Анализ, оценка и аудит

 
  Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 
  Анализ финансовой отчетности 
  Мастерство анализа волн Эллиотта 
  Методика оценки машин и оборудования 
  Оценка стоимости земельных участков 
  Оценка стоимости недвижимости 
  Основы оценочной деятельности 
  Межрыночный технический анализ 
  Аудит 
  Теория бухгалтерского учета  
  Международные стандарты аудита 
  Международные финансовые рынки и международные финансовые институты 
  Валютный рынок и валютные операции 
  Валютный дилинг

 
 

 

3.4   Анализ безубыточности

Использование в экономическом анализе деления затрат на переменные и постоянные позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости используется для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уровня безубыточности предприятия.

Связь прибыли с объёмом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализуемой продукции.


Взаимосвязь между прибылью, расходами и объемом произведенной и реализованной продукции представлена на Рис.2.

Этот график позволяет ответить на вопрос : при каком объеме продаж организация получит прибыль. Он также определяет точку, в которой затраты на производство и реализацию продукции будут равны выручке. Эта точка называется точкой безубыточности. В этой точке рентабельность продаж равна 0.

Этот график также показывает, что на прибыль прямое влияние оказывают объем продаж и затраты в той части, которая относится к постоянным .

Для расчета точки критического объема реализации в зависимости от затрат при аналитическом исследовании различных вариантов соотношения факторов каждый раз составлять график затруднительно, и поэтому удобнее выполнять расчет, используя формулы.

Выручка от реализации в точке безубыточности =

постоянные затраты / (1 - переменные затраты

/Выручка от реализации в отчетном годе)

Используя данные формы №2 и данные по учету затрат, можно определить выручку в точке безубыточности анализируемой организации.


Занятия Форекс - это чудесная для вас подготовиться к прибыльной работе на рынке Forex!

Итак, чтобы быть безубыточной, анализируемой организации в отчетном периоде необходимо было реализовать продукции на сумму не меньшую, чем 60702 руб., что на 21% больше, чем в прошлом году. Следует также обратить внимание на тот факт, что в отчетном году объем выручки в критической точке составил 56,7% от общей величины полученной выручки (запас финансовой прочности), и это на 6,0 процентного пункта больше, чем в прошлом году. Следовательно, удельный вес прибыльной зоны в отчетном году сократился, так как чем меньше доля критической выручки у предприятия, тем больше прибыли, и наоборот.

Рассмотрим конкретную ситуацию. Сумма постоянных затрат анализируемой организации равна 4857 руб. Удельные переменные затраты на единицу продукции составили 14,68 руб. Исходя из этих показателей ответим на вопрос, сколько нужно реализовать изделий К 1 , чтобы возместить всю сумму затрат? Ответ зависит от того, по какой цене будет продаваться изделие К 1 . Рассмотрим варианты цен. (См. таблицу 3.7)


О бъем производства и реализации продукции, необходимый для достижения безубыточности, при цене 28 руб. за штуку составляет 365 шт. При повышении цены до 40 руб. за штуку (на 43%) объем реализации изделия К 1 сокращается почти в 2 раза - до 192 шт. Кажется, что решение о цене вполне очевидно. Но здесь в ситуацию вмешивается влияние состояния рынка - эластичности спроса на изделие К 1 .

Анализ состояния рынка показывает, что при цене 40 руб. можно продать в лучшем случае 150 шт. изделия К 1 . При снижении цены до 35 руб. объем реализации повышается до 280 шт. При цене 30 руб. продажа может составить 350 изделий, а при цене 28 руб. - 365 руб.

Посмотрим на данные таблицы 3.8. Они показывают, что при сложившемся в анализируемой организации уровне затрат и существующей рыночной ситуации наиболее разумной будет стратегия, предполагающая производство 280 изделий К 1 и реализацию их по цене 35 руб. за штуку. Именно при таких условиях организация добьется наибольшего объема производства, возмещения всех затрат и получения максимальной прибыли.

Последняя строка таблицы показывает, что ситуация перемещается в зону убытка. При цене 40 руб. организация, чтобы возместить все затраты, должна произвести и реализовать не менее 192 изделий К 1 . Но продать по такой цене можно только 150 шт., следовательно, получаем убыток.

3.5   Факторный анализ прибыли

1. Расчет влияния фактора Выручка от реализации.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 28%. Тогда индекс цены составит J ц = (100+28) / 100+1,28

Следовательно выручка от продаж в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна

В = В 1 / J ц


Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит: В = 106969 / 1,28 = 83569,5 руб.

Следовательно, выручка от продаж продукции в отчетном периоде по сравнению с прошедшим увеличилась за счет роста цены на 23399,5 руб.: 106969-83569,5=23399,5

Таким образом сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 15447,5 руб., а общий прирост выручки (+7952) был получен за счет повышения цен на 28%.

2. Расчет влияния фактора Цена.

+23399,5 * 28,3 /100 = + 6622 руб. То есть прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим в среднем на 28 % привел к увеличению суммы прибыли от продаж на 6622 руб.

3. Расчет влияния фактора Себестоимость реализации.

Расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Рассматривая табл.1., мы видим, что себестоимость в отчетном периоде снизилась на 459 руб., а уровень ее по отношению к выручке от продаж уменьшился на 5,7 процентного пункта. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от реализации на 6097 тыс. руб.

4. Расчет влияния фактора Коммерческие расходы.

Перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде и повышение их уровня на 4,6 процентного пункта привели к уменьшению суммы прибыли от продаж на 4920 тыс. руб.

5. Расчет влияния фактора Управленческие расходы.

Перерасход по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с предыдущим и повышение их уровня на 2,7 процентного пункта уменьшил сумму прибыли на 2888 тыс. руб.

Свободная таблица влияния факторов на чистую прибыль

отчетного периода.


Читать далее: 3.6   Анализ показателей рентабельности организации.
Loading...
загрузка...
 
на главную Обратная связь