Разделы



Классификация ценности, влияющих на потребительское поведение:

• Ориентированные на другого ценности - отражают взгляды общества на уместные отношения индивидуумов в группе (индивидуализм/ коллективизм, романтическая ориентация, взрослый/ ребенок, конкуренция/ кооперация, молодость/старость);

• Ориентированные на среду ценности - предписывают отношение общества к его экономической, технической и физической среде (чистота, личные достижения/ статус, традиции / изменения, принятие риска / безопасность, решение проблем / фатализм, природа);

• Ориентированные на себя ценности - отражают ценности и подходы к жизни, которые считают желательными индивидуальные члены общества (активность/ пассивность, материальность / нематериальность, тяжелый труд / досуг, отложенное удовлетворение / немедленное удовлетворении, чувственное удовлетворение / воздержанность, юмор/серьезность).

2. Язык - это средство общения с помощью символов, понимаемых
всеми принадлежащими к данной культуре людьми. Язык культуры не
ограничивается обычным языком, опирающимся на звуки, он включает
язык жестов, специальных сигналов, в качестве языка могут выступать и
различные элементы потребления (например, стиль одежды).
Элементами языка выступают знаки, символы, правила их соединения.
Язык действует в пределах только данной культуры или субкультуры,
вне ее он не поддается или плохо поддается пониманию.

3.  Санкции - это реакция носителей данной культуры на степень соблюдения культурных норм. Санкции бывают позитивными (орден, премия, звание, народное признание, популярность, восхищение, одобрение и т.д.) и негативными (смертная казнь, лишение свободы, штраф, изоляция от окружающих, насмешки и т.д.). Через санкции определенный вид потребления может или стимулироваться, или тормозиться. Например, курильщик в некурящей среде обычно встречает более или менее явные негативные санкции: его отсылают курить в туалет или на лестничную площадку, если он один, то курение означает прерывание общения и т.д.

Занятия Форекс - это восхитительная для Тебя подготовиться к прибыльной работе на Forex!

4. К познанию (когнитивным элементам) относятся знания о физическом и социальных мирах, наука, технология, практические знания, идеи, касающиеся социальной структуры, организации и способов функционирования общества. В отличие от когнитивных элементов культуры вера не поддается эмпирическому подтверждению или опровержению. Вера тем не менее переплетена с когнитивными элементами, образуя вместе с ними знания, обосновывающие и контролирующие поведение.

5. Нормы - это правила, образцы поведения, навязываемого культурой. Нормы многослойны.

Идеалы - это нормы, которые восхищают, манят, но не достижимы. Идеалы задают направление действий, но не предполагают, что люди должны достигать целей. Схожую роль играют стороны света: идти на север - еще не значит добираться до Северного полюса. В христианстве таким идеалом выступает Христос.

п»ї

Образцы - это рекомендуемые модели поведения, которые труднодостижимы, но при должном старании, характере и способностях реальны. В качестве образцов выступают святые, герои, "звезды" и т.д. Если человек не достигнет уровня образца, его никто не осудит.

Формы проявления нормы.

1. Право - это нормы поведения, закрепляемые законом. Обычно
закон ограничивается описанием модели недопустимого поведения,
которое в данном случае называется либо преступлением, либо
правонарушением.

2.   Закон - это норма, гарантируемая государством и потому
имеющая прямо принудительный характер: одни выполняют эти нормы
добровольно, других принуждают с помощью физической силы.

Законы многих стран в той или иной мере регулируют потребление, формируя рамки дозволенного как для продавцов, так и для покупателей. В тех странах, где ведется активная борьба с курением, оно запрещено в общественных учреждениях (офисах, учебных заведениях и т.п.). Причем запрет курения в таких местах закреплен законом, нарушение наказывается. Часто жестко регулируются нормы продажи и потребления спиртных напитков. Так, суровое наказание во всех странах мира существует за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, за появление в таком виде в общественных местах.

3.   Мораль - это свод норм поведения, регулирующих наиболее
важные принципы поведения людей. Нарушение моральных норм
называют аморальным поведением, нарушителей - аморальными
людьми. Главными санкциями против нарушителей являются общее
осуждение, изоляция.

Например, вам ужасно жарко, но вы идете одетым, потому что усвоенные вами моральные нормы не позволяют сбросить всю одежду на улице. Эти нормы в данном случае подавляют как импульсивное желание освежить себя, так и рациональное предложение сбросить то, что создает перегрев организма. Моральные нормы заставляют нас не брать товар в магазине без оплаты, даже если мы находимся вне зоны видимости продавца. У человека, освоившего моральную норму "не укради", милиционер сидит не в будке, а под коркой головного мозга.

4. Обычаи - это нормы повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению. Главным признаком обычая является его преемственность. Обычай основывается на аргументе: "Так делали всегда, так поступали наши предки ".

5. Религия - это совокупность норм, якобы предписанных Богом или богами. Аргументом в пользу религиозных норм обычно являются ссылки на священные книги (Коран, Библию и т.д.). За нарушение религиозных норм предполагается два рода негативных санкций: наказание на том свете (например, попадание в ад) или отлучение от церкви, порицание со стороны священнослужителей или единоверцев. Религиозные нормы часто включают регулирование потребления пищи (перечень запретных продуктов, пост и т.п.), использование одежды.

п»ї

6.    Мода - отличается своим непостоянством; источником ее
является референтная (эталонная) группа. Мода превращается в
ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается
индивидом (интериоризируется ), становится его внутренней
потребностью, желанием. В этом случае мода выступает в качестве
внутреннего компаса потребительского поведения. В этом случае люди
добровольно стремятся быть модными.

Читать далее: Структура моды.