Разделы



Предпроверочный анализ информации о налогоплательщике и подготовка программы проверки

Назначению выездной проверки конкретного налогоплательщика должен предшествовать детальный анализ информации о нём, который завершается подписанием руководителем налогового органа или его за местителем решения о проведении выездной проверки и программы проведения проверки.

Предпроверочный анализ информации позволяет экономить силы время при непосредственном проведении проверки, а также обеспечива ет эффективность и результативность её проведения.

На этом этапе происходит выявление тех сфер финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, в которых обнаружение нарушений наиболее вероятно, а также выработка стратегии предстоящей проверки.

Анализу подвергается вся имеющаяся в налоговом органе инфор мация.

База данных Единого государственного реестра налогоплательщи ков и досье организации налогоплательщика дают общее представление об организации, подлежащей проверки – её учредителях, дочерних и зависимых обществах, наличии филиалов, представительств и других обо собленных подразделений, имеющихся счетах в банках и других кредитных учреждений и т.п. В то же время результаты камеральной проверки данной организации, а также материалы предшествующих выездных проверок, позволяют те сферы деятельности, где можно обнаружить нарушения и на которые при проведении проверки следует обра тить особое внимание. В свою очередь, данные оперативнобухгалтерского учёта показывают полноту и своевременность уплаты налогов организации (подлежащей проверки).

Вся эта информация, полученная непосредственно налоговым ор ганом, на учёте в котором состоит организация, дополняется информацией, полученной от других налоговых органов и других источников информации. При подготовке к проверке и её проведении могут быть полезными:

– сведения о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;

– информация о владении недвижимым имуществом и совершении сделок с ним, предоставляемая бюро технической инвентаризации и ор ганами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим правильно составленные прогнозы Форекс могут сделать Вас безумно состоятельным.

– информация о владении и передаче в аренду земельных участков, предоставляемая земельными комитетами;

– информация о наличии автотранспортных средств, предоставляемая органами ГИБДД;

– информация Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

– информация о внешнеэкономической деятельности, предоставляемая таможенными органами;

– информация о выдаче лицензий, предоставляемая лицензирующими органами;

– информация о перевозках грузов различными видами транспорта и т.п.

В ходе анализа информации решается ряд вопросов:

– оценивается предполагаемый объём предстоящей работы и оп ределяются количественный и персональный состав проверяющей группы с учётом масштабов и специфики финансовохозяйственной деятель ности налогоплательщика;

п»ї

– определяется необходимость привлечения к проведению проверки сотрудников органов налоговой полиции для обеспечения провероч ных мероприятий и целесообразность участия в проверке представителей других контролирующих и правоохранительных органов. Производится согласование такого участия с соответствующими органами;

– определяются основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки, и производится распределение обязанностей между членами проверяющей группы;

– определяются период, за который будет проверяться финансово -хозяйственная деятельность налогоплательщика, и вид проверки (комплексная или по отдельным видам налогов и сборов);

– намечаются методы проведения проверки, определяется необхо димость проведения встречных проверок, целесообразность проведения инвентаризации имущества налогоплательщика и т.п.

Очевидно, в процессе предпроверочной подготовки невозможно предвидеть всё, поэтому действия проверяющих впоследствии могут быть скорректированы с учётом сложившихся обстоятельств. Однако чёткая предварительная программа является необходимым условием для успешного проведения проверки в сроки, установленные законодатель ством (особенно при проверке крупных налогоплательщиков).

Предпроверочная работа завершается подготовкой проектов решения о проведении выездной проверки и программы её проведения.

Программа проведения проверки это перечень вопросов, которые должны быть затронуты в процессе проверки.

В неё, как правило, включаются следующие вопросы:

– правильность и полнота отражения в бухгалтерском учёте и отчётности: выручки от реализации товаров (работ и услуг), доходов и расходов от внереализационных операций, прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочих активов;

– достоверность данных учёта о фактических издержках обращения, полноты и правильности отражения в бухгалтерском учёте фактических затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

– правильность отражения операций с ценными бумагами, опреде ления валовой прибыли, определения налогооблагаемой прибыли, исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость;

– правильность исчисления налога на имущество, региональных и местных налогов и сборов, правомерность использования льгот по всем проверяемым видам налогов;

– правильность отчисления, полноты и своевременности уплаты платежей во внебюджетные фонды;

– проведение расчётов с использованием наличных денежных средств;

– наличие лицензий на осуществление определённых видов деятельности;

– правильность исчисления, своевременности и полноты перечис ления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, диви дендов по акциям, принадлежащим государству, арендной платы от сда чи в аренду государственной и муниципальной собственности;

п»ї

– состояние платёжной дисциплины;

– правильность определения цен в случаях, установленных НК РФ.

Также и специфика проверяемой организации влияет на включе ние в программу других вопросов. Например, проверка внешнеэкономи ческих операций, соблюдения порядка использования контрольнокассовых машин и т.д. Программы проверок по отдельным видам налогов включают в себя и вопросы по исчислению этих налогов.

В конечном итоге программа выездной проверки утверждается ру ководителем налогового органа либо его заместителем.

Читать далее: Назначение выездной налоговой проверки