Разделы



Международная конкуренция и формы ее проявления в современных условиях.

Конкурентоспособность национальной экономики (К.Н.Э).

Мировой рынок предъявляет очень жестокие требования к конкурентоспособности фирм. Но если товар или услуга фирмы успешно продаются на внешнем рынке, и продажи растут, то это свидетельствует о ее международной конкурентоспособности.

Возрастание значимости внешнеэкономической сферы, рост экономической взаимозависимости стран делает реальным получение выгод      от      глобальной      конкуренции.      Сегодня      крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК) и целые отрасли (например, телекоммуникации, электроника, автомобилестроение, авиакосмическая ) развиваются на основе глобальной конкурентной стратегии. Кратко ее суть заключается в том, что развитие фирмы в первую очередь зависит от успеха не на внутреннем, а на внешнем рынке. Слагаемые этого успеха могут выражать в росте объема зарубежных продаж, в увеличении количества зарубежных структур, контролируемых компанией (отделений, дочерних компаний), в расширении собственных сбытовых сетей.

Распространению глобальной стратегии способствует бурное развитие информационных технологий, выравнивания уровней развития промышленно-развитых стран, либерализации рынков. Особо следует отметить, что удешевление и усовершенствование сре дств св язи и телекоммуникаций на основе современных информационных технологий создает лучшие возможности для координации и управления структурами фирмы в мировом масштабе.

Развитие МРТ создает дополнительные источники экономии на масштабе для специализированных производств. Этот вид экономики ограничен сегодня не возможностями дальнейшей географической концентрации производства, а в конечном счете емкостью мирового рынка. Поэтому одной из главных характеристик масштаба становится емкость рынка, квота контроля над мировым рынком.

С развитием научно-технического прогресса растут оптимальные и минимальные размеры предприятий в различных отраслях промышленности. Поэтому без ориентации на мировой рынок затрудняются оптимизация размеров фирмы и организация узкоспециализированных производств в наукоемких отраслях. В этих отраслях, выпускающих технически сложную и быстро морально устаревающую продукцию, невозможно раскрутить эффективное производство только на базе национального рынка. Даже таких емких рынков, как рынок ЕС, Японии, США.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим профессионально сделанные прогнозы Forex могут сделать тебя весьма состоятельным.

В электронике технологические новации дают производителям решающие преимущества, обеспечивая снижение издержек и выпуск новой продукции. Конкуренция в этой отрасли острая. Издержки и цены на продукцию определяются огромными расходами на НИОКР.

В этой связи масштабы рынка очень существенны: при удвоении выпуска удельные затраты снижаются примерно на 25 - 30%. Экономия по масштабу в электронике может быть реализовано прежде всего при глобальном распространении продукции. Почти все фирмы в этой отрасли одновременно экспортеры и имеют филиалы в других странах.

п»ї

Крайний пример глобальной отрасли – авиастроение. По причине очень высоких входных барьеров, огромных затрат на НИОКР отрасль может быть рентабельной только при глобальном распространении продукции.

Таким образом, международная (глобальная) конкуренция объективно обусловлена процессом развития международного разделения труда и других факторов производства в условных научно-технического прогресса.

Формы глобальной конкуренции разнообразны и определяются быстрыми изменениями в производстве, науке и технологиях.

Существует межотраслевая и внутриотраслевая международная конкуренция. Однако это деление условно, так как сегодня происходит глубокая дифференциация отраслей, особенно наукоемких, и это усложняет анализ форм конкуренции.

Особые формы конкуренции возникают в связи с развитием МКП. В сфере международной конкуренции сегодня не принято применять динамит к конкуренту. Создание стратегических альянсов с конкурентами в форме соглашений, СП можно рассматривать как особые формы конкуренции. Кроме того, формами международной конкуренции следует считать международные слияния и поглощения. Хотя они не всегда являются дружественными.

Центры международной конкуренции территориально концентрируется в регионах, где размещено наибольшее число современных предприятий и концентрируются основные экспортно-импортные товарные потоки.

Сегодня существует 3 центра международной конкуренции: США, Японии, Западная Европа.

В последнее время появилось мнение, что быстро формируется 4-й центр, международной конкуренции – Китай.

Для оценки развития международной конкуренции необходимо определить понятие конкурентоспособность. Критерии, характеристики, факторы конкурентоспособности на уровне фирмы, отрасли экономики в целом имеют свою специфику.

Конкурентоспособность фирмы – это способность длительное время работать с прибылью, проникающая под влиянием внутрифирменных и внешних факторов.

Значительно сложнее определить понятие конкурентоспособность национальной экономики (К.Н. Э.). Сложность заключается в том, что в условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям (не говоря уже о фирмах). Государство не управляет конкурентоспособностью, а влияет на нее с помощью различных мер (законодательных, фискальных, монетарных). Поэтому понятие К.Н.Э. очень сложное, включающее экономические, научно- -технические, организационные возможности и способности национальных фирм успешно конкурировать с зарубежными товарами и услугами. Но кроме этих явных факторов, на К.Н.Э. влияет вся система государственного и политического      устройства      страны,      способность      государства обеспечивать устойчивый экономический рост, высокую квалификацию рабочей силы, иначе говоря, иметь конкурентоспособное общество.

п»ї

Оценку К.Н.Э. на Западе осуществляют многие научно – исследовательские организации, как региональные (Евро Понятие К.Н.Э. определяется ими как реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем Товары конкурентов. Для определения К.Н.Э. используются более 300 показателей и более 100 оценок международных экспертов. Данные анализа, как правило, группируются в 10 факторов:

1.     экономический потенциал страны и темпы роста экономики;

2.     эффективность промышленного производства;

3.     уровень развития науки и техники, темпы освоения научно технических достижений;

4.     участие в международном разделении труда;

5.     динамичность и емкость внутреннего рынка;

6.     гибкость финансовой системы;

7.     воздействие государственного регулирования экономики;

8.     уровень квалификации трудовых ресурсов;

9.     обеспеченность трудовыми ресурсами;

10. социально – экономическая и внутриполитическая ситуация.

Положение стран в рейтинге конкурентоспособности WCY за период с 1995 по 1999 гг. представлено следующим образом:



 


Читать далее: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Международная торговля. Внешнеторговый оборот и баланс внешней торговли. Показатели внешней торговли