Разделы



Элементы управления

Согласно определению Файоля , элементами управления являются предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. Однако, во времена Файоля , зачастую эти пять понятий смешивались с понятием организация. Хотя организация и должна быть одной их существенных частей управления, но она относится к последнему лишь так, как часть к целому.

ПРЕДВИДЕНИЕ.

Файоль выдвигает предвидение на первое место, считая, что "если предвидение и не есть на сто процентов - управление, то оно во всяком случае составляет существенную часть последнего; предвидеть это уже почти действовать.

Главным проявлением, "наиболее действительным орудием" предвидения Файоль считает программу действий. "Программа действий это одновременно -конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход; это - картина будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные - представлены более или менее смутно; это - предвидимый и подготовленный на известный период ход предприятия." При этом, при разработке программы    действий    следует    учитывать     во-первых,   ресурсы    предприятия (недвижимость, оборудование, сырье, капитал, персонал и т.д.); во-вторых, природу и важность текущих операций и, в-третьих, возможности будущего, зависящие частью от технических, коммерческих, финансовых и иных условий, в свою очередь подверженные изменениям, важность и момент наступления которых нельзя определить заранее. Кроме того, выработка подобной программы требует от руководящего персонала:

1)  искусства управлять людьми;

2)  большой степени активности;

3)  известного нравственного мужества;

4)  достаточно прочного служебного положения;

5)       известной компетентности в профессиональной специальности
предприятия;

6) известной степени деловой опытности.

Подготовка программы действий является одной из важнейших и сложнейших операций в любой организации; она приводит в действие все отделы и все функции, и главным образом - административную функцию. Когда руководитель предприятия приступает к составлению программы действий, указывает ее цель и объем, определяет участие каждого отдела в общем деле, согласовывает отдельные части программы и, наконец, принимает решение о том, какой держаться линии поведения, он, в сущности, этим и выполняет свою функцию администратора. При этом, при выборе линии поведения важно, чтобы не только ничем не нарушались принципы и правила хорошего управления, но, чтобы принятая программа облегчала использование этих принципов и правил.

Файоль отмечает, что предвидение крайне слабо развито на государственном уровне. И главной причиной этого он считает безответственность руководителей государства. Так, финансовая ответственность, этот могучий стимул успешной работы шефов частных предприятий, в государстве сводится почти к нулю. Лекарство от этого зла - ныне отсутствующая устойчивость кабинета, которая привязала бы министра к своему делу, увеличивая его моральный авторитет, -е динственную реальную гарантию в управлении крупными предприятиями." Идея Анри Файоля , высказанная еще в начале века, весьма актуальна в современном мире и, в особенности, в России.

п»ї

ОРГАНИЗАЦИЯ.

"Организовать предприятие значит - снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом.

В предприятии Файоль различает две составные части: материальный организм и социальный организм. И более подробно останавливается на последнем , наиболее важном с точки зрения администратора. Социальный организм предприятия должен выполнять следующие функции:

1) Заботиться о том, чтобы программа действий была зрело подготовлена и
неуклонно выполнена.

2) Заботиться о том, чтобы социальная и материальная структуры
предприятия соответствовали его цели, ресурсам и потребностям.

3)  Установить единую, компетентную и энергичную дирекцию.

4)  Согласовать действия, координировать усилия.

5)  Формулировать ясные, отчетливые и точные директивы.

6)  Содействовать хорошему подбору работников; во главе каждого отдела должен стоять компетентный и деятельный человек, каждый служащий должен быть на таком посту, на котором он может принести наибольшую пользу.

7)  Отчетливо определить компетенцию.

8)  Поощрять инициативу и ответственность.

9)  Справедливо и искусно вознаграждать за выполненную работу.

 

10)  Устанавливать меры взысканий за провинности и ошибки.

11)  Следить за дисциплиной.

Занятия Forex - это блестящая возможность для Вас подготовиться к успешной работе на бирже Форекс!

12)  Наблюдать за тем, чтобы частные интересы были подчинены общему интересу предприятия.

13)       Внимательно     следить     за     соблюдением      принципа     единства
распорядительства.

14)  Поддерживать материальный и социальный порядок.

15)  Устанавливать за всем контроль.

16)      Бороться с злоупотреблением регламентацией, бюрократическим
формализмом, бумажной волокитой и так далее.

Такова административная миссия персонала каждого предприятия. Она несложна в простейшем предприятии, но она все больше и больше усложняется по мере того, как становится более важным предприятие и многочисленнее его персонал.

Не входя в весьма интересные детали, которые Анри Файоль приводит в своем описании устройства социального организма, следует вспомнить лишь, что он вполне справедливо отводит крупное значение роли школы в деле создания служащих высшего ранга и глав предприятий. Он констатирует, что курсы соответствующих высших школ носят почти исключительно технический характер, что в них нет речи ни об управлении, ни о финансах, едва говорится о страховании и очень мало об учете. Не меньше места Файоль отводит описанию опасностей, вытекающих из дурных примеров государства, которое так часто подбирает важнейших административных чиновников среди людей, наименее подготовленных к ожидающим их трудным обязанностям. Хорошее обучение административной науке могло бы существенно улучшить подобное печальное положение вещей, что, в принципе и произошло.

п»ї

РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО.

"Искусство распоряжаться основывается на некоторых личных качествах и на знаниях общих принципов управления Начальник, несущий обязанности распорядителя, должен:

1)   Обладать глубоким знанием своего персонала.

2)   Устранять неспособных.

3) Быть   хорошо   знакомым      с  договорами,     существующими   между
предприятием и служащими.

4)   Подавать хороший пример.

5)   Делать периодические осмотры предприятия...

6) Устраивать  совещания   со  своими  главнейшими   сотрудниками,  для
достижения единства управления и согласования усилий.

7) Не загружать своего внимания мелочами.

8) Добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности,
инициатива и сознание долга."

КООРДИНИРОВАНИЕ.

Координировать - это значит согласовать все операции в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех. В хорошо координированном предприятии каждая служба работает в согласии с другими: все операции выполняются уверенно и в порядке.

Напротив, можно наблюдать в некоторых предприятиях поразительные симптомы недостатка координирования: "Каждая служба не знает и не хочет ничего знать о других. Она работает так, как если бы она была сама себе целью и смыслом, не заботясь нисколько ни о соседних службах, ни о предприятии в целом.

Между отделами и бюро одной службы существует такая же разомкнутость , как и между отдельными службами. Главной заботой каждого является - прикрыть свою личную ответственность какой-либо бумагой, приказом, циркуляром. Никто не думает об общем интересе. Нет инициативы и преданности делу.

Подобное губительное для предприятия, умонастроение персонала не является результатом злой воли. Оно есть следствие недостаточного координирования или же отсутствия последнего.

Хороший персонал непременно станет портиться, если постоянно не напоминать ему о его обязанностях по отношению к предприятию и ко всем частям социального организма.

Однако, этих недостатков можно избегнуть при помощи еженедельных совещаний начальников служб, либо путем назначения особых агентов связи, играющих, в общем, роль главного штаба при правлении.

КОНТРОЛЬ.

Контроль состоит в проверке - все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам. Его целью является - отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать их повторения.

Контроль применяется в отношении ко всему: к вещам, к лицам, к действиям и т.д. Но для того, чтобы он был действенным, нужно, чтобы он был проведен вовремя и сопровождался санкцией.

административной точки зрения, необходимо удостовериться, что программа имеется, что она выполняется и корректируется соответственно условиям времени, что распорядительство осуществляется согласно принципам, что совещания для координирования собираются и т.д.

С коммерческой точки зрения, необходимо удостовериться, что входящие и исходящие материалы точно оцениваются по количеству, качеству и стоимости, что инвентарные ведомости в порядке, что снабжение налажено и т.д.

С технической точки зрения, необходимо наблюдать за ходом операций, за результатами, особенностями, своевременным ремонтом, функционированием персонала и машин и т.д.

Со страховой точки зрения, необходимо удостовериться, что принятые для охраны имущества и лиц меры исправно действуют.

Наконец, с учетной точки зрения, необходимо констатировать, что документы проходят в исполнение быстро, что они дают ясную картину состояния предприятия..."

Читать далее: Значение учения об управлении Анри Файоля