Разделы



ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

С 1 января 2003 г. вступила в силу глава 28 Транспортный налог Налогового кодекса Российской Федерации. Эта глава Кодекса была введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Рос сийской Федерации и некоторые другие акты законодательства Россий ской Федерации. Одновременно с введением транспортного налога на территории РФ были отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Транспортный налог относится к региональным налогам. Основные положения по данному налогу установлены главой 28 Налогового кодекса РФ. Решение о том, будет ли введен этот налог на территории конкретного региона Российской Федерации, принимают законодательные (представительные) органы субъекта РФ.

Транспортный налог вводится в регионах на основе соответст вующих законов субъектов Российской Федерации. Если законодатель ные (представительные) органы субъекта РФ приняли такой закон, то транспортный налог обязателен к уплате на территории данного субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, региональные власти субъекта Российской Федерации обязаны ориентироваться на федеральное законодательство и действовать только в рамках предоставленных им полномочий. Так, главой 28 Транс портный налог Налогового кодекса РФ определен круг налогоплательщи ков, установлены объект налогообложения, налоговая база, налоговый пе риод. Порядок исчисления налога также определен на федеральном уров не.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ законодательным (предста вительным) органам субъекта РФ дано право устанавливать ставку налога в пределах, указанных в Кодексе, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. В законах субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы для налогоплательщиков. Обращаем внимание, что приведенный перечень полномо чий региональных органов власти при введении в субъекте РФ транспорт ного налога строго ограничен.

Биржа Forex предлагает любому желающему зарабатывать на колебаниях курсов валют всевозможных мировых валют законно, в любое время дня и ночи, не выходя из дома и даже не имея образования!

После издания Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110ФЗ в большинстве субъектов Российской Федерации были разработаны соответствующие региональные законы о введении на их территории с 1 января 2003 г. транспортного налога. В начале 2003 г. Министерством Рос сийской Федерации по налогам и сборам была утверждена форма налого вой декларации по транспортному налогу и инструкция по ее заполнению (приказ МНС России от 18 марта 2003 г. № БГ321/125). А в конце 2003 г. главным налоговым ведомством была выпущена новая форма налого вой декларации по транспортному налогу (приказ МНС России от 29 де кабря 2003 г. № БГ321/724). Для руководства в работе региональных управлений налоговых органов и местных налоговых инспекций Мини стерство по налогам и сборам разработало Методические рекомендации по применению главы 28 Транспортный налог части второй Налогово го кодекса Российской Федерации. Они были утверждены Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ321/177. Транспортный налог не считается сложным или запутанным. Насколько это верно? За первый год применения этого налога у налогоплательщиков возникло множество во просов. В ответ на них налоговые органы выпускали письма с разъясне ниями по наиболее сложным моментам.

п»ї

Особенно много писем и разъяснений по транспортному налогу появилось из региональных управлений МНС России в конце 2003 – на чале 2004 гг. Это свидетельствует о том, что транспортный налог нельзя считать простым налогом, который вообще не вызывает проблем. И не удивительно, что основной поток писем и разъяснений по транспортному налогу идет не из Министерства по налогам и сборам, а от территориальных налоговых органов. Причина в том, что транспортный налог является региональным и служит одним из основных источников формирования территориальных дорожных фондов (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 17591 О дорожных фондах в Российской Феде рации). Чем выше будет собираемость транспортного налога на местах, тем больше средств поступит в территориальный дорожный фонд. А от этого напрямую зависит состояние автомобильных дорог в каждом кон кретном регионе.

Общее определение налогоплательщиков дано в ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ. Согласно этому определению налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физи ческие лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Конкретный круг налогоплательщиков того или иного налога устанавливается соответствующей главой Налогового кодекса.

Определение налогоплательщиков транспортного налога приведе но в ст. 357 главы 28 Транспортный налог Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьей налогоплательщиками транспортного нало га признаются лица, на которых в соответствии с российским законода тельством зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Из этого положения данного Кодекса можно вывести пять условий, при одновременном соблюдении которых лицо становится плательщиком транспортного налога:

1)     плательщиками транспортного налога являются как физические лица, так и организации;

2)       уплачивать транспортный налог должны как российские, так и иностранные граждане и организации, а также лица без гражданства;

3)     плательщиками транспортного налога являются владельцы транспортных средств, на имя которых зарегистрированы эти транспортные средства;

4)     транспортные средства должны быть зарегистрированы в соответствии с российским законодательством на территории субъектов Рос сийской Федерации;

п»ї

5)     зарегистрированные транспортные средства должны быть по именованы в перечне объектов налогообложения, приведенном в ст. 358 НК РФ.

Таким образом, все владельцы транспортных средств независимо от их статуса, гражданства, от права собственности на транспортное средство, на имя которых зарегистрированы транспортные средства в государственных регистрирующих органах (в Госавтоинспекции, Гостехнадзоре , морских портах и др.), признаются плательщиками транспортного налога.

Наличие права собственности на транспортные средства вовсе не означает, что их владелец является плательщиком транспортного налога. К примеру, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуще ствляющих торговлю автомобилями и другими транспортными средст вами, не возникает обязанности по уплате транспортного налога по этим транспортным средствам. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи. Поскольку транспортные средства, приобретенные для пере продажи, не подлежат госрегистрации , они не подпадают под налогооб ложение транспортным налогом.

Следовательно, торговая организация, на балансе которой числят ся транспортные средства как товары, не является налогоплательщиком транспортного налога по этим транспортным средствам.

Читать далее: Учет налогоплательщиков