Разделы



Порядок оформления результатов камеральных проверок и принятие решений по ним

В НК РФ нет никаких указаний на необходимость составления акта камеральной проверки. Поэтому и нормативные документы МНС России, регламентирующие действия должностных лиц налоговых органов при проведении камеральной проверки, такую необходимость не предусматривают. В случае обнаружения состава налогового правона рушения они просто предписывают фиксировать замечания на самих от чётных документах и сразу же составлять проект постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Однако мнение ведущих специалистов налоговой службы одно значно: при обнаружении фактов налоговых правонарушений составление акта по итогам камеральной проверки не только целесообразно, но и необходимо28. Так как НК РФ никаких специальных требований к тако му акту не предъявляет, то налоговому инспектору при составлении акта было бы логично руководствоваться п. 2 ст. 100 НК РФ.

В то же время Налоговый кодекс не устанавливает иного, нежели предусмотренного ст. 101, порядка производства дел по налоговым пра вонарушениям. И, несмотря на то что, данная статья является логическим продолжением предыдущей ст. 100 Выездные налоговые проверки, ни в её названии (Производство по делу о налоговом правонарушении, совершённом налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом (вынесение решения по результатам проверок)), ни в её тексте нет никаких указаний на то, что излагаемый порядок относится только к выездным проверкам. В статье идёт речь о проверках во обще. Употреблённое в статье слово проверки не только позволяет, но и обязывает применение её положений и к камеральным проверкам. Не соблюдение этих положений при производстве дел по камеральным проверкам приведёт к нарушению как общих принципов привлечения к налоговой ответственности, установленных НК РФ, так и гарантирован ных НК РФ прав налогоплательщика. Например, должны быть обеспечены возможности ознакомления налогоплательщика с материалами дела о налоговом правонарушении, представления налогоплательщиком своих объяснений и возражений, всестороннее исследование обстоя тельств совершения правонарушения с целью выяснения наличия среди них смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и т.д. Несоблюде ние данных положений создаст угрозу при отстаивании налоговым органом своей позиции в судебном разрешении спора с налогоплательщиком. Однако выполнить эти условия без составления акта камеральной проверки практически нереально. Кстати, косвенным указанием на необходимость составления акта камеральной проверки является фраза, содержащаяся в п. 1 ст. 101: В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой провер ки… (без какоголибо уточнения – выездной или камеральной). Очевидно, что ошибкой законодателя является не пропуск в ст. 101 слова выездные, а отсутствие указания в ст. 88 на составление акта по результатам камеральной проверки.

Дистанционное Обучение Forex - это отличная перспектива для вас подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Форекс!

Однако вплоть до внесения соответствующих поправок в НК РФ и принятия МНС РФ формы акта камеральной налоговой проверки, основой оставления акта камеральной проверки будут форма акта и требова ния к его составлению, содержащиеся в Инструкции МНС РФ от 10 апреля 2000 г. № 60 О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах. При этом форма акта может быть упрощена за счёт сокращения разделов вводной части, имеющих отношение исключительно к выездной проверке (ссылки на решение о проведении проверки и его реквизитов, ссылок на проведение инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра помещений и территорий и т.п.).

п»ї

Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах, под писывается составившим его должностным лицом налогового органа и налогоплательщиком. Один экземпляр акта вручается в том же порядке, что и акт выездной проверки. При вручении акта налогоплательщику предоставляется двухнедельный срок для представления своих объясне ний и возражений. Рассмотрение материалов камеральной проверки должно происходить с соблюдением норм, установленных ст. 101 НК РФ. Если налогоплательщик представляет свои объяснения и возраже ния, то материалы проверки рассматриваются в присутствии налогопла тельщика (или его представителей), кроме случая их неявки при условии своевременного извещения о месте и времени рассмотрения. Объяснения и возражения обязательно должны быть рассмотрены вместе с дру гими материалами и отражены в принятом по результатам рассмотрения постановлении.

Действия налоговых по взысканию доначисленных сумм налогов, пени и штрафных санкций ничем не отличаются от подобных действий, осуществляемых при выездной налоговой проверке, поэтому будут опи саны ниже.

Читать далее: Выездная налоговая проверка