Разделы



Единый социальный налог

Все юридические лица, производящие выплаты в пользу своих со трудников, в соответствии с законодательством являются плательщика ми единого социального налога. Кроме того, плательщиками налога являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, физические лица. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и организации, переведенные на уплату единого на лога на вмененный доход для определенных видов деятельности от уплаты налога освобождены .


Объект налогообложения для исчисления единого социального налога определен ст. 236 НК РФ. Для организаций, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым и гражданскоправовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание ус луг, и авторским договорам. Понятие выплаты означает прямые денежные выплаты в наличной или безналичной форме, а понятия иные возна граждения включает в себя выплаты в натуральном выражении, а также оплату товаров, работ, услуг или прав в пользу работника или членов его семьи, предусмотренных п. 2 ст. 237 НК РФ. Для предпринимателей и ад вокатов объектом обложения считается финансовый результат их дея тельности.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить ра ботнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего распо рядка. Содержание гражданскоправового договора определяется ГК РФ. Отличие этих двух видов договоров в том, что по гражданскоправовым договорам гражданин не подчиняется внутреннему распорядку предприятия, а сам организует работу, выполняет ее на свой риск и ему оплачивается лишь конечный результат труда. Авторский договор предусматривает передачу исключительных прав или авторский заказ и регулируется Законом РФ Об авторском праве и смежных правах.

При этом следует учитывать, что не являются объектом обложения следующие выплаты:

•               выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданскоправового характера, предметом которого является выполнение работ, оказания услуг, авторским договором (на пример, вознаграждения, выплачиваемые судами из федерального бюд жета присяжным, народным и арбитражным заседателям за время участия ими в осуществлении правосудия);

•               выплаты, производимые в рамках гражданскоправовых дого воров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с пере дачей в пользование имущества или имущественных прав, например, по договорам мены, дарения и другим;

п»ї

•               выплата денежной компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска и других выплат, причитающихся работ нику;

•               вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, так как эти вознаграждения являются доходами индивиду альных предпринимателей, с которых они самостоятельно в установлен ном порядке уплачивает налог;

• если у налогоплательщиков – организаций выплаты и вознаграждения не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, то они не являются объектом налогообложения ЕСН.

Полный перечень выплат, не подлежащих обложению, установлен ст. 238 НК РФ.

Налоговая база определяется как сумма начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц выплат и воз награждений, являющихся объектом обложения ЕСН.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществля ются. При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в на туральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стои мость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответ ствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Форекс отзывы дают Вам неповторимую возможность узнать о торговле на Форекс всесторонне и сформировать личное мнение!

Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. Работодатели должны учитывать все категории работников (внешних совместителей, работников, работающих по гражданскоправовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам).

При расчете налоговой базы учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

п»ї

Налоговая база определяется как сумма начисленных налогопла тельщиком за налоговый период в пользу физических лиц выплат и воз награждений, являющихся объектом обложения ЕСН.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При исчислении налоговой базы следует учитывать, что не подлежат налогообложению:

•               государственные пособия, выплаты, производимые в соответ ствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фон да социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета (санаторнокурортное и оздоровительное лечение, пенсии, социальные пособия, пособия по без работице и т. д.);

•               компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

•               компенсационные выплаты (пособия), связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, установленные в ст. 36 и 75 Кодекса законов о труде Российской Федерации. В случае же отзыва работника из отпуска ему должен быть произведен перерасчет выплаченных сумм, а оставшаяся часть отпуска ис пользована в согласованный между работником и администрацией срок. При этом производится новый расчет заработка. Выплата в этом случае не рассматривается как компенсация за неиспользованный отпуск и налог на нее должен быть начислен в общеустановленном порядке. В ана логичном порядке производится начисление налога на оплату ежегодно го отпуска, включаемого в фонд оплаты труда, под видом компенсации за неиспользованный отпуск;

•               компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня в рамках должностных обязанностей, осуществляемых работником;

•               расходы работника при командировках;

•               выплаты компенсации работникам за использование ими лег ковых автомобилей в служебных целях.

Однако пособия, выплачиваемые не в соответствии с законами, суммы компенсационных выплат, выплаченных сверх установленных норм, командировочные расходы, не подтвержденные в сроки, подлежат налогообложению в полном объеме. Нормы возмещения командировоч ных расходов и компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях установлены постановлением правительства.

Законом о медицинском страховании не предусмотрена выплата страхового обеспечения застрахованному лицу. Если же по договору на добровольное медицинское страхование работников были произведены выплаты денежных средств застрахованным работникам, то на суммы, перечисленные организацией – работодателем в страховую медицинскую организацию, начисление единого социального налога должно быть произведено в общеустановленном порядке. При проверке правильности оплаты расходов, влияющих на исчисление налога, налого вый орган вправе получить от налогоплательщика необходимые допол нительные сведения и объяснения.

Организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, кроме выплат по договорам гражданско-правового характера, не превышающих в тече ние налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющего ся инвалидом первой, второй или третьей группы. При использовании данной льготы налогоплательщик в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по ЕСН предоставляет список работающих инвалидов с номерами и датами выдачи справок учреждения медико- социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидно сти на каждого инвалида. Если в результате освидетельствования работник получает либо теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то налоговая льгота соответственно применяется либо утрачивается начиная с 1 числа месяца, в котором произошли изменения права на получение инвалидности. Вместе с тем, в Федеральном законе Об обязательном пенсионном страховании в РФ льготы по уплате страховых взносов на обяза тельное пенсионное страхование не установлены, и нормы, установленные ст. 239 НК, не распространяются на плательщиков страховых взносов.

В соответствии с п. 2 ст. 239 НК налогоплательщики освобождаются от уплаты налога с подлежащих налогообложению вознагражде ний, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без граждан ства, в случае, если такие лица в соответствии с законодательством РФ или условиями трудового договора не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фона РФ, ФСС РФ и ФОМС – в части, зачисляемый в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не имеет прав. Вышеназванные положения применяются при условии, если международными договорами Российской Федерации не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ о пенсион ном страховании и обеспечении.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 28.07.91 № 14991 О медицинском страховании граждан в РФ, иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют та кие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданскоправового характера, налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется.

Из содержания указанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату труда (выплаты) производимого этим работникам начисляется налог, зачис ляемый в Фонд социального страхования РФ.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, как времен но пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации, и работающим по договорам гражданскоправового характера налог в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляется.

Уплата налога иностранными представительствами, филиалами иностранных компаний, находящихся на территории Российской Федерации за иностранных граждан, работающих в этих представительствах или филиалах, зависит от условий социального страхования, определен ных международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник. При отсутствии таких догово ров уплата налога должна определяться условиями договора (контракта), заключенного с иностранным работником. Если условиями договора (контракта) предусмотрено, что социальное страхование иностранных работников должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, то эти представительства или филиалы начис ляют и уплачивают налог в данный Фонд в общеустановленном порядке.

Льготы по единому социальному налогу:

•   Организации любых организационноправовых форм освобож даются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не пре вышающих в течение налогового периода 100 тыс. рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I , II или III группы;

•   От уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника освобождаются следующие категории налогоплательщиковработодателей :

 

1.           общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения;

2.           организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля за работной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;

3.              учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебнооздоровительных , физкультурноспортивных , научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детяминвалидам и их родите лям, единственными собственниками имущества которых являются ука занные общественные организации инвалидов.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Рос сийской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

•               От уплаты налога освобождаются индивидуальные предпри ниматели , адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, яв ляющиеся инвалидами I , II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. рублей в течение налогового периода;

•               российские фонды поддержки образования и науки освобождаются от уплаты налога с сумм выплат гражданам Российской Федера ции в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Ставки единого социального налога установлены ст. 241 НК РФ. Принципиальным является то, что ставки дифференцированы, вопервых , в зависимости от категории налогоплательщика, вовторых , в зависимости от величины налоговой базы. До 2005 года максимальная ставка налога была установлена в размере 35,6%. В соответствии с из менениями, внесенными Федеральным законом № 70 от 20.07.2004, максимальная ставка налога равна 26%. Для всех категорий налогоплатель щиков установлена регрессивная шкала налоговых ставок. Таким обра зом, сохраняется главный принцип регрессивного налогообложения: чем больше облагаемая база за налоговый период, тем меньше ставка налога.

До 2005 года помимо величины налоговой базы существовало дополнительное условие применения регрессивной шкалы. На момент уп латы авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо , деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, должна была составлять сумму не менее 2500 рублей. При расчете фактического раз мера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете взносов в государственные внебюджетные фонды у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 че ловек не учитывались выплаты 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) – выплаты 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты. Поскольку к расчету принимались выплаты, формирующие налоговую базу, определенную ст. 237 НК, то численность инвалидов и соответствующие им выплаты учитывались независимо от того, превысили выплаты в их пользу 100 тыс. рублей или нет.

С 2005 года вышеуказанное условие не применяется и изложенные расчеты не производятся.

Пример налоговых ставок, применявшихся до 2005 года, представлен в таблице.

Ставки налога для лиц, производящих выплаты физическим лицам, кроме выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйства (до 2005 года)


В соответствии с изменениями налогового законодательства с 2005 года действуют новые, более низкие ставки налога.

Ставки налога для лиц, производящих выплаты физическим лицам, кроме выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйства

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. Указанная сумма определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается налогоплательщиком на сумму произведенных им рас ходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов (авансовых пла тежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование. Эти страховые взносы являются налоговым вычетом, сумма которого не может превышать сумму налога подлежащего уплате в федеральный бюджет за тот же период.

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетным периодом признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, т. е. отчетные данные исчисляются нарастающим итогом с начала года.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного ме сяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансо вых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующе го календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, опре деляется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых пла тежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики рассчитывают разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налого вого вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взно са за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.

Данные об исчисленных суммах, а также уплаченных авансовых платежах, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, пред ставляемом не позднее 20го числа месяца, следующего за отчетным пе риодом, в налоговый орган по утвержденной форме.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам нало гового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, эта разница признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК.

Читать далее: Пенсионное страхование