Разделы



УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ Понятие исследовательского проекта и его содержание

Многие направления инновационной деятельности связаны с разработкой и представлением на конкурс исследовательских проектов. Рассмотрим более подробно этот аспект инновационной деятельности. Прежде всего уточним ряд понятий, связанных с исследовательским проектом.

Под исследовательским проектом мы понимаем выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Различают : инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др.

Исследовательские проекты могут выполняться различным числом участников. Они являются одной из форм инновационного проекта.

Инициативные проекты , как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными.

Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.

Инициативный проект имеет следующее содержание :

♦     фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

♦     конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;

♦     предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь срок выполнения работы;

♦     ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);

♦     современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;

♦     имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);

♦     список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;

♦     перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Проект     развития     материально-технической     базы      научных исследований включает:

♦     фундаментальные   проблемы,   для   решения   которых   будет использование дорогостоящее оборудование;

♦     сферу применения оборудования (подразделение, организация и т. п.);

♦     общий   план   работ   по   приобретению   и   вводу   в   строй оборудования;

п»ї

♦     имеющийся задел по предлагаемому проекту;

♦     перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

♦     наличие    контракта    на    приобретение    (или    изготовление дорогостоящего оборудования).

Проект создания информационных систем и баз данных отражает:

♦     область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;

♦     фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;

♦     конкретную фундаментальную задачу, на решение которой направлен проект;

♦     предлагаемые методы и подходы;

♦     общий план работ на весь срок выполнения проекта;

♦     ожидаемые результаты;

♦     современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

♦     имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);

♦     наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;

♦     перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;

♦     способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие);

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему профессионально сделанные прогнозы Forex могут сделать вас безгранично богатым.

♦     стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти - кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт ) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС;

♦     функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);

♦     дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

п»ї

В издательском проекте показывается:

♦     фундаментальная научная проблема на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;

♦     конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;

♦     план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 4000 знаков) и предполагаемый тираж;

♦     современное состояние публикаций в данной области науки;

♦     степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);

♦     имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел;

♦     полученные ранее результаты и разработанные методы;

♦     список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.

Проект проведения экспедиционных работ раскрывает :

♦     фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;

♦     формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;

♦     имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);

♦     перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают :

♦     область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;

♦     перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

♦     имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальных исследований;

♦     основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатики; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; науке о земле; гуманитарных и общественных наук.

Для исследовательского проекта характерно следующее :

♦     не повторяется;

♦     имеет заранее сформулированную цель;

♦     имеет определенное начало и конец;

♦     ограничен во времени и средствах;

♦     сложен;

♦     требует привлечения специалистов разных профилей;

♦     имеет высокий приоритет.

Проект нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

♦     создания проектной группы или образования творческого коллектива;

♦     управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).

Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью. Вместе с тем реализация проекта нередко требует организации рабочей группы.

Научный коллектив - группа научных работников, включенных в совместное исследование по единой программе. Его отличительные признаки:

•      научно-исследовательская программа, организующая и координирующая совместную деятельность;

•      наличие руководителя - научно исследовательской программы и организатора совместной деятельности;

•      сложившаяся функционально-ролевая структура;

•      преобладание у членов коллектива внутренней мотивации над внешней1 .

В общем случае под группой понимают двух и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

Отмечается, что объединение работников в группы позволяет решать ряд задач: максимально использовать творческий потенциал; привлекать работников к процессу управления; повышать чувство их ответственности в целом; повышать квалификацию. Особое место в процессе работы кружков и других целевых групп занимает выявление наиболее творческих и инициативных работников, т.е. неформальных лидеров.

Распространена практика формирования целевых рабочих групп из ученых, работающих в различных научно-исследовательских подразделениях фирмы.

Создание таких групп для разработки какой-либо одной важной проблемы дает возможность выйти за рамки существующих отделов и лабораторий, что является важным фактором повышения эффективности научных исследований.

Целевые группы специалистов отличаются от кружков качества тем, что действуют на основе заранее сформулированной задачи и всегда носят временный характер. Они могут создаваться на разные сроки: от 2 - 3 и более лет.

Э то определяет и подбор участников групп. Группы создаются как для проработки отдельных организационных или технических вопросов, так и для решения сложных кардинальных проблем.

В литературе есть указания в соответствии с которыми на эффективность работы групп влияют следующие факторы: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус и функциональная роль ее членов.

Перед формированием целевой группы необходимо провести морфологический анализ, который приводит к разбиению общей задачи на ряд подзадач и выявляет возможные альтернативы их решения.

Каждая подзадача разбивается на этапы.

Чтобы сформировать коллектив исполнителей, нужно располагать перечнем всех подзадач, которые должны быть решены в процессе выполнения работы; характеристиками каждой подзадачи с определением требований к их потенциальным исполнителям. Кроме того надо иметь банк данных по всем данным по всем возможным исполнителям работы.

При разделении поставленной задачи на подзадачи каждый исполнитель должен знать концепцию проектирования всего объекта.

Новой тенденцией является выделение кадровых служб для нужд временных организационных структур, занимающихся процессом нововведений. Такие кадровые службы также носят временный характер и перемещаются по подразделениям в соответствии со стадиями реализации проекта.

Фактическим организатором работы по привлечению и развитию персонала становится руководитель конкретного инновационного проекта, который воплощает свою идею и материально заинтересован во внедрении новшества.

Руководитель подразделения определяет количество исполнителей каждой подзадачи, исходя из того, что один исполнитель выполняет от двух до трех этапов работы.

Подбор исполнителей осуществляется исходя из сложности выполняемой работы. При этом потенциал исполнителей должен быть несколько выше, чем требуемый.

На стадии разработки и реализации идей, выдвинутых целевыми группами, иногда возникают так называемые проектные группы, отличающиеся большими масштабами выполняемых работ и большей численностью исполнителей.

В любую целевую группу подбирают наиболее подготовленных специалистов. Но даже при самом тщательном подборе почти всегда есть различие между ними по степени подготовленности к выполнению возлагаемой на них задачи. В связи с этим должно предусматриваться обучение менее опытных специалистов у более квалифицированных.

И ногда организуется краткосрочные занятия, на которых каждый специалист получает возможность лучше представить себе смысл коллективной задачи и основные подходы к ее решению.

Еще большее значение предварительное обучение при создании проектных групп, работа которых носит более долговременный и комплексный характер. В этих случаях для специалистов могут проводиться специальные семинары. Программа семинара должна охватывать ознакомление его участников с особенностями организации работ в проектных групп в проектной группе, со спецификой планирования, с принципами установления приоритетности в выполнении работ, методами поиска оптимальных решений на основе анализа реальных ситуаций.

Внимание уделяется также отработке практических навыков совместной работы в группе. На семинаре происходит знакомство специалистов с будущим руководителем проекта, который должен провести несколько занятий. Это позволяет ему установить контакт и подготовить участников проектной группы к предстоящей деятельности. По окончании семинара его участникам может выдаваться специальный сертификат на право работать над проектом1 .

В США наблюдается также создание межфирменных целевых и проектных групп. Обычно в их состав привлекаются специалисты из внешних научно-исследовательских организаций. В результате такой кооперации от фирмы могут отделяться инновационные структуры, в которой заняты как члены групп, так и научные кадры.

В данном случае можно определить инновационное предприятие как целевую группу, которая создана для производственного освоения и налаживания сбыта продукции, основанной на технической концепции.

Читать далее: Оформление инновационных проектов