Разделы



МАРКЕТИНГ ТУРИСТСКИХ И РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ Понятие и классификация туристских услуг

В богатой по своему разнообразию сфере бизнеса, туризм занимает одну из ведущих и наиболее привлекательных позиций. Основные признаки туризма отражены в Федеральном законе № 132ФЗ Об осно вах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 г. Согласно российскому законодательству:

Туризм – это временные путешествия граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональноделовых , спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

В 90х гг. прошлого столетия на долю туризма приходилось от 8 – до 12 % международного рынка услуг и более 100 млн. рабочих мест по всему миру. В нем занято больше людей, чем в любом другом отдельно взятом секторе индустрии, а его инфраструктура, по самым скромным подсчетам, требует инвестиций на сумму более чем 3 трлн. долларов  .

По данным Всемирной туристской организации, координирующей политику национальных туристских администраций на международном уровне и членами которой являются 138 стран, а также более 350 ассоциированных членов, в настоящее время путешествует каждый десятый (Таблица 8).

В Российской Федерации туризм развивается динамичными темпами, однако, показатели пока довольно скромны: доля в российском национальном рынке пока не превышает 3 %.

В 1999 году Российская Федерация занимала 15е место в мировой классификации по посещаемости иностранцами (2,5 процента мирового рынка въездного туризма), опережая Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды. В конце 1990х в Россию ежегодно приезжало около 17,5 млн. иностранцев. Около 2,5 млн. из них – в качестве туристов. В российской индустрии гостеприимства (в турагентствах, гостиницах, аэропортах, транспортных компаниях, музеях, кафе, ресторанах и т.п.) было занято 8 млн. человек. Объем оказываемых ими услуг исчислялся как минимум $1 млрд.

Рынок Forex - это отличная возможность вольного, ничем не ограниченного дохода, который позволяет применять свои аналитические способности!

На рубеже веков въездной туризм в России пережил спад, что бы ло связано как с экономическим кризисом, так и с терактами в россий ской столице. Однако в настоящее время вновь наблюдается рост инду стрии. Поток иностранных гостей в страну в 2001 году составил 8 млн. человек – 1 процент от мирового въездного туризма

Основной поток иностранных гостей концентрируется в Москве. В московском регионе (Москва и Московская область) сосредоточено 38 процентов историкокультурного потенциала всей страны. В то время как в СанктПетербурге , Новгородской и Псковской областях – только 16 процентов.

Современное состояние туризма в России многие эксперты расце нивают как кризисное, обращая внимание на падение объемов турист ских услуг по сравнению с советскими временами, обветшание матери альной базы, дисбаланс спроса со стороны туристов и предложения туроператоров. Но одновременно делаются и оптимистичные прогнозы. Их основа – быстрые темпы строительства объектов, отвечающих международным стандартам, приход на рынок западных операторов, для которых инвестиции в российскую инфраструктуру туризма оказываются привлекательными. Всемирная Туристская Организация прогнозирует, что Россия войдет в первую десятку стран, привлекательных для туриз ма. Туристский бизнес становится одной из доходных и динамично раз вивающихся отраслей российской экономики практически без государственного участия.

п»ї

В Советском Союзе в сфере туризма работало лишь три государственные компании: Интурист, Спутник и Центральный совет по туризму и экскурсиям профсоюзов. С переходом нашей страны к ры ночной экономике, количество туристских организаций стало неуклонно возрастать. Сегодня в России работают свыше 10 тыс. туристских фирм преимущественно с частным, а нередко и иностранным капиталом. Усиление конкуренции и увеличение требований клиентов к туристским ус лугам привели к тому, что все большее число компаний, работающих в этой сфере, обращаются к маркетингу, разрабатывают стратегические маркетинговые планы, с целью адаптации к внешней среде и достижению успеха в конкурентной борьбе.

Развитие туристского рынка во многом определяется применением методов маркетинга, организации деятельности предприятия, основанной на всестороннем изучении рынка и спроса.

Маркетинг в туризме – это стратегия выявления и использования потребностей общества в услугах туризма в коммерческих целях.

Туристская услуга – деятельность, являющаяся полезным благом и направленная на удовлетворение потребностей потребителей в путешествиях.

Характеристики туристских услуг видятся в их неосязаемости, неспособности к хранению, неразрывности производства и потребления, непостоянстве качества, подверженности сезонным колебаниям спро са, территориальной разобщенности производителя и потребителя ус луг . Все это и определяет особенности применения маркетинга в туризме.

Одной из особенностей туристских услуг является их комплексность. Комплексность обусловливает оказание целого набора услуг, в котором основная профильная услуга предоставляется в совокупности с дополнительными и сопутствующими услугами.

Комплексная природа туристских услуг оказывает непосредствен ное влияние на качество сервиса. Например, полезный эффект от по требления туристского продукта может быть заметно ухудшен, в случае если одна либо несколько дополнительных или сопутствующих услуг окажутся неудовлетворительного качества.

Туристский продукт – совокупность предметов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его путешествия и вызванных этим путешествием.

п»ї

Туристский продукт можно представить графически    в виде комплекса туристских услуг (Рисунок 3.1).

Комплекс услуг, входящих в туристский продукт может быть неодинаков. Принято различать в соответствии с составом включаемых услуг два основных вида туров:

•      Инклюзивтур : предоставление по выбору туриста отдельных услуг транспорта, питания, размещения, экскурсионного обслуживания;

•      Пэкиджтур : более широкий в сравнении с инклюзивтуром на бор услуг, предусматривающий наряду с традиционным обслуживанием, размещением, питанием, экскурсиями, еще и спортивнооздорови тельные , культурномассовые развлекательные услуги и др. Набор услуг может меняться в зависимости от спроса туристов и находится под влиянием общей стоимости тура.

Комплексность услуг раскрывается через их классификацию, основанную на включении в состав классификации различных группировочных признаков. В разделе Туристские и экскурсионные услуги Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002 – 93 (ОКУН), включены следующие группы услуг:

061100 Услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий (в том числе бронирование услуг, оформление выездных документов, оформление турпутевок, обмен валюты);

061200 Туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам (с использованием различных видов транспорта);

061300 Туристские походы выходного дня (как пешие, так и с использованием транспортных средств;

061400 Услуги для делового туризма (услуги перевозчика, связи, оргтехники, информации и т.п.);

061500 Рекламноинформационные услуги туристских предприятий и организаций;

061600 Услуги по предоставлению мест проживания (в гостиницах, пансионатах, мотелях, турбазах и т.п.)

061700П рочие услуги туристских предприятий и организаций (обеспечение встреч, сопровождений, проводов, массовых туристских мероприятий, безопасности и т.д.);

061800 Экскурсионные услуги (услуги бюро экскурсий, по бронированию, доставке, рекламе, организации экскурсий).

Согласно статистической классификации, принятой государствами – членами ЕС, внедряемой Российской Федерацией, туристские услуги подразделяются на группы:

Группа 55.1. Услуги гостиниц;

Группа 55.3. Услуги питания;

Группа 55.4. Услуги по продаже напитков;

Группа 55.5. Услуги столовых и услуги по доставке готовой пищи;

Группа 63.3. Услуги бюро путешествий туристических агентов; услу ги по оказанию помощи туристам, включенные в другие группировки.

Классификация Совета ЕС выделяет также административные ус луги в области организованного отдыха, культуры, религии.

Все это дает представление об основных профильных услугах.

Читать далее: Классификация видов туризма