Разделы



НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 Налог на имущест во организаций НК РФ. Она существенно меняла порядок исчисления и уплаты налога на имущество организациями. Изменения затронули все основные элементы налога. Поскольку налог на имущество организаций относиться к региональным налогам, то он устанавливается не только Налоговым кодексом РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. При этом субъект Федерации в принятом законом устанавливает:

-                конкретную ставку налога;

-                налоговые льготы;

-                порядок уплаты налога;

-                сроки уплаты налога.

Плательщиков налога можно объединить в три группы:

-                российские организации;

-                иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Фе дерации;

-                иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Если по закону Российской Федерации от 13декабря 1991 № 20301 О налоге на имущество предприятий объектом обложения у россий ских организаций являлись основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, то с 2004 года в качестве объекта выступают основные средства, учитываемые на балансе в соответствии с установленным по рядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, из объекта обложения выведены нематериальные активы, а также запасы и затраты. По следствие такого сокращения объекта снижение налоговой нагрузки у налогоплательщиков, а поскольку сумма налога относится на затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль в налоговом учете и на финансовые результаты в бухгалтерском, то увеличится прибыль, что при прочих равных условиях должно повысить показатели рентабельно сти.

Однако степень снижения налоговой нагрузки была не одинакова по отдельным категориям плательщиков. Так, более существенна она была у организаций, занятых производством, торговой деятельностью и меньше, например, у организаций финансового сектора экономики, по скольку у последних отсутствуют или имеют незначительный удельный вес в валюте баланса сырье и материалы, остатки незавершенного производства, готовая продукция, товары и др.

Объектом обложен ия у и ностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

п»ї

Если иностранная организация не имеет представительство, то объект обложения – недвижимое имущество, принадлежащее организа циям на праве собственности.

Не признаются объектом обложения:

-                земельные участки и иные объекты природопользования;

-                имущество, принадлежащие на праве хозяйственного ведения ими отраслевого управления федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) при равненная к ней служба, используемое этими органами для нужд оборо ны, гражданской обороны, обеспечение безопасности и охраны порядка в Российской Федерации.


Формула (1) является формулой средней арифметической простой, которую обычно представляют в следующем виде:


Величина налоговой базы за налоговый период измеряется показа телем среднегодовой стоимости имущества. Сумма авансового платежа по налогу за отчетный период определяется с помощью показателя средней стоимости имущества. Оба показателя рассчитываются по одной формуле:

Налоговым периодом установлен календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества рассчитывается на основе ряда динамики, уровни которого выражают величину стоимости имущества на определенные моменты (на первое число месяца). Такой


Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему отлично сделанные прогнозы Forex могут сделать Вас сильно состоятельным.



Величина средней стоимости имущества, рассчитанная по формулам 4 и 5 дает разные результаты. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

В таблице 6.1 представлены данные о стоимости имущества организации.

Результаты расчета средней величины имущества для отчетных периодов и налогового периода (таблица 6.2.) показывают, что величина, полученная по формуле средней арифметической больше, чем по средней хронологической. Применение методики расчета налоговой базы, предусмотренной в главе 30 НК РФ, у большинства плательщиков налога будет ее завышать, что приведет и к увеличению суммы налогового обязательства.

п»ї

Аналогично рассчитывается налоговая база у иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства.

При определение налоговой базы имущество учитывается по оста точной стоимости, которая определяется по правилам ведения бухгал терского учета. Если по объекту амортизация не должна начисляться, то их стоимость рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа.

Налоговой базой в отношение объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Россий ской Федерации через иностранные представительства выступает инвентарная стоимость, которая определяется по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января 2004 года.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

-                подлежащего налогообложению по месту нахождения органи зации;

-                каждого обособленного подразделения организации;

-                облагаемого по разным ставкам.

В отличие от ранее действовавшего закона № 20301 в главе 30 НК РФ не предусмотрена возможность зачета в текущем отчетном периоде суммы авансовых платежей, уплаченных в предыдущие периоды. По каждому отчетному периоду сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет, определяется самостоятельно по следующей формуле:

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам налогового периода исчисляется с учетом зачета сумм уплаченных авансовых платежей:


Сумма налога за налоговый период – это произведение налоговой базы и ставки налога:

Ставка налога устанавливается законами субъектов Российской федерации и не должна превышать 2,2%

Используя данные таблицы 1, произведем расчет суммы налога, если ставка налога составляет 2,2 % (таблица 6.3.).

Если в течение года организация не приобретала основные средства, то их остаточная стоимость уменьшается в результате начисления амортизации. Поэтому снижается сумма средней стоимости имущества и суммы авансового платежа. Однако поскольку при расчете средней величины не учитывалось, что уровни ряда динамики стоимости имущества содержат элементы повторного счета (применение формулы средней арифметической), а также игнорирование (не учет) уже уплаченных сумм авансовых платежей с начала календарного года, приводит к тому, что суммы авансовых платежей значительно превосходят сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет: в первом отчетном периоде – в 57 раз, во втором – в 50 раз, а в третьем – в 44 раза. Неравномерность процесса внесения суммы авансовых платежей и суммы налога будет характерна для подавляющего числа плательщиков. Это наверное следует учитывать при разработке плановых заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджеты, а также при оптимизации налогообложения.

Одним из методических недостатков гл. 30 НК РФ является нераз работанность порядка исчисления налоговой базы для ликвидируемых организаций или для организаций, которые с целью повышения своей конкурентоспособности и улучшения финансовых результатов перейдут от отношений собственности к аренде имущества. Поясним на примере. В таблице 6.4. приведены данные о стоимости имущества организации.

Результаты расчета суммы авансовых платежей и налога приведены в таблице 6.5.

После окончания налогового периода возникает ситуация, когда не налогоплательщик должен перечислить налог в бюджет, а государство вернуть сумму переплаченного налога. При этом сумма авансового пла тежа за первый отчетный период будет больше суммы налога более, чем в три раза.

После окончания налогового периода возникает ситуация, когда не налогоплательщик должен перечислить налог в бюджет, а государство вернуть сумму переплаченного налога. При этом сумма авансового пла тежа за первый отчетный период будет больше суммы налога более, чем в три раза.

В соответствии со ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения:

1)     организации и учреждения уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении имущест ва, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2)     религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3)     общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

  организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инва лидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работни ков составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Рос сийской Федерации по согласованию с общероссийскими общественны ми организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

  учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инва лидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебнооздоровительных , физкультурноспортивных , научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детяминвалидам и их родителям;

4)     организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5)     организации – в отношении объектов, признаваемых памятни ками истории и культуры федерального значения в установленном зако нодательством Российской Федерации порядке;

6)     организации – в отношении объектов жилищного фонда и ин женерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7)     организации – в отношении объектов социальнокультурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспе чения;

8)     организации – в отношении объектов мобилизационного назна чения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжатель ных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения;

9)     организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомнотехнологического обслу живания;

11)            организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи , а также сооруже ний, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12)            организации – в отношении космических объектов;

13)            имущество специализированных протезноортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15)            имущество государственных научных центров;

16)            научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяй ственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств – в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научноисследовательской ) деятельности.

Эти льготы действуют на всей территории России. Субъекты Рос сийской Федерации могут устанавливать дополнительные льготы. Так, законом г. Москвы от 5 ноября 2003г. № 64 О налоге на имущество организации в состав освобождения включены:

1)     бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета города Москвы или бюджетов муниципальных образований города Москвы на основе сметы доходов и расходов;

2)     органы государственной власти города Москвы и органы мест ного самоуправления города Москвы;

3)     организации, имеющие статус городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с законом города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 О погребении и похоронном деле в городе Москве;

4)     организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;

5)     организации – в отношении имущества, являющегося собст венностью города Москвы, предназначенного для водоснабжения, водо отведения, теплоснабжения, газоснабжения, освещения городских территорий, переработки мусора;

6)            организации – в отношении находящихся в собственности города Москвы автомобильных дорог и дорожномостовых сооружений общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Москвы;

7)     организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота не распространяется: на имущество, сдаваемое в аренду организациями, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет менее 50 человек; на организации, занимающиеся реали зацией брокерских и иных посреднических услуг, производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов. При определении об щего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданскоправового характера;

8)     организации – в отношении объектов, признаваемых памятни ками истории и культуры, включенных в соответствии с законом города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры в Городской реестр недвижи мых памятников истории и культуры и их территорий и являющихся го родской собственностью;

9)     организации – в части стоимости находящихся на их балансе многоэтажных гаражейстоянок ;

 

10)            организации – в части стоимости находящихся на их балансе объектов жилищного фонда;

11)            объединения собственников жилья, действующие в соответ ствии с Федеральным законом от 15 июня 1996 года № 72ФЗ О товариществах собственников жилья;

12)            организации, получившие Паспорт благотворительной орга низации в соответствии с законом города Москвы от 5 июля 1995 года № 1146 О благотворительной деятельности.

Согласно этому же закону в Москве налог уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Читать далее: ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ