Разделы



Внутренние (личностные) факторы:

• Интерес или потребность. Люди более склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями.

•  Отношения. Люди более склонны замечать раздражители, которых     ожидают.     Несогласованность,     непоследовательность в когнитивной системе создают неблагоприятное психологическое напряжение. Соответственно, люди восприимчивы к информации, поддерживающей или повышающей согласованность отношений, и избегают информации, бросающей вызов их верованиям и отношениям.

• Уровень адаптации. Адаптация, или привыкание, реципиента к стимулу ведет к тому, что стимул перестают замечать.

• Величина внимания. Длительность фокуса внимания на стимуле ограничена. Через промежуток времени внимание переключается на другой стимул. Поэтому короткая реклама нередко выигрышна, так как укладывается в ограниченный ресурс концентрации внимания реципиента.

в) Ситуационные факторы - это стимулы, которые инициируются средой, - такие как ограниченность времени или переполненный магазин.

Избирательное искажение. Даже замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Каждый человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.

Люди склонны интерпретировать информацию таким образом, чтобы она поддерживала, а не оспаривала их сложившиеся идеи и суждения.

В классических маркетинговых исследованиях рассматривалась гипотеза об эффектах внушения, которое оказывает название бренда на восприятие потребителем продукта. Так в эксперименте испытуемый в первой фазе исследования (те ст всл епую) получал упаковку из шести бутылок немаркированного пива, которое им предлагалось выпить. В каждой упаковке находилось три бренда пива, один из которых был любимым брендом испытуемого. Через неделю испытуемым, во второй фазе эксперимента, вручалась другая упаковка, содержащая шесть бутылок тех же самых брендов , но на этот раз с обычными ярлыками. Испытуемых просили оценить сорта пива после каждой фазы эксперимента. В ситуации тестирования в слепую испытуемые не заметили разницы. В тесте с маркированным пивом они не только оценивали все предложенные им сорта гораздо выше, но и поставили самые высокие оценки своему любимому пиву. Простое наличие этикеток на бутылках восстановило перцептивную установку потребителя.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим профессионально воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать вас донельзя состоятельным.

Иллюзии. Существуют ситуации, когда люди одинаково реагируют, воспринимают одно и то же и оказываются неправыми. Вот некоторые примеры иллюзий восприятия (рис. 5.1.):

п»ї

 

Рис. 5.1. Иллюзии восприятия

3. Понимание - интерпретация раздражителя и придание ему определенного смысла - интеграция между новой информацией и существующим знанием, и жизненным опытом и ценностями человека. В  результате  сочетания индивидуальных характеристик реципиента,


стимульных и ситуационных характеристик создается целостная форма воздействия, интерпретируемая реципиентом (рис.5.2.). Интерпретация включает как когнитивную (фактическую) компоненту, так и аффективную, или эмоциональную реакцию.



 


Рис. 5.2. Детерминанты/факторы интерпретации.

Виды рисков:

a .   эксплуатационный риск – будет ли действие продукта, таким
как предполагалось?

b .   финансовый – стоит ли он тех денег, которые за него просят?

c .   физический – насколько он безопасен?

d .   временной – много ли времени мне потребуется, для того
чтобы его вернуть?

e .   социальный – как покупку воспримут окружающие?

f .    психологический – мое ли это?

Приверженность бренду – это наиболее популярная стратегия снижения воспринимаемого риска. На меру оценки марки влияет уровень вовлеченности, зависящий от собственного имиджа, социального окружения, гедонистических факторов.

4. Принятие – связан с убеждающим эффектом стимула. При этом эмоциональные реакции делятся на 3 категории: оптимистические, негативные и теплые.

5. Запоминание.

Память состоит из 3 систем: сенсорная, краткосрочная и долгосрочная.

Сенсорная память проводит начальный анализ, основанный на физических свойствах стимула – громкости звука, формы изображения, обеспечивает хранение информации, полученное органами чувств – 2 секунды.

Краткосрочная – рабочий стол - способна выдержать только незначительный объем информации – 4-7 единиц информации. Например, номер телефона без заучивания храниться 30 секунд.

Долгосрочная – неограниченные возможности по хранению большого объема информации.

Избирательное запоминание. Многое из того, что он узнает, человек просто забывает. Он склонен запоминать лишь информацию, поддерживающую его отношения и убеждения. В силу избирательности запоминания потребитель скорее всего запомнит благоприятные отзывы о бренде и забудет благоприятные отзывы о конкурирующих фотокамерах. А запомнит она эти отзывы потому, что чаще всего зубрит их, размышляя о выборе бренда .

В процессе деятельности человек усваивает знания.

п»ї

Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение.

Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере. Они могут сопровождаться или не сопровождаться эмоциональным зарядом. Так, например, убеждение покупателя в том, что камера Никон тяжелая, может повлиять, а может и не повлиять на ее мнение о покупке.

Почти ко всему на свете - к религии, политике, одежде, музыке, еде и т. п. - человек имеет собственное отношение.

Отношения вызывают у людей готовность любить или не любить объект, чувствовать приближение к нему или отдаление от него. Так, у потребителя могут сформироваться отношения типа Покупать только лучшее, Японцы производят лучшие в мире товары.

Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам. Человеку не приходится что-то заново интерпретировать и каждый раз реагировать по-новому. Отношения позволяют экономить физическую и умственную энергию. Именно поэтому они с трудом поддаются изменению. Различные отношения индивида образуют логически связную структуру, в которой изменение одного элемента может потребовать сложной перестройки ряда других.

Так что фирме будет выгоднее вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем пытаться их изменить. Существуют, конечно, и исключения.

Например, при выходе фирмы Хонда на американский рынок мотоциклов ей предстояло принять серьезное решение. Она могла либо продавать свои мотоциклы небольшому кругу уже существовавших любителей, либо попытаться увеличить их число. Последний путь был сопряжен с большими расходами, ибо многие испытывали к мотоциклам отрицательное отношение. В сознании этих людей мотоциклы ассоциировались с черными кожаными куртками, пружинными ножами и преступлениями. И все же фирма Хонда пошла по второму пути, развернув мощную кампанию под девизом На мотоциклах Хонда ездят самые прекрасные люди. Кампания сработала, и многие изменили свое отношение к мотоциклам.

Существуют 3 способа формирования отношения – через мнения, чувства и обучение.

Для ассоциации между объектом отношений и показателями (факторами) используют различные экономико-математические модели.

Модель Фишбейна и Айзена - отношение к марке основывается на системе мнений о характеристиках марки (например, соотношение ценность/ цена и долговечность). Характеристики, имеющие больший вес, и будут критериями выбора данного человека и окажут определяющее влияние на формирование его отношения к марке. Здесь играют роль и внешние факторы. Так, люди оценивают степень убеждения других людей, мнением которых они дорожат. Эти мнения могут вступать в конфликт с личными убеждениями человека. Это теория мотивированных действий – потребители вовлекаются в процесс приобретения до такой степени, что оценивают последствия покупки, а также то, что о ней думают другие люди (рис. 5.3.).

Читать далее: Модель формирования отношений Фишбейна и Айзена .