Разделы



Обучение Forex - это чудесная перспектива для Тебя подготовиться к успешной работе на рынке Форекс!

Интернеттрейдинг и Интернетбанкинг как инструменты маркетинга при продвижении банковских услуг на рынок

Стремительное проникновение интернеттехнологий в сферу биз неса и бурное развитие Интернет, рынка электронной коммерции способствовали появлению новых направлений в маркетинге. В частности, глобальная паутина стала использоваться хозяйственными субъектами как новый способ связи с потребителями и, соответственно, как новый канал для рекламы, продвижения и реализации своих товаров и услуг. Появилось и такое направление, как собственно Интернетмаркетинг , предполагающий высокую степень персонализации пакетов продуктов для конкретного потребителя, с которым имеется устойчивая связь на основе технологий глобальной сети.

В настоящее время банки испытывают на себе сильное давление со стороны новейших интернеттехнологий . Усилившиеся тенденции к слияниям и объединениям, диверсификация, появление новых бизнесмоделей , продуктов и услуг, обострение конкурентной борьбы с небан ковскими компаниями – эти и многие другие явления и тенденции явля ются результатом развития технологий глобальной сети и рынка электронной коммерции.

Таким образом, присутствие банка в среде Интернет на рынке электронной коммерции приводит к радикальным изменениям во всей цепочке создания стоимости: внутренней организации, стратегии и так тике, системе предпочтений клиентов и характере связи с потребителями. Банковский маркетинг в киберпространстве является отражением этих изменений. Происходит корректировка и философии бизнеса (стра тегический маркетинг), и акцентов и направлений практических меро приятий по продвижению и реализации продуктов и услуг (тактический маркетинг).

В настоящее время основными направлениями развития бизнеса банка в потребительском сегменте рынка электронной коммерции могут быть:

•  проникновение на рынок и увеличение контроля над рынком (расширение доли рынка за счет привлечения новых клиентов; стимули рование спроса клиентов на существующие продукты и услуги);

•  развитие рынка (освоение новых географических регионов, на которых организуется продвижение и реализация существующих продуктов и услуг);

•  разработка и продвижение новых товаров и услуг на освоенных рынках (расширение ассортимента продуктов и услуг на существующих рынках; разработка и реализация новых видов продуктов и услуг на су ществующих рынках);

• диверсификация бизнеса (проникновение на новые отраслевые рынки или смежные сферы деятельности).

Таким образом, банк может использовать возможности Интернет для привлечения дополнительных клиентов на существующем геогра фическом рынке, а также в качестве основного или дополнительного ка нала рекламы и продвижения стандартных продуктов и услуг.

Банк может проводить маркетинговые мероприятия, направленные на проникновение на другие географические рынки. В ближайшее время это направление маркетинга банковских услуг станет приоритетным для крупных европейских банков в связи с образованием единого экономического пространства в странах ЕС.

п»ї

Появляются возможности разработки банками новых услуг, не имеющих аналогов в физическом мире. К таким услугам можно отне сти виртуальные банковские карточки, услуги агрегирования платежей, потребительское кредитование в режиме реального времени, пакетирование и т.п.

Использование Интернет усиливает тенденцию к дальнейшей уни версализации банковского бизнеса в начале нового тысячелетия, проникновения в другие сферы деятельности (Интернеттрейдинг , Интернетбанкинг , Интернетстрахование , аутсорсинг , консалтинг).

Сегодня многие банки достаточно хорошо оснащены технически и готовы для перехода на новые формы предоставления услуг. Если взве сить все имеющиеся на сегодняшний день возможности по продвиже нию банковского продукта на рынке, то традиционных форм уже не достаточно, да и технический прогресс определил новые инструменты мар кетинга, основанные на использовании Интернет.

Появление электронной торговли и дополнительных технических возможностей для пользователей Интернета перевернуло существующие представления о способах оказания услуг, в том числе банковских. Ука занные новации оказали огромное влияние на финансовые институты, теорию и практику банковского дела, позволили кредитным организациям перейти к новому способу оказания услуг – Интернетбанкингу , который осуществляется финансовыми учреждениями, прежде всего в це лях расширения деятельности и охвата новых рынков банковских услуг.

Российский Интернетбанкинг появился в мае 1998 г., когда свою систему удаленного управления банковскими счетами Домашний банк запустил Автобанк , а за ним и ГутаБанк с системой Телебанк .

За последние несколько лет, роль Интернетбанкинга в России за метно возросла.

Интернетбанкинг – комплексная система, позволяющая управ лять банковскими счетами, посредством применения Интернет.

Клиенты, пользующиеся услугами Интернетбанкинга , могут существенно экономить время по причине отсутствия необходимости по сещать банк лично, для совершения какойлибо операции по своему счету. Сами счета становятся доступны круглосуточно, в любой момент их можно проконтролировать и совершить финансовую операцию (напри мер, купить или продать валюту или ценные бумаги, исходя из ситуации на финансовых рынках). Системы Интернетбанкинга незаменимы и для отслеживания операций с кредитными картами – любое списание сре дств с к арточного счета отражается в выписках по счетам, подготав ливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

Интернетбанкинг включает в себя полный набор банковских ус луг, предоставляемых клиентам – физическим лицам в офисах банка (за исключением, разумеется, операций с наличными деньгами).

п»ї

Сегодня с помощью систем Интернетбанкинга , можно свободно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, осуществлять платежи (безналичные, межбанковские), переводить средства по своим счетам. Большую ценность представляет для клиентов и возможность отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Услуги Интернетбанкинга оказываемые клиентам – юридическим лицам являются в целом более прогрессивными. Интернет в обоих слу чаях выполняет транспортную функцию. Но для юридических лиц, воз можность освободить бухгалтера предприятия от личных визитов в офис банка для передачи и получения расчетных документов, является более весомым фактором, чем отсутствие необходимости посещения банка физическим лицом, по той причине, что он не имеет той жесткой привязки к графику работы, какую имеет бухгалтер компании.

Для систем Интернетбанкинга , которых в России сегодня насчитывается несколько десятков, на практике пока приходится путем на стройки интерфейса решать вопрос обмена данными с учетными системами различных производителей. Одновременно интерактивное взаимодействие предприятия с банком через Интернет обеспечивает надежный контроль за правильностью заполнения расчетных документов.

Результаты проведенных исследований показывают, что 19 процентов банков, опрошенных в рамках исследования, используют системы Интернетбанкинга собственной разработки. Остальные банки используют готовые программы. Осуществлять же банковские операции через Интернет – значит, передавать секретную информацию по открытым каналам. И гарантии, что информация не станет легкой добычей ха керов – нет. Этой открытостью вполне могут воспользоваться взломщики. Следовательно, ключевой вопрос безопасности Интернетбанкинга видится в шифровании потоков данных и подтверждении авторства информации на всех этапах сеанса связи.

Для этой цели используются специальные математические алгоритмы, которые позволяют защитить электронные документы от подделки, искажений и просмотра, установить авторство документа.

Затронув вопрос безопасности финансовых транзакций, и в част ности безопасности транзакций в системах Интернетбанкинга , можно с уверенностью сказать, что современные технологии программно аппаратной защиты находятся на уровне, обеспечивающим 100% гаран тию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы, прежде всего, банки – поставщики услуг Интернетбанкинга , отвечающие не только за сохран ность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.

Растущая популярность Интернетбанкинга , не только на Западе, но и в России, лишний раз подтверждает, что на этот нетрадиционный вид банковских услуг появился устойчивый и платежеспособный спрос.

Как показывает практика, лишь по некоторым направлениям элек тронной коммерции удается демонстрировать устойчивое развитие. Среди немногих, особое место по праву отводится и российскому рынку интернеттрейдинга .

Интернеттрейдинг – комплексная система, позволяющая про фессиональным участникам фондового рынка, посредством применения Интернет, предоставлять весь спектр услуг своим клиентам по торговле ценными бумагами и валютой на фондовом и валютном рын ках.

За несколько лет официального существования интернеттрейдинга в нашей стране, количество брокерских компаний и банков, предлагающих такого рода услуги, возросло в несколько раз. И если еще в начале 2000 года интернетброкеров было не более десяти, то к 2002 году их число уже давно перевалило за сотню  .

Трейдинг в сети стал привлекателен для потенциальных инвесто ров благодаря целому ряду факторов. Прежде всего, он позволяет упро стить и заметно сократить процесс заключения сделки, в несколько раз увеличить скорость выполнения операций. При традиционном брокер ском обслуживании напротив, существует такое ограничение, как про пускная способность брокера. В такой ситуации у клиентов нет воз можности моментально реагировать на рыночные изменения, поскольку процесс введения заявки в терминал через живого брокера, может затянуться на несколько минут. Программа же, представляет собой единую информационноторговую структуру, обеспечивающую для клиента инвестора выставление заявок через Интернет непосредственно в торговые системы бирж, мониторинг состояния портфеля в режиме реального времени, защиту информации, возможность обмена сообщениями с дру гими клиентами системы.

Кроме того, инвестор получает самую оперативную информацию о состоянии рынка, о позиции, которую он в нем занимает, о судьбе отданных им приказов на сделку и т.д. Весьма существенным является и то обстоятельство, что профессиональные участники фондового рынка (банки и брокерские компании) устанавливают довольно низкие тарифы на свои услуги. Это объясняется, прежде всего, постоянным увеличением их численности на рынке.

В России годом становления интернеттрейдинга принято считать 2000 год. Крупные банки создали свои (уникальные) системы интернет трейдинга , позволяющие получить прямой доступ к торгам на Москов ской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ), Московской Фондовой бирже (МФБ), валютном рынке Forex ( FOReign EXchange market ) и др.

Первую в России интернетброкерскую систему, предназначен ную для работы на фондовом и денежном рынках в режиме реального времени (Remote Trader ), разработал ГутаБанк . Клиентами ее яв ляются как юридические, так и физические лица. Введенная в эксплуа тацию еще в 1997 году, она привлекла внимание отсутствием ограни чений на размер инвестиционной суммы, что сделало выход на фондо вый рынок простым и доступным. Пробуя свои силы в качестве трей дера , можно оперировать сравнительно небольшой суммой, которая не нанесет ощутимый урон кошельку.

С 1998 года стали разрабатывать свои программы и российские биржи. В результате появилось несколько типов программ, по сути своей, отличающихся только интерфейсом и именем разработчика. Наибольшую известность среди них получила широко используемая и по стоянно обновляемая (с учетом пожеланий пользователей), информационноторговая система QUIK ( Quickly Updateable Information Kit ) – продукт Сибирской межбанковской валютной биржи и развиваемая специа листами компании СМВБИнформационные технологии.

QUIK стала одной из первых систем, предназначенных для орга низации удаленного доступа к торгам сначала иностранными валютами, а затем акциями и облигациями на ММВБ и других фондовых биржах России. Система отражает и позволяет отслеживать изменение котировок за любой период времени. На экране своего монитора кли ент может наблюдать за информацией, которая раньше была доступна только профессиональным участникам фондового рынка. Появляется возможность аналитического видения рынка. Любое изменение цен выделяется соответствующими цветами на дисплее: красным – падение, зеленым – увеличение стоимости ценных бумаг. Эта система стала лидером среди коммерческих систем интернеттрейдинга и до сих пор сохраняет эту позицию (Рисунок 5.1)  .

Безопасность обеспечивается системой криптографической защиты информации Верба OW . Данная система обеспечивает шиф рование в соответствии с требованиями ГОСТа , использованием электронной подписи, а также паролей при входе в систему. Наряду с элек тронной цифровой подписью, в системе появилась возможность ис пользования КриптоПро CSP , сертифицированной ФАПСИ. Более того, система QUIK является разработкой биржи, главная функция кото рой сводится к принятию на себя рисков по исполнению сделок.

Рост рынка интернеттрейдинга сопровождался не только количе ственным увеличением предложения на рынке. Существенно повысилось качество услуг и, прежде всего, за счет расширения перечня доступных клиентам операций и сервисов.

Немаловажным является и правильный выбор рыночного посред ника. Сегодня, когда конкуренция среди интернетброкеров многократно выросла, а активность инвесторов существенно упала, инвестиционные компании делают все возможное, чтобы создать своим клиентам наиболее благоприятные условия работы на фондовом рынке.

Обращает на себя внимание тот факт, что, проявляя большую активность в области интернеттрейдинга , российские банки, составляющие половину российских интернетброкеров   , наглядно де монстрируют изменение стратегических установок кредитных организа ций. Доказательством тому могут служить результаты, которых уже удалось достичь на рынке Интернеттрейдинга . Оценивая рост россий ской экономики, обычно с удовлетворением констатируют годовой при рост производства на несколько процентов. Для деятельности Интернет брокеров таким результирующим показателем может служить их среднемесячный торговый оборот, который в последние месяцы стабильно превышает 2 млрд. долларов (Таблица 9).

Не вызывает сомнения, что те российские банки, которые сегодня уделяют этим перспективным инструментам маркетинга должное вни мание, уже завтра получат серьезное преимущество перед своими запаз дывающими конкурентами.

Читать далее: Заключение