Разделы



Назначение выездной налоговой проверки

Основанием для проведения проверки является решение, подписанное либо руководителем налогового органа, либо его заместителем (ст. 89 НК РФ).

Ст. 89 НК РФ говорит о том, что форма решения разрабатывается и утверждается МНС России. Эта форма установлена Приложением № 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утверждённому приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП316/318 (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 1999 г., № 1978). Согласно Приложению № 1, в решении указываются:

– наименование налогового органа, номер и дата решения;

– наименование налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у которого назначается проверка, и его ИНН (в случае назначения выездной проверки филиала или представительства помимо наименования самой организации указывается наименование филиала или представительства и вод причины постановки на учёт по месту его нахождения);

– период, за который проводится проверка, и вопросы, подлежащие выяснению (виды налогов, по которым проводится проверка);

– должности и классные чины либо специальные звания всех без исключения лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе привлекаемых к проверке сотрудников федеральных органов налоговой полиции и иных правоохранительных и контролирующих органов.

От того, насколько правильно заполнены данные реквизиты, зави сит в конечном итоге, правомерность проведения выездной проверки и полномочность членов проверяющей группы.

НК РФ устанавливает ряд ограничений на проведение выездных на логовых проверок:


Несоблюдение данных ограничений33 является основанием воспрепятствования налогоплательщиком проведению выездной проверки (например, назначение повторной выездной проверки) либо основанием для предъявления налогоплательщиком иска о признании недействительным принятого по результатам проверки решения.

Есть некоторые некорректность формулировок данных НК РФ. Например, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Получается, что невозможно провести проверку за отчётные периоды текущего года. Или запрещение проведения двух и более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Что понимать под периодом не ясно. Наверно, речь идёт о налоговом периоде. Очевидно, что при жёсткой регламентации всех норм требуется и чёткость соответствующих формулировок.

Период, указанный в решении о проведении выездной проверки, не должен выходить за пределы трёх лет, предшествующих году прове дения, и не должен включать уже проверенные по тем же налогам пе риоды. В противном случае налогоплательщик имеет право оспорить за конность проводимой проверки.

п»ї

При формулировании подлежащих проверке вопросов должны ис ключаться налоги, которые уже подвергались проверке в данном периоде. Формулировка по вопросам проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах означает проведение комплексной проверки по всем видам налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиком. После та кой проверки в отношении данного налогоплательщика могу быть проведены

выездные проверки только по налогам, которые имеют короткий налоговый период (квартал, месяц), причём не ранее начала следующего налогового периода по этим налогам. При проверке по отдельным видам налогов в решении должна присутствовать формулировка следующего рода: по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и пе речисления (наименование налогов и сборов).

Если выездная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией проверяемой организации решение об её проведении принимается по форме Приложения № 2 к Порядку назначения выездных проверок. Она отличается от формы Приложения № 1 только указанием на причины проведения проверки (реорганизация или ликвидация), которая снимает ограничения на периодичность проверок и их повторность. Выездная проверка, осуществляемая в порядке контроля, осуществляется на основании мотивированного постановления (ст. 87 НК РФ) руководителя вышестоящего налогового органа или его заместителя (форма постановления установлена Приложением № 3 к Порядку назначения выездных налоговых проверок). Постановление должно содержать ссылку на обстоятельства, послужившие основой для назначения проверки (п. 4 Порядка назначения выездных налоговых проверок). Од нако (исходя из утверждённой формы) речь здесь идёт лишь о ссылке на то, что повторная проверка проводится в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа и какого именно.

Изменение состава проверяющей группы оформляется путём при нятия решения (постановления) о внесении дополнений или изменений в ранее принятое решение (постановление). Форма установлена Приложе ниями № 4 и № 5 к Порядку назначения выездных проверок. Они введены утвержденным приказом МНС России от 7 февраля 2000 г. № АП316/34 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2000 г., регистраци онный номер 2159) Дополнением № 1 к указанному Порядку. Необхо димость введения вызвана тем, что налогоплательщик должен допускать на свою территорию только тех лиц, которые прямо указаны в решении о назначении выездной проверки. Принятие же нового решения о назна чении проверки при изменении состава проверяющей группы можно расценивать как назначение повторной проверки (которая НК не допускается). Поэтому единственный выход – это внесение изменений в ранее принятое решение (постановление).

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно сделанные прогнозы Forex могут сделать Тебя безумно денежным.

Согласно п. 5 указанного Порядка, изменение в ранее принятое решение (постановление), вносится только в отношении состава проверяющей группы. Если в ходе тематической проверки по какомулибо виду налогов появляется необходимость проверки налогов, не включён ных в решение о проведении проверки, то должно выноситься решение о назначении новой выездной налоговой проверки по этим налогам (с учё том установленных НК РФ ограничений).

п»ї

Срок проведения выездной проверки включает в себя только вре мя фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В него не включаются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов (ч. 2 ст. 89 НК РФ). Форма требования установлена Приложением № 2 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сбо рах.

Пункт 1.10.2 (абз. 13) этой Инструкции предусматривает возможность приостановления выездной проверки на основании мотивирован ного решения руководителя (его заместителя) налогового органа, назна чившего проверку. Предоставление такой возможности, в первую очередь, необходимо налоговым органам для пресечения злоупотреблений налогоплательщиков установленными НК РФ ограничениями на сроки проведения выездной проверки. Очевидно, что без этого внезапная болезнь или срочная служебная командировка должностных лиц про веряемой организации могут продолжаться до окончания сроков проведения проверки, а также существенно повлиять на качество проводимой проверки. Причиной приостановления проверки могут быть и обстоятельства, связанные с налоговым органом (например, болезнь участвующих в проверке сотрудников или привлечение их для выполнения срочных внеплановых заданий).

Возможность приостановления выездной проверки с продлением сроков её проведения на время приостановления НК РФ прямо не предусмотрено, хотя в принципе и не противоречит ему. Согласно НК ограни чивается время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика, но ведь на время приостановления проверки прове ряющие утрачивают право доступа на данную территорию.

Учитывая процессуальную важность решения о приостановлении выездной проверки (для определения предельных сроков её проведения), оно должно содержать:

– дату и номер решения;

– наименование проверяемого налогоплательщика с указанием его ИНН;

– обоснование необходимости приостановления выездной провер ки;

– срок, на который приостанавливается проверка (исходя из общих принципов определения процессуальных сроков, установленных НК, данный срок может определяться как точной календарной датой, так и указанием на конкретное событие, которое обязательно должно наступить, или временным периодом);

– отметку об ознакомлении налогоплательщика с данным решени ем.

Письмо МНС РФ от 7 сентября 1999 г. № АС616/705@ О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок устанавливает основания для продления сроков проведения выездных проверок:

– проведение проверок крупных налогоплательщиков;

– необходимость проведения встречных проверок и (или) направ ления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике;

– наличие форсмажорных обстоятельств на территории, где проводится проверка (затопление, наводнение, пожар и т.п.);

– иные исключительные обстоятельства.

Очевидно, что данный перечень может использоваться при продле нии сроков управлениями МНС России по субъектам РФ по запросам территориальных инспекций МНС России. Перечень является открытым и может быть дополнен обстоятельствами, которые проводящий проверку налоговый орган сочтёт исключительными. Признание обстоятельств исключительными относится к компетенции вышестоящих налоговых орга нов, принимающих решение о продление сроков. При этом данные обстоятельства должны иметь столь же значительный или экстремальный характер, что и обозначенные в Письме.

Решение о продлении сроков проверки должно быть принято и предъявлено налогоплательщику до истечения двухмесячного срока проведения проверки. В связи с этим, запрос проводящего проверку на логового органа должен быть отправлен заблаговременно. Письмо также установило, что соответствующие запросы с обоснованием необходимости продления сроков, подписанные руководителем либо его заместите лем органа, проводящего проверку, должны быть направлены в МНС не позднее чем за 10 дней до истечения двухмесячного срока. Если запрос направляется в более поздний срок, то в нём должны быть объяснения причин задержки.

Читать далее: Права и обязанности проверяющих и проверяемого налогоплательщика