Разделы



Особенности правовых актов (нормативно-правовых актов), регулирующих налоговые правоотношения

Как было указано в введении настоящей работы, предметом изучения являются особенности нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения, их классификация, статус и т.п.

Множество документов, исходящих от компетентных органов законодательной, исполнительной и судебной властей и устанавливающих единые правила поведения для субъектов налоговых правоотношений, представляет собой единую систему, которую можно представить в виде схемы.

Особое значение отводится нормативно-правовым актам, которые устанавливают общие принципы налогообложения, определяют субъек тов налоговых правоотношений, объекты и т.п.

Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:

– Налоговый кодекс;

– федеральные законы о налогах и сборах;

– законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;

– нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 этого документа.

Вопервых, Налоговый кодекс – единственный нормативный правовой акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Другого такого акта быть не должно. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны проходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс состоит из следующих разделов и глав:

Раздел I . Общие положения

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах ст. 111

Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации ст. 12 18

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налого вые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты ст. 1925

Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законо дательством о налогах и сборах ст. 2629

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Органы налоговой поли ции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, ор ганов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, их должностных лиц.

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государ ственных внебюджетных фондов. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц ст. 3035 Глава 6. Органы налоговой полиции ст. 3637

п»ї

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Глава 7. Объекты налогообложения ст. 3843

Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов ст. 4460

Глава 9. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени ст. 6168

Глава 10. Требование об уплате налогов и сборов ст. 6971

Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов ст. 7277

Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взыскан ных сумм ст. 7879

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Глава 13. Налоговая декларация ст. 8081 Глава 14. Налоговый контроль ст. 82105

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений ст. 106115

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение ст. 116129

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового кон троля ст. 130131

Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение ст. 132136

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и дейст вий или бездействия их должностных лиц ст. 137139

Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней ст. 140142

Вовторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

Провозглашенный в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства применительно к налоговым правоотно шениям нашел свое отражение в ст. 7 Налогового кодекса. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотренные На логовым кодексом и иными актами налогового законодательства, то применяются правила международного договора.

Уроки Forex - это прекрасная возможность для Тебя подготовиться к прибыльной работе на бирже Форекс!

На практике это означает, что при экономическом сотрудничестве с лицом из другого государства необходимо в первую очередь обращать внимание на наличие соглашения об избежании двойного налогообложения с этим государством или иного соглашения, регулирующего во просы налогообложения на уровне двух и более государств. Если такой договор существует, его нормы будут иметь приоритет по отношению к нормам российского законодательства.

Итак, можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.

п»ї

Но как и любая отрасль права, налоговое право имеет свою специ фику, которая в настоящей главе будет рассмотрена.

Нормативные акты органов исполнительной власти не включены в состав налогового законодательства. Их роль в регулировании налоговых отношений и порядок издания определены в ст. 4 Налогового кодекса.

Следует сказать, что издание нормативных правовых актов органами исполнительной власти происходит двумя способами. В первом случае орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт исходя из необходимости и целесообразности в рамках установленной Конституцией или законом компетенции. Во втором – нормативный пра вовой акт исполнительной власти может появиться только в случае пря мого указания закона.

Именно второй вариант был закреплен в Налоговом кодексе Рос сийской Федерации, ст. 4 которого гласит: Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законода тельством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые ак ты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Так, Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 N 298 утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Установление такого порядка было прямо отнесено к компетенции Правительства РФ п. 4 ст. 131 Налогового кодекса.

Другой пример. Пунктом 3 ст. 100 Налогового кодекса Министерству РФ по налогам и сборам предписывалось установить форму и требования к составлению акта налоговой проверки. В соответствии с этим указанием Закона Приказом МНС РФ от 31.03.99 N ГБ316/66 утверждена Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.03.99 N 52 О порядке составления акта выездной налого вой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов, которая прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликована.

До недавнего времени указы Президента Российской Федерации имели значительное влияние на формирование налогового права России.

Это связано со следующими обстоятельствами. В 1993 году право творческая деятельность Верховного Совета Российской Федерации была прервана. В период поэтапной конституционной реформы, до момен та начала работы нового представительного органа России, Федерально го Собрания РФ, указы Президента должны были обеспечивать нормативное регулирование общественных отношений.

Нормы этих указов, хотя они были призваны лишь временно регу лировать отношения в обществе в отсутствие федеральных законов, по своему значению законам не уступали. И, таким образом, указ Прези дента по какомулибо вопросу общественной жизни продолжал действовать до момента принятия федерального закона, посвященного этому же вопросу.

Например, Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 который внес значительные изменения в действовавшую налоговую систему, установив при этом, что предшествующие законы действуют, ес ли не противоречат настоящему Указу.

Налоговый кодекс, следуя нормам, закрепленным в Конституции РФ, серьезно ограничил правотворческую деятельность Президента в сфере налогообложения.

Акты Президента РФ, акты Правительства РФ и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Прези дента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают дейст вовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ).

Вопрос о юридической силе инструкций по применению налого вых законов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изданных до введения в действие Налогового кодекса и широко приме няемых для регулирования отношений в сфере налогообложения, реша ется следующим образом.

Согласно ст. 7 Федерального закона О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты, дейст вующие на территории РФ, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Право издания рассматриваемых инструкций было делегировано Министерству Российской Федерации по налогам и сборам отдельными законами о налогах, которые в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ являются частью системы налогового законодательства. Таким образом, издание указанных нормативных актов прямо предусмотрено зако нодательством о налогах и сборах. До приведения их в соответствие с частью первой Налогового кодекса они должны применяться в части, не противоречащей положениям Кодекса.

Иерархическая лестница подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения выстраивается в соответствии с объемом компетенции и положением государственного органа, издавшего акт, в системе органов государственной власти и выглядит следующим образом:

– указы Президента в случаях, предусмотренных законом;

– указы Президента, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;

– постановления Правительства в случаях, предусмотренных зако ном;

– постановления Правительства, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;

– нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом;

– нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налого вому кодексу.

Статьей 4 Налогового кодекса Министерству Российской Федера ции по налогам и сборам, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, органам государственных внебюджетных фондов предоставлено право издавать обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Эти документы издаются в целях единообразного применения на логового законодательства налоговыми, финансовыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов и не являются обязательными для налогоплательщиков.

В качестве примера можно привести Методические указания для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с уче та налогоплательщика – организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые были направлены тер риториальным налоговым органам для использования в работе письмом МНС РФ от 31.12.98 N ВП612/932@.

Нормативно-правовые акты , регулирующие любые правоотношения, представляют собой совокупность законодательных и подза конных актов , которые обязательны для исполнения всеми субъектами правоотношений при соблюдении условий принятия и вступления указанных актов в законную силу.

В 1999 году Налоговым Кодексом РФ был введен такой термин как законодательство о налогах и сборах. В зависимости от уровня принимаемого акта законодательство о налогах и сборах состоит из:

1.           Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

2.           Законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

Подзаконные акты в зависимости от органа исполнительной вла сти, которые принимают указанные акты, делятся на:

3.           подзаконные акты федеральных органов исполнительной вла сти

4.           подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

5.           подзаконные акты исполнительных органов местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Налогового Кодекса РФ не все подзаконные акты имеют обязательную силу для субъектов налоговых правоотношений, а только те, которые принимаются в случаях предусмотренных законода тельством о налогах и сборах и не изменяют и не дополняют указанное законодательство. Например, ст. 80 Налогового Кодекса РФ, давая опре деление налоговой декларации, содержит отсылочные нормы: формы налоговых деклараций разрабатываются и утверждаются МНС РФ, порядок представления налоговой декларации в электроном виде определяется МНС РФ и т.п.

Таким образом, документы МНС РФ, принимаемые по указанным вопросам, будут имеют юридическую обязательную силу для субъектов налоговых правоотношений при соблюдении условий ст. 4 НК РФ. Во всех остальных случаях подзаконные документы будут носить рекомен дательный характер.

Законодательство о налогах и сборах вступает в силу через месяц со дня официального опубликования, но не ранее 1го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (ст. 5 НК РФ). Кроме того, федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс РФ в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и иные акты, вводящие новые налоги или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Учитывая классификацию законодательства, которую приводит Налоговый Кодекс РФ, порядок вступления в силу распространяется и на подзаконные документы.

Читать далее: Противоречивость норм законодательства о налогах и сборах