Разделы



Организация и порядок разработки плана

При административнокомандной системе хозяйствования план производства продукции и все планируемые показатели разрабатывались и утверждались вышестоящими организациями.

В условиях рыночной экономики предприятия обрели полную само стоятельность. Однако существует отличие формирования плана производства продукции для госпредприятий и негосударственного сектора.     Так     план     производства     продукции     разрабатывается госпредприятием самостоятельно и, после утверждения, представляется в вышестоящую организацию. Негосударственные предприятия тоже разрабатывают планы самостоятельно, но представляют в вышестоящий орган сведения только об основных направлениях своей деятельности.

При разработке планов используется следующая информация: но вые оптовые и закупочные цены; новые тарифы; договорные и свободно складывающиеся на рынках цены; система налогообложения, налоговые льготы и экономические санкции; порядок кредитования; порядок осуществления внешнеторговых финансовых операций; лимиты государственных централизованных капитальных вложений и основных видов материальнотехнических ресурсов.

Структура и содержание плана производства продукции зависит от уровня планируемых звеньев, объектов и продолжительности периода, на который составляется план.

Содержание плана производства продукции должно обеспечивать и обосновывать логичность всех его разделов, т.е. должна быть построена последовательная логическая цепочка; включены основные показатели, регламентирующие работу предприятия; выделены определенные виды лимитируемых ресурсов.

Производственный план содержит следующие разделы:

-   исходные данные для планирования;

-   портфель заказов;

-   план производства и реализации продукции;

-   материальнотехническое обеспечение;

-   план по труду и заработной плате;

Дистанционное Обучение Forex - это замечательная для тебя подготовиться к прибыльной работе на Форекс!

-   организационнотехнические мероприятия;

-   финансовый (бюджетный);

-   охрана окружающей среды;

-   внешнеэкономические связи.

Особое место занимает раздел формирования портфеля заказов.

Портфель заказов формируется отделами сбыта на основе получен ных заявок, составленных договоров.

Полученные заявки распределяются по срокам выполнения в такой последовательности:

-   текущие заказы, обеспечивающие бесперебойную работу, которые подкрепляются договорами;

-   среднесрочные заказы, со сроком исполнения 12 года и более;

-   перспективные заказы, со сроком исполнения 25 лет.,

-   структура плана производства представлена на рис.3.

п»ї

Важнейшим моментом при формировании портфеля заказов является анализ заказов, который включает:

-   оценку сделанных предложений – вид деятельности заказчика, вид предполагаемых услуг, финансовые условия, этапы проведения переговоров и т.д.;

-   определение возможного успеха среди конкурентов, по данным маркетингового анализа и количеству программ в среднесрочной перспективе;

-   анализ состояния рынка в среднесрочный период с учетом ассортимента и объема продаж, сегментации рынка, прогноза развития спроса;

-   обоснованность целей и стратегии работы на рынке в соответствии с целями и стратегиями предприятия.

На основании заключенных заказов определяются:

-   прямые издержки производства;

-   потребность в рабочей силе;

-   количество производственных часов на каждый заказ;

-   предполагаемые сроки выполнения;

-   потенциал каждого производственного заказа.

Чем лучше сформирован портфель заказов (функция отдела сбыта), чем точнее сформулированы прогнозы производства и сбыта (плановый, производственный, снабжения и маркетинга) и чем выше доля реальных заказов по сравнению с прогнозом, тем конкретнее производственная программа.

Для разработки проекта плана производства специалистами по пла нированию кроме маркетинговых прогнозов необходимо располагать сведениями о:

-   наличии и структуре производственных мощностей;

-   численном и профессиональном составе кадров;

-   финансовых средствах ;

-   наличии и потреблении оборотных средств.

Разработке проекта плана производства предшествуют предварительные этапы работы.

Первый этап начинается с обстоятельного анализа хода выполнения текущего плана и разработки мероприятий по устранению потерь используемых ресурсов.

Второй этап работа с поставщиками и потребителями.

Третий этап определение объема, номенклатуры, ассортимента продукции и комплектующих узлов и материалов.

Четвертый этап заключение договоров с поставщиками и согласо вание с потребителями предварительных объемов, сроков поставки, технических условий.

Пятый этап определение объема новой продукции и снятие с производства устаревшей, неконкурентоспособной продукции.

Шестой этап оценка проекта плана.

Оценку проекта плана дают работники аппарата управления. Процесс оценки включает следующие виды работ:

-   анализ проекта плана на соответствие целям и задачам предприятия;

-   взаимосвязь всех расчетных плановых показателей и их увязка;

п»ї

анализ включенных в план технических решений, аттестации продукции;

анализ взаимодействия всех систем управления;

оценка уровня напряженности плана с учетом использованных производственных мощностей и качества выпускаемой продукции;

исходя из поквартальной разбивки годового плана пропорционально количеству рабочих дней в месяце.

корректировка и полная сбалансированность материальнофинансовых ресурсов и сроки исполнения.

Модуль позволяет формировать производственные заказы, оценивать объем полуфабрикатов, определять потребность в сырье, материалах, покупных комплектующих, трудозатратах.

Программный модуль автоматизирует все функции расчета факти ческих затрат за определенный период.

Функционирование модуля возможно при объединении работающе го модуля Техникоэкономическое планирование" и бухгалтерского комплекса "Галактика".

Закон Российской Федерации "О поставках продукции для феде ральных государственных нужд" определяет правовой и экономический механизмы формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на покупку и поставку продукции предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории РФ, независимо от форм собственности. Федеральные государственные нужды — это потребности в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ.

Федеральные целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников.

Правительство РФ для выполнения работ утверждает государствен ного заказчика. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или гос. учреждение . Госзаказчик заключает государственный контракт (договор) с предприятиямипоставщиками. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать требованиям государственных стандартов и особым условиям, установленным этим контрактом.

В портфель заказов плана предприятий в первую очередь включаются изделия, предусмотренные госзаказом. Далее включаются заказы потребителей и заключенные договора о поставках, которые формируются путем установления прямых длительных связей. Договорные связи устанавливаются на договорных началах без лимитов и фондов.

На основании всех поступивших заявок от потребителей отдел сбы та представляет развернутую номенклатуру (номенклатурный план) в плановодиспетчерский отдел на планируемый период. Из отдела технической документации необходимое количество экземпляров номенклатурного плана поступает в плановоэкономический отдел и, после окончательного согласования и утверждения, номенклатурный план доводится до исполнителей.

Номенклатурный план кроме перечня продукции с указанием количества содержит сроки выпуска продукции с целью своевременного вы полнения поставок продукции потребителям.

В условиях жесткой конкуренции в планировании наметались сле дующие тенденции: сокращение срока разработки планов, повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.

Читать далее: Особенности разработки оперативно-календарных планов (ОКП)