Разделы



Классификация гипертекстовых информационных систем по областям применения

С точки зрения применения пользователями гипертекстовые информационные системы можно разделить на следующие группы:

-  макробиблиотечные системы;

-  системы для поддержки интеллектуальной работы пользователя (инструментарий исследования проблем);

-  системы просмотра;

-  системы для исследований гипертекстовой технологии.

Макробиблиотечные системы

Широкое распространение глобальных вычислительных сетей привело к тому, что со многими текстовыми документами работа в существенной степени ведется через вычислительную сеть: чтение текстов, добавление критических замечаний, публикация - все это делается через сеть и при помощи сети. Кроме того, появление библиотечных центров с большими объемами информации на машинных носителях позволило с помощью гипертекстов сделать "живыми" те или иные ссылки на статьи, справочники, технические отчеты, книги. Читатель гипертекста, в принципе, теперь имеет возможность получить для себя документ, соответствующий ссылке, через сеть.

К категории макробиблиотечных систем можно отнести гипертекстовые системы Мемекс Буша, NLS / Augment Энгельбарта , проект Нельсона Xanadu , Textnet Тригга .

Ванневар Буш и система Memex



Ванневар Буш (1890–1974), научный советник президента Ф. Д. Рузвельта, считается первым, кто дал описание гипертекста. Он сделал это в своей статье 1945 г. "Как мы можем думать" (" As We May Think ", Atlantic Monthly , July 1945, p . 101–108, , в

которой призвал не пожалеть в послевоенное время усилий для механизации системы поиска данных в научной литературе. Он описал браузер – машину для просмотра и пополнения записями в режиме онлайн обширной тексто-графической системы. Эта система, получившая название Memex , включала в себя очень большую библиотеку, а также личные записи, фотографии, зарисовки. Она имела несколько экранов и позволяла вводить помеченную связь между любыми двумя точками библиотеки. Хотя Буш продемонстрировал замечательный дар предвидения, он не разглядел будущей силы числового компьютера – его Memex использует микрофильмы и фотоэлементы. Однако Буш верно предвидел информационный взрыв и в обоснование своих идей ссылался на потребность в более естественных типах указателей, обеспечивающих информационный поиск.

Буш описывал главную особенность системы Memex как возможность вводить в ней взаимную связь элементов. Соответствующий механизм является сложным, но разумным. Когда перед пользователем находятся два документа, которые он хочет включить в навигационный путь, причем каждый из них дан в отдельном слайдовом изображении, тогда пользователь выстукивает имя связи, и это имя появляется в кодовом пространстве в нижней части каждого изображения.

п»ї

Имя связки – это читаемый фотоэлементами точечный код, несущий имя другого документа. С этого момента, как только один из этих документов оказывается в поле зрения, другой может быть немедленно вызван простым выстукиванием кнопкой, находящейся ниже соответствующего кодового пространства. Буш признавал, что для большей практичности его Memex нуждается во многих технологических усовершенствованиях.

Даглас Энгельбарт и его система NLS / Augment


Под влиянием идей Ванневара Буша оказался в начале 60-х годов Даглас Энгельбарт (род. в 1925 г.) из Стэнфордского научно-исследовательского института. В 1963 г. Энгельбарт опубликовал статью "Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта" (" A Conceptual Framework for the Augmentation of Man s Intellect "). В ней он развил представление о том, что компьютер возвещает переход человеческой эволюции в новую стадию, которая характеризуется "автоматизацией обращения с внешними символами".

Энгельбарт предложил систему H - LAM / T – Human using Language , Artifacts and Methodology , in which he is Trained (система подъема способностей человека посредством языка, артефактов и методологии), которая включала человека-пользователя как необходимый элемент. Пользователь и компьютер рассматриваются в этой системе как симбиоз динамических компонентов, благодаря которому усиливается природный интеллект пользователя. Такого взгляда на гиперте кст пр идерживались многие поколения разработчиков гипертекстовых систем.

Через 5 лет, в 1968 г., эти идеи Энгельбарта приобрели более конкретной характер и были реализованы в системе NLS ( On Line System ). Она была разработана как экспериментальное средство в лаборатории Стэнфордского института, которой Энгельбарт руководил в течение 20 лет. Исследовательская группа развила систему в комплекс, удовлетворяющий все рабочие потребности этой группы и предусматривающий "…помещение в компьютерную память всех наших спецификаций, планов, схем, программ, документов, докладов, памятных записок, библиографических перечней и замечаний и т. п., а также выполнения всей нашей разнообразной работы: составления планов, схем, отладки программ и т. д., включая значительную часть нашего взаимного общения – через консоли". Упомянутые консоли были очень сложны по стандартам того времени. Они давали телевизионное изображение и имели множество различных входных устройств, среди них было одно из наиболее известных изобретений Энгельбарта – мышь.

Обучение Форекс- - это прекрасная для Вас подготовиться к удачной работе на рынке Форекс!

Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов, каждый из которых мог иметь длину не более 3000 символов и назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых , так и межфайловых . В результате структура, первоначально иерархическая, приобретает неиерархические связи. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям".

п»ї

Подобно другим ранним гипертекстовым системам, NLS концентрировалась на трех аспектах:

•  база данных нелинейного текста;

•  фильтры     "видов"     ( views ),     производящие     отбор информации из этой БД;

•  "виды"  ( views ),  которые  структурируют  отображение собранной информации для терминала.

Появление рабочих станций с дисплеями, обладающими высокой разрешающей способностью, сместило интерес в сторону большей графичности в изображении связей, узлов, сетевых фрагментов; стало использоваться, например, одно окно для каждого узла.

В 80-е годы Энгельбарт работал в компании "МАК-Доннел Дуглас", которая предлагала на рынке коммерческий сетевой вариант системы, получивший название NLS / Augment . В ней был сделан акцент на создании среды для работников знания, т. е. на автоматизации рабочих мест инженеров, занимающихся программным обеспечением.

Система включала множество видов компьютерно-поддерживаемой коммуникации, как синхронной, так и асинхронной. Асинхронная коммуникация осуществлялась электронной почтой, ведением компьютерных журналов идей и обменов данными, компьютерной публикацией сводок последних новостей и т. д. Синхронная коммуникация – это несколько терминалов, совместно использующих отображение информации, телеконференции и т. п. Система также обладала средствами выпуска и контроля документации, средствами управления организационной и проектной информацией, а также средствами разработки программного обеспечения.

Теодор Нельсон и Xanadu


В то время как Энгельбарт создавал свою систему Augment , Тед Нельсон (1937 г.), разрабатывал собственные идеи насчет усиления ( augmentation ) человеческого интеллекта. Центральное место в этих идеях занимало создание некоей единой литературной среды, охватывающей всю мировую литературу. Именно Нельсон ввел термин "гипертекст". Идеи, которые он высказал, делают его самым экстравагантным из пионеров гипертекста. Свою гипертекстовую систему он назвал "Ксанаду " ( Xanadu ) по имени "волшебного места, хранимого в литературной памяти". Это название он взял из поэмы С. Т. Кольриджа "Кубла Хан". Xanadu была представлена в книге Нельсона " Literary Machines " в 1981 г. Свои цели Нельсон описывает следующим образом: "Руководствуясь идеями, характер которых литературный, а не технический, мы создали систему для хранения и поиска текста, в котором введены взаимосвязи и "окна". Наша фундаментальная единица, документ, может иметь "окна" на любые другие документы. "Информационное тело" системы эволюционирует, непрерывно расширяясь без изменения своей основы. Новые связи и новые "окна" постоянно добавляют новые пути доступа к старому материалу".

Долгосрочная цель проекта " Xanadu " состояла в обеспечении революционного процесса перевода всей мировой литературы в режим прямого доступа он-лайн .

Значительное внимание уделялось тому, чтобы не ущемлялись авторские права на издание, и действовала некоторая подходящая система электронного начисления авторского гонорара.

По предсказанию Нельсона, приход библиотек, функционирующих в режиме онлайн , приведет к образованию целиком нового рынка организационно-поисковых сре дств дл я работы в этом безграничном информационном хранилище.

Несмотря на постоянный оптимизм Нельсона, реализация Xanadu потерпела фиаско. В книге "Dream Machines ", опубликованной в 1974 г., Нельсон обещал, что она будет готова в 1976 г. В издании " Literary Machines " 1987 г. этой датой стал 1988 г. Xanadu получила мощную поддержку в начале 1988 г. от Autodesk , которая вложила в разработку 5 млн. долл. Нельсон ожидал завершения работ в 1991 г., и все опять кончилось ничем. Autodesk потеряла интерес к Xanadu .

Идеи Нельсона всегда носили более литературный, чем научный характер. Нельсон – не инженер. Его Xanadu так и осталась мифом, как и тот волшебный дворец, в честь которого она названа. Однако именно он в самый ранний период информационной эры придумал название и сформировал ключевую концепцию гипертекста. Его интеллектуальное присутствие в огромной степени влияло на эволюцию гипертекстовых систем. Мало найдется исследователей, которые бы отрицали это.

В 1994 г. в Саппоро (Япония) специально для Нельсона была создана лаборатория, финансируемая некоей японской корпорацией и получившая название HyperLab . Кроме того, Нельсон продолжает работать над Xanadu в Университете Кейо недалеко от Токио .

В Австралии поддерживается проект Xanadu Australia , в рамках которого продолжается разработка открытой системы электронных публикаций на основе идей Xanadu . Планируется всемирная сеть публикаций, основанная на этой разработке. Эта система литературы (" Xanadu Docuverse ") должна позволять людям создавать виртуальные копии (" transclusions ") любой информации в системе независимо от прав собственности.

Чтобы это было возможно, система должна гарантировать владельцу информации выплату авторского гонорара за любую порцию его документов, независимо от ее размера, времени и места использования (" transpublishing and transcopyright ").

Системы для поддержки интеллектуальной работы пользователя (инструментарий исследования проблем)

Ряд гипертекстовых систем был создан для изучения и поддержки такого стиля интеллектуальной работы, когда человек может размышлять над различными слабоструктурированными фрагментами решения задачи. К этой группе относятся средства поддержки первичного неструктурированного рассмотрения проблем, когда на ум приходит много разнообразных идей, как это имеет место, например, на ранних этапах создания текста (авторской работы), есть наброски чего-либо в общих чертах, какие-то решения проблем, разработки и др. Сюда были отнесены WE (Writing Environment ) Университета Северной Каролины, IBIS Хорста Риггеля , gIBIS самого Конклина , различные аутлайновые процессоры.

Система Writing Environment ( WE )

Среда для написания текстов Writing Environment разрабатывалась группой исследователей из Университета Северной Каролины. В основание ее была положена когнитивная модель коммуникационного процесса, в рамках которой чтение представляется как потребление линейного потока текста с последующим пониманием его через иерархическую структуризацию понятий и погружением в долговременную память в виде сети. Написание текста рассматривается как обратный процесс: свободно структурированная сеть, увязывающая внутренние идеи с информацией извне, сначала представляется как иерархически построенный нелинейный текст, а затем разворачивается в линейный поток слов, грамматических предложений и т. д.

Система WE разрабатывалась для поддержки начальных этапов написания текста. У нее два главных видовых окна ( view window ): одно – для структур без иерархии, другое – для иерархических структур. Обычно вначале разработчик текста создает узлы в первом окне. На самой первой стадии понятийный материал предстает еще не подвергнутым сколько-нибудь существенной структуризации. Узлы, "подозреваемые" во взаимной связи, могут быть помещены в "кучи". Между такими двумя "кучами" помещаются связанные с ними обеими одиночные узлы. С возникновением некоторой понятийной структуры разработчик текста может откопировать узлы в иерархическое окно, которому приданы специальные команды для манипуляции с древовидными иерархиями. В этом окне возможны четыре варианта изображений:

•         дерево иерархии изображено лежащим на боку, с корневым узлом (высшим в иерархии) в левой части окна;

•         дерево изображено подвешенным вертикально за корневой узел;

•         узлы-"потомки" изображены внутри своего "родительского" узла;

• иерархия показана в традиционном аутлайновом виде. Система WE использует реляционную БД для хранения узлов и

связей сети.

Пользователь указывает мышью выбираемый узел. Имеется третье окно для редактирования материала из текущего выбранного узла. Запросы к БД отображаются на экране в четвертом окне. Наконец, пятое окно служит для контроля за режимом системы и текущим множеством узлов.

Основное предназначение системы WE состояло в предоставлении экспериментальной платформы для изучения того, какие средства и технические возможности пригодны в среде, обеспечивающей разработку текстов.

Системы просмотра

Целый ряд систем был создан для быстрого просмотра/ изучения текстовой информации. Это справочники, энциклопедии, документация на ту или иную техническую систему, быстровызываемая подсказка по работе с какой-либо компьютеризованной системой, учебники и т.п., т.е. системы, когда легкость просмотра играет существенную роль. Примерами таких систем служат ZOG Университета Карнеги-Меллона , KMS компании Knowledge Systems , HyperTIES Бена Шнейдермана и др.

Системы для исследований гипертекстовой технологии

Некоторые системы были разработаны для проверки новых идей в области гипертекстов, для экспериментов в различных областях применения. Примеры – Notecards фирмы Xerox Parc , Intermedia Университета Брауна, Neptune фирмы Tektronix (реализация концепции HAM – Hypertext Abstract Maschine ), Guide и HyperCard для "Макинтошей" и др.

Система Notecards

Эта система – одна из самых известных версий полного гипертекста. Она разрабатывалась в Xerox Parc под руководством Франка Халаша (F . Halasz ) и Томаса Морана ( T . Moran ), к которым после защиты диссертации по гипертексту присоединился Рэндал Тригг ( R . Trigg ).

Исходной задачей авторов системы было создание инструментальной поддержки сбора данных с целью подготовки аналитического доклада по той или иной тематике. Конструкторы системы исходили из общего представления о работе информационного аналитика как процесса, состоящего из трех этапов:

-         чтение источников (текущих новостей, научных статей и т. п.);

-         делание   выписок   и   вырезок   (клипов)   из   этих   источников   с помещением их в какие-то емкости для хранения;

-         написание аналитического доклада.

Разработчики системы исходили также из того, что в голове аналитика в течение всего этого процесса формируются отдельные фрагменты понимания и концептуальные модели. Цель команды разработчиков системы определялась как создание технологии, позволяющей аналитику формировать концептуальные фрагменты и модели более высокого качества и находить для них выражения лучшие, чем прежде.

Своим успехом система Notecards была отчасти обязана тому, что она разрабатывалась на языке ЛИСП, на мощных рабочих станциях Xerox D , которые обладали экранами, позволявшими с очень высоким разрешением воспроизводить на них окна и пиктограммы связей и узлов. Каждое окно соответствовало записной карточке, размер которой м ожно было менять, но отсутствовала возможность прокрутки содержимого.

Имелось около 40 типов узлов, поддерживавших разные виды информации (текстовый узел, узел видео, анимации, графики, действия и др.), и пользователь мог легко создавать свои типы. Для пользователя был открыт интерфейс программиста, что позволяло с помощью языка ЛИСП довольно легко создавать новые функции на верхнем уровне системы. Были возможности отображать локальные и глобальные карты, специальные карточки-окна могли содержать другие карточки-окна, т. е. поддерживалась кластеризация и иерархическая организация карточек. Были поисковые средства. По своей архитектуре Notecards напоминала Intermedia .

У Notecards было до 100 пользователей, которые разрабатывали довольно большие БД, например объемом в 1600 узлов и 3500 межузловых связей. С течением времени появилась и коммерческая версия Notecards для рабочих станций Sun .

Читать далее: Технология мультимедиа
Общие сведения