Разделы



Международные экономические и финансовые организации.

К числу основных международных экономических организаций следует отнести те структуры, которые оказывают существенное влияние на "правила игры" в мировой экономике.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением многих стран после второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.

30 октября 1947 г. в Женеве 23 страны подписали предварительное соглашение под названием " Cteneral Agreement Tarif and Trade " (ГАТТ). В нем были определены принципы действия этой международной торговой организации. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт - Гаванский устав Международной торговой организации. Этот документ должен был вступить в силу через 2 месяца после ратификации большинством (более половины) стран, подписавших заключительный акт. Но этот устав в силу не вступил. Большинство стран, подписавших Гаванский устав, выжидали, какую позицию займут США. В США взяли верх сторонники протекционизма и устав МТО так и не был ими ратифицирован. Так как МТО не появилась на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы.

Таким образом, ГАТТ - это порожденная текущим ходом событий организация. Аппарат ГАТТ ограничен - он включает в секретариат в Женеве, совет, состоящий из представителей стран-участниц. Механизм выработки и принятия решении п рамках ГАТТ представляет периодические длительные переговоры-раунды, которые длятся несколько лет.

ГАТТ исходит из следующих основных принципов:

1.    Многосторонность внешней торговли.

2.    Применение общего режима наибольшего благоприятствования

3.    Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий.

4. Взаимность уступок.

5. Ведение внешней торговли на основе частного права. В ГАТТ установилась практика, в соответствии с которой все ограничения разбиты на "допустимые", попадающие под исключения, и "остаточные", подлежащие отмене. Эти особенности исходят из того факта, что ГАТТ строго юридическом смысле является международным соглашением, а не организацией. На примере ГАТТ хорошо видно, что международные организации вырастают из многосторонних конференций. В случае ГАТТ этот процесс не доведен до конца с формальной точки зрения, то есть в системе ООН ГАТТ рассматривается как специализированное агентство де- факто .

В настоящее время в деятельности ГАТТ в тех или иных формах уча ствуют более 150 стран, в том числе и Россия. За время действия ГАТТ было проведено 8 многосторонних торговых переговоров-раундов (МТП). На первых пяти конференциях-раундах согласовывалось снижение тарифов, но принципу "уступка за уступку". Было согласовано 67 тысяч взаимных уступок, затрагивающих более 21 миллиарда долл. годового экспорта в мировой торговле.- В 1964-1967 годах был проведен шестой раунд, известный под названием "Кеннеди-раунд". В результате сложных переговоров было ДОСТИГНУТО соглашение о снижении таможенных пошлин до конца 1971 года в среднем на 35%.

п»ї

В 1973 г. на совещании министров стран-участниц ГАТТ в Токио был открыт 7-й раунд. Его особенность -. более широкий и разнообразный перечень обсуждаемых проблем. Результатом "Токио-раунда" стала существенная модернизация ГАТТ. Принципиально важно, что по условиям достигнутых нетарифных соглашении страны-участницы должны привести национальное законодательство и полное соответствие с ними. В результате внешнеторговая политика стран-участниц стала принимать форму "управляемого протекционизма". Произошло усиление функций ГАТТ в сфере многостороннего урегулирования мировой торговли. Были снижены таможенные пошлины, ослабли другие протекционистские барьеры в мировом торговле.

Восьмой, "Уругвайский раунд" переговоров ГАТТ открылся в 1986 г. Впервые в истории ГАТТ в повестку дня переговоров были включены вопросы регулирования мировой торговли услугами (транспорт, страхование, банковские    операции),    торговые    аспекты    защиты    интеллектуальной собственности.   Также   впервые   в   истории   ГАТТ   было   признано необходимым увязать переговоры с урегулированием миро

Конференц ия ОО Н по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Как отмечают многие экономисты, глобальные экономические проблемы выдвигают г перед мировым сообществом новые и сложные задачи. Их. успешное решение зависит от согласованных усилий всех стран. В этой связь и роль ООН в решении глобальных экономических проблем возрастает.

Одна из целей ООН - организация многостороннего сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (п.З ст. 1 Устава). За пятьдесят лет механизм экономического сотрудничества в ООН претерпел определенные изменения. Одним из важнейших событий было создание в 1964 г. Конференции ООН но торговле н развитию (ЮНКТАД). Она получила статус постоянного органа Генеральной Ассамбл еи ОО Н.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим правильно воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать Тебя непомерно богатым.

Главные задачи ЮНКТАД:

формирование принципов и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли. В круг ведения ЮНКТАД входят проблемы торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, морской транспорт и страхование, коммерческие аспекты передачи технологии, вопросы экономической интеграции между развивающимися странами.

п»ї

Основными органами ЮНКТАД являются конференция (следует различать два понятия: "конференция" как наименование самой организации и как название ее высшего органа) и Совет по торговле и развитию. Конференция собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров н глав правительств). Членство в Совете открытое и устанавливается на основе пожелания каждого государства. В качестве вспомогательных органов Совета действует 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, по морским перевозкам, по преференциям, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии.

Сессии ЮНКТАД можно рассматривать как многосторонние эко-номические форумы под эгидой ООН. Большинство решении ЮНКТАД не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. Но это не лишает их определенного правового значения, свойственного ре-комендательным нормам международного нрава. В целом ЮНКТАД оказала определенное влияние на решение проблем мировой торговли. Под эгидой ЮНКТАД были продлены или обновлены международные товарные соглашения (МТС) но олову, сахару, кофе, какао, пшенице, по натуральному каучуку. В рамках ЮНКТАД было принято соглашение о создании "Общего фонда" для сырьевых товаров. Деятельность ЮНКТАД повлияла на принципы ГАТТ, в частности был введен более благоприятный торговый режим для развивающихся стран. ЮНКТАД была основоположником недискриминационных льгот в системе международной торговли. Несомненен вклад ЮНКТАД в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. Сегодня нельзя представить системы международных экономических организации без ЮНКТАД, без ее вклада в концепцию мировой торговли и развития, без ее исследований и многочисленных совещаний экспертов. Сегодня ЮНКТАД объединяет 168 стран.

Международный валютный фонд

Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.

Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения", который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей но текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.

МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие "нефтяных шоков". С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое государство имеет 250 "базисных голосов" независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам - "специальным большинством" 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда.

Международный банк реконструкции и развития (МБ РР )

МБРР или Мировой Банк как и МВФ - детище Бреттон-Вудса . Со-глашение о МБРР, являющееся одновременно его уставом, официально вступило в силу в 1945 г. Банк начал функционировать с 1946 г.

Цель Мирового Банка - содействие экономическому развитию стран- участников путем предоставления им долгосрочных кредитов, гарантирования частных инвестиций. Мировой Банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на рынках развитых стран. Поэтому его кредиты предоставляются на рыночных условиях. Членами Мирового Банка могут быть только страны, вступившие в МВФ. В систему Мирового Банка входят его филиалы - Международная ассоциация развития ( MAP ) и Международная финансовая корпорация (МФК). MAP , созданная в I 960 г. нацелена на оказание помощи самым бедным странам на привилегированных условиях. МФК, учрежденное в 1956 г. занимается мобилизацией национальных и иностранных капиталов для развития частного сектора в странах третьего мира". Сегодня МФК также активно работает в России и бывших социалистических странах.

Руководящим органом Мирового Банка является Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран – членов, собирается на сессию раз в год. Причем МВФ и М БРР пр оводят их совместно. Право голоса в органах МБРР определяется паем в уставном капитале (аналогично МВФ).

Большинство проектов с участием Банка в 80-годы осуществлялось в форме "совместного финансирования" с тремя основными категориями партнеров: государственными и международными организациями развития, органами экспортного кредитования развитых капиталистических стран, коммерческими банками. Новым направлением работы Банка, непосредственно не связанным в кредитованием инвестиционных проектов, стало финансирование структурных реформ в развивающихся странах. Изменился и характер кредитования Банком некоторых секторов экономики. Сегодня  Банк финансирует   прежде всего  структурные преобразования экономики в целом.

В 1988 г. в рамках Мирового Банка было учреждено многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Его цель - стимулирование иностранных капиталовложений в экономику развивающихся стран путем обеспечения долгосрочных гарантии некоммерческих рисков. В условиях кризиса задолженности развивающихся стран существенно возросла роль МБРР в регулировании задолженности н координации внешних займов.

Возрастание роли банка в мировой экономике отразилось на его структуре. Появился; Экономический комитет, который имеет право давать политическую оценку займам, одобрять или отклонять их. Важное значение имеют ежегодные Отчеты Банка, публикуемые в печати и дающие уникальную экономическую информацию.

Парижский клуб

Специфика парижского клуба - его неформальный характер. Эта организация создана промышленно-развитыми капиталистическими странами для обсуждения проблем неплатежеспособности стран-должников. Столкнувшиеся с неплатежеспособностью страны-кредиторы встречаются в рамках Клуба. Совместно с должниками они ищут пути решения долговых проблем. Первоначально эти встречи проходили в столицах различных европейских стран. С 70-х годов эти встречи проходят толь о в Париже. Состав Клуба изменчив - каждая встреча посвящается одному государству- должнику. Кроме делегации страны-должники, во встрече принимают участие представители заинтересованных стран - кредиторов, МВФ и ЮНКАТАД. Клуб определяет условия обеспечен государственных займов и займов, гарантированных Государственными организациями. В настоящее время клуб превратился в очень активную организацию, эффективность его работы оценивается высоко. Клуб действует в тесной связи с МВФ и имеет большой авторитет у стран-кредиторов и стран-должников.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Расположенная в Париже и созданная в 1961 г. ОЭСР объединяет 24 промышленно развитые капиталистические страны. ОЭСР является преемницей организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в 1948 г. для реализации "плана Маршалла" по восстановлению после второй мировой войны экономики Западной Европы.

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики. Достижение этих целей строится на основе многосторонней координации макроэкономической политики стран-участниц.

ОЭСР включает более 100 специализированных комитетов и рабочих групп - по экономической политике, торговле, рабочей силе, социальным проблемам, сельскому хозяйству и т.д. В рамках ОЭСР проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам. В этом смысле ОЭСР выступает как лаборатория и источник идей. Боль-шинство ее предложений не имеет юридической силы и носит рекомен-дательный характер.

Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят посто-янные представители в ранге посла стран-участниц по одному от каждой страны. Возглавляет Совет генеральный секретарь. В работе Совета участвует представитель Комиссии Европейских сообществ. Совету подчинен Исполком, целью которого является общий контроль за дея-тельностью ОЭСР. В него входят 14 представителей, из которых 7 яв-ляются постоянными (США, ФРГ, Япония, Канада, Великобритания, Италия, Франция и 7 остальных чередуются на основе ротации.

Постоянно действующим аппаратом ОЭСР, обеспечивающим работу его руководящих органов, является Секретариат. Его возглавляет генеральный секретарь (он же - генеральный секретарь Совета), имеющий двух заместителей. Штат состоит из 530 оперативных (ответственных) и 1180 административно-технических работников. Финансирование ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.

ОЭСР работает в контакте с социальными партнерами: представителями предпринимателей и профсоюзов. Их организации (Консультативный экономический и промышленный комитет и Профсоюзная консультативная комиссия) имеют постоянные бюро при Секретариате ОЭСР.

Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет на-учная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенство-вание статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно националь-ными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюд-жетную и валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник "Экономические пер-спективы ОЭСР" - наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на 2 года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.

Посредством рекомендации ОЭСР корректируется структурная по-литика . Определяются признаки упадка тех или иных отраслей и пере-ориентируются капиталы на перспективные направления. Важная роль принадлежит ОЭСР в решении международных проблем рынка труда. Широкое применение получила идея ОЭСР о принципе непрерывности образования. Вырабатывается широкий спектр мер но борьбе с безработицей. ОЭСР влияет также на принципы международной торговли, прежде всего на либерализац ию ее у словий. Сложилась практика предварительного изучения и ОЭСР вопросов, выносимых на рассмотрение ГАТТ. Предметом постоянного глубокого изучения является международная торговля Восток-Запад, Север-Юг.

В 1989 г. в ОЭСР был создан центр сотрудничества с СССР и странами Восточной Европы. Он, в частности, осуществил исследование, посвященное экономическому положению этих стран. В 1991г. в Париже на сессии Совета ОЭСР были подписаны меморандумы о сотрудничестве и партнерстве с Венгрией, Польшей и Чехословакией. Была подчеркнута необходимость оказания поддержки странам Восточной Европы в переходе к рыночной экономике с целью их последующего вступления в ОЭСР. В новых программах ОЭСР, названных "Партнеры по переходу к рынку", определены рамки широкого экономического сотрудничества между ОЭСР и Венгрией, Польшей, Чехословакией.

Большую роль играет ОЭСР в оказании помощи развивающимся странам. В 70-е годы выделилась группа богатых нефтяных стран, в 80-е годы на рынки мира а вышли так называемые новые индустриальные страны (НИС). В то же время УСИЛИЛОСЬ обнищание наиболее бедных и отсталых стран. Это определило дифференцированный подход ОЭСР к проблемам развивающихся стран. Например, в отношениях с последней группой стран применяются различные формы продовольственной помощи, пониженные ставки процента по займам, оказывается содействие в формировании экономических структур. Центр развития ОЭСР координирует всю работу с развивающимися странами.

В целом ОЭСР является влиятельной и достаточно эффективной международной экономической организацией промышленно-развитых капиталистических стран, накопившей большой опыт выработки разно-образных методов экономической политики, механизмов сотрудничества различных государств. Поэтому участие России в деятельности ОЭСР может способствовать экономическому прогрессу.

Читать далее: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
Международное разделение труда (МРТ) факторы, влияющие на участие стран в МРТ.