно на выбор стратегии, организационных структур, системы управления, подбор и расстановку руководящих кадров. Только полные сил руководители- лидеры, обладающие стратегической волей и имеющие собственное видение, могут получить в условиях конкуренции желаемую картину будущего.

Генерирование идеи и формулирование видения является главной задачей высшего руководства предприятия. Видение, сформированное часто в результате стратегического анализа, прогнозирования или даже в процессе планирования, конкретизируется в целевой картине, принципах функционирования предприятия и управления им.

Наряду с этими новыми элементами, содержательно расширяющими предмет управления, все большее значение приобретает комплексное мышление и действия.

Читать далее: Структура и содержание разделов бизнес-плана