Разделы



Средства государственного регулирования экономики

Административные средства . Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это запрет какой либо деятельности, признание общественно вредными , ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

Экономические средства . В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических средств. Существенные позиции среди них занимают денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование.

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования:

•  регулирование учетной ставки;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно составленные прогнозы Forex могут сделать тебя аспидски богатым.

•  установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

•  операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.

Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации целей социально-экономической политики.

Ускоренная амортизация — это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет указанные суммы в последующем направлять в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

п»ї

Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.

Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (См . табл.12.1.)

Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3—5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах.

Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.

Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.

Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).

Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).

Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно

п»ї

Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.

Читать далее: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ