Разделы



Информатизация и модернизация налоговых органов РФ

Министерство РФ по налогам и сборам играет ключевую роль в формировании доходной части бюджета страны. Решение проблемы ин форматизации налоговых органов связано с проведением комплекса работ по реформированию налоговой системы Российской Федерации.

В настоящее время налоговая система обрабатывает колоссаль ные объёмы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщи ков, видов налогов, увеличением разнообразия форм первичной отчётности от налогоплательщиков и углублением экономикостатистического анализа соблюдения налогового законодательства. Сегодня 50% рабочего времени налогового инспектора из общего ресурса содержательной работы составляют рутинные, непроизводительные операции. Предпринимаемые попытки модернизации налоговых органов могут обеспечить стабилизацию ситуации на отдельных участках работы уже в ближайшее время, но полное решение проблем налоговой сис темы является длительной стратегической задачей, решение которой по требует не менее пяти лет.

Целенаправленность и результативность процесса реформирова ния налоговой системы определяется Стратегией модернизации, принятой коллегией МНС России в июне 1999 года. В её реализации задействованы все ключевые департаменты министерства. Основными положе ниями данной Стратегии является обеспечение информационными тех нологиями:

•                автоматизации всех функций по учёту налогоплательщиков и налоговых поступлений;

•                информационного воздействия всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

•                высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому хорошо сделанные прогнозы Форекс могут сделать тебя бешено состоятельным.

•                повышение производительности труда;

•                оперативность и точность результатов учёта, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

В основе решения данных проблем лежит применение современ ных компьютерных и телекоммуникационных средств, создание распре делённых хранилищ данных.

Сегодня информация, необходимая для подготовки и принятия управленческих решений на региональном и федеральном уровнях сосредоточена в районных инспекциях. В результате, поток запросов в районные инспекции носит лавинообразный характер. В этой связи возникает задача обеспечения необходимого и достаточного информационного ресурса для выполнения функциональных задач на каждом уровне налоговой системы, обеспечения специалистов подразделений региональных структур и самого министерства программнотехническими средствами доступа к централизованным информационным базам, которые формируются на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.

п»ї

В 1999 году, в соответствии со Стратегией, был выполнен ряд работ приоритетного направления. Так, впервые на базе районной ин спекции Москвы проведена централизованная обработка сведений о доходах физических лиц Москвы и Московской области. По каждому пла тельщику выполнено сопоставление декларированных доходов с полученными справками о доходах от работодателей. В результате, сумма доначислений составила более 1,3 миллиардов рублей. Всего по г. Москве в 1999 году собрано налогов в 1,5 раза больше, чем в 1998 году. Было выявлено обязанных подать, но не подавших декларацию свыше 138 тысяч граждан и занижение суммы налога 18200 гражданами. При этом затраты на обработку всего объёма информации оказались в 1,65 раза ниже, чем при старой технологии – нецентрализованной обработке.

Сформированная база данных (360 тысяч деклараций и 10,5 миллионов справок) используется для присвоения идентификационных номеров налогоплательщикам, выдаче справок по запросам. Так, в прошедшую избирательную компанию обрабатывалось до 300 запросов в день по кандидатам в депутаты. По ряду из них были выявлены недоплаты. Этот отдельный эпизод свидетельствует о высоком потенциале технологии централизации. Разработанная технология администрирова ния по подоходному налогу может быть перенесена и в другие регионы.

Эффективность управления налоговой системой в значительной степени определяется скоростью доступа к информации. С этой целью начаты работы по созданию единой системы электронного документооборота. Выполненные работы, большая часть которых реализована на средства первого займа Мирового Банка, являются базисом для подготовки широкомасштабного проекта. В декабре 1999 года банк оценил работу МНС как успешную. В рамках продолжения совместной работы с Мировым Банком будут созданы 10 ЦОДов (Центров обработки данных) в Москве, СанктПетербурге, Московской области, Краснодаре, ХантыМансийске и др.

Основные цели модернизации налоговой службы на данном этапе:

– повышение эффективности работы налоговых органов России в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти;

– усиление контроля за соблюдением действующего законода тельства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчис ления и взимания налогов;

– формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах, а также взаимодействие налоговых органов с органами государственного управления и внешними организациями, такими как таможня, органы МВД, банки, органы Казначейства, Пенсионного фонда и др.;

п»ї

– повышение уровня технической оснащенности территориальных налоговых органов.

С 1996 года Проект модернизации налоговой службы начал осу ществляться в 109 госналогинспекциях Нижегородской и Волгоградской областей.

В результате реализации проекта получены следующие результаты (на примере Волгоградской области):

– время обслуживание одного налогоплательщика сократилось в 9 раз;

– доля поступающих в электронном виде документов достигла 5% от общего количества, а исходящих документов – 30%;

– производительность обработки документов в инспекциях увеличилась в 4 раза;

– число сотрудников, занятых выполнением функций ввода, обработки и вывода данных сократилось на 15% при увеличении обрабатываемой информации на 30%;

– объем трудозатрат на подготовку статистических данных сохранился неизменным при увеличении статистической отчетности в 2 раза;

– число налоговых процедур, выполняемых одним инспектором, сократилось в 2 раза.

За 1999 г. сумма погашенной недоимки увеличилась по сравнению с 1998 годом в 2 раза (на 2264 млн. руб. в абсолютном выражении). Собираемость налогов в федеральный бюджет в Волгоградской области увеличилась с 75% в 1998 г. до 80% в 1999 г. и до 82% в первом квартале 2000 г.

Рост собираемости налогов в региональный бюджет в Волгоградской области увеличился в 1999 г. на 3 процента (с 89% в 1998 г. до 92% в 1999 г.) Собираемость региональных налогов достигла уровня 97% в первом квартале 2000 года. В целом по стране в 1999 году собираемость региональных налогов выросла на 1 процент (с 94% до 95%).

Ключевым направлением Проекта модернизации является создание центров обработки данных (ЦОД) на региональных уровнях. Будет создана региональная база данных с высокой степенью защиты информации. После создания ЦОДа налоговые инспекции получат возможность накапливать и оперативно использовать информацию о налогоплательщиках, не предоставляющих декларации или сдающих нулевые отчеты, автоматизировано проводить сверки с данными сторонних организаций и регистрирующих органов для контроля за деятельностью предприятий.

Практическая технология прототипа ЦОД отрабатывается в г.г. Москве и Волгограде. Например, результат применения ЦОД в г. Москве характеризуется следующими показателями:

– сумма доначислений составила более 1,3 млрд. руб.;

– собрано подоходного налога в 1,5 раза больше, чем в 1998 г.;

– выявлено свыше 138 тыс. граждан в г. Москве, которые не продекларировали свои доходы;

– установлено занижение суммы налога у 18,2 тыс. граждан.

На основе опыта, накопленного в ходе реализации программы, была поставлена задача широкомасштабного реформирования налого вой системы. С этой целью разработано техникоэкономическое обосно вание на получение второго займа. Правительство РФ и Всемирный банк достигли договоренности о начале совместной работы по подготовке второго займа на модернизацию налоговой службы РФ.

Читать далее: Состав и структура государственных налоговых инспекций