Разделы



Учет налогоплательщиков

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организац ии и ее обособленных подразделе ний, но и по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Место нахождения имущества определяется согласно нормам, приведенным в п. 5 ст. 83 НК РФ. Место нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств определяется по месту нахождения (жительства) их собственника. Местом нахождения остальных транспортных сре дств пр изнается место (порт) приписки или место их государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества.

Порядок постановки налогоплательщиков на учет определен в п. 5 ст. 83 Налогового кодекса. С 1 января 2004 года эти правила изменились.

В 2003 году действовал такой порядок. Организации, владеющие транспортными средствами, были обязаны встать на учет по месту нахождения транспортных средств, являющихся объектом налогообложения. Для этого в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств надо было подать заявление о постановке на учет. Налогоплательщики должны были сделать это в течение 30 дней с момента государственной регистрации транспортных средств.

Форма заявления о постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей транспортного средст ва была утверждена приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. № ГБ3 12/309. Вместе с заявлением в налоговый орган следовало представить копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство, и свидетельство о постановке на налоговый учет по месту нахождения организации.

Налоговые органы, рассмотрев заявление налогоплательщика и приложенные к нему документы, уведомляли организацию о том, что она поставлена на учет по месту нахождения транспортных средств. Формы уведомлений для юридических и физических лиц о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств, применявшиеся в 2003 году, утверждены приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. № ГБ312/309 .

Такую процедуру постановки на учет по месту нахождения транс портных средств налогоплательщики должны были проходить только в том случае, если место нахождения организации и место нахождения принадлежащих ей транспортных средств не совпадали. Если же органи зация регистрировала транспортные средства по месту своего нахождения, то ей не требовалось подавать дополнительного заявления в налоговую инспекцию, в которой организация уже состояла на налоговом учете с момента ее государственной регистрации.

С 1 января 2004 г. пункт 5 статьи 83 НК РФ действует в новой ре дакции. Изменения в этот пункт были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 185ФЗ.

Согласно новым правилам организации не должны подавать в на логовые органы никаких заявлений о постановке на налоговый учет по месту нахождения транспортных средств. Процедура постановки на учет налогоплательщиков будет происходить без их участия. Сведения о том, что на имя организации зарегистрировано транспортное средство, и дан ные об этом объекте будут поступать в налоговые инспекции из уполномоченных органов, занимающихся регистрацией транспортных средств.

п»ї

Такая процедура постановки на налоговый учет изначально была предусмотрена для налогоплательщиков – физических лиц. А теперь для всех плательщиков транспортного налога независимо от того, юридиче ские это лица или физические, предусмотрены единообразные правила постановки на налоговый учет.

Получив от регистрирующих органов информацию о лице, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, налоговые органы ставят владельца транспортного средства (организацию или физическое лицо) на учет как плательщика транспортного налога и уведомляют его об этом. С 2004 года используются новые формы уведомлений о поста новке юридических и физических лиц на учет в налоговом органе (в том числе по месту нахождения транспортных средств), которые утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 года № БГ309/178 (Приложение 1 ).

Сведения о зарегистрированных и снятых с регистрации транспортных средствах и лицах, на имя которых зарегистрированы транс портные средства, поступают в территориальные инспекции Министерства по налогам и сборам от уполномоченных органов, ведающих реги страцией транспортных средств.

Пунктом 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ на регист рирующие органы возложена обязанность сообщать в налоговые органы обо всех изменениях в течение десяти дней после регистрации или снятия с регистрации транспортных средств. Кроме того, по истечении ка ждого года из регистрирующих органов в налоговые органы должны по ступать сведения обо всех зарегистрированных автомашинах и их владельцах по состоянию на 31 декабря истекшего года, а также об измене ниях, происшедших в регистрации транспортных средств за год. Регист рирующие органы обязаны подать такие сведения до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 362 НК РФ).

Форекс отзывы предоставляют Вам неповторимую возможность узнать о торговле на Forex всесторонне и сформировать личное мнение!

Регистрирующие органы обязаны представлять в налоговые органы информацию о транспортных средствах и их владельцах по специальной форме. Она называется Сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Эта форма утверждена Приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. № БГ304/641 Об утверждении форм Све дений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистриро ваны, представляемых органами, осуществляющими государственную ре гистрацию транспортных средств. На каждое транспортное средство представляется отдельный лист, в котором указываются его технические характеристики и регистрационные данные, а также подробная информа ция о лице, на которое зарегистрировано данное транспортное средство.

п»ї

На основании данных, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, налоговые органы формируют базу налогоплательщиков. На ее основе рассчитывается сумма транспортного налога для физических лиц и проводятся мероприятия по контролю за соблюдением законодательства по транспорт ному налогу гражданами и организациями – владельцами транспортных средств.

Таким образом, владельцам транспортных сре дств вр яд ли удастся избежать уплаты транспортного налога. Если на имя организации или физического лица зарегистрированы транспортные средства, то информация о них поступит в налоговые органы, которые будут контролировать правильность и своевременность уплаты налога.

На территории нашей страны до 2003 г. была широко распространена практика передачи автотранспортных средств новому владельцу не по договору куплипродажи , а путем составления так называемой гене ральной доверенности. Это была завуалированная форма продажи ав томобилей. Она позволяла участникам сделки куплипродажи избежать либо временно отложить уплату налога на приобретение транспортных средств. По генеральной доверенности новому владельцу передавались все права по владению, распоряжению и пользованию автомоби лем, вплоть до его продажи. При этом право собственности оставалось у продавца, и автомобиль на имя нового владельца не регистрировался. Генеральная доверенность подлежала нотариальному заверению. По истечении определенного времени, указанного в доверенности, новый владелец был обязан зарегистрировать автомобиль на свое имя.

Нередко случалось, что новые владельцы транспортных средств не утруждали себя перерегистрацией автомобиля, полученного в полное распоряжение и пользование, на свое имя. Не дожидаясь окончания сро ка действия доверенности, они продавали автомобиль другому владель цу – опять же на основании аналогичной генеральной доверенности. В органах ГАИ (а позже – ГИБДД) транспортное средство продолжало числиться на имя собственника.

С опубликованием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110 ФЗ, которым был введен транспортный налог, у многих собственников автотранспортных средств, когдато передавших (а фактически продав ших) автомашину во владение и пользование другому лицу на основании генеральной доверенности, возникли проблемы. В отношении таких собственников ст. 357 НК РФ предусмотрена особая норма: по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, при обретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 29 июля 2002 г. (то есть до момента официального опубликования Федерального закона № 110ФЗ), налогоплательщиком признается лицо, указанное в такой доверенности. Иначе говоря, плательщиком транспортного налога по ав томобилям, переданным по доверенности до указанной даты, может быть не собственник, а лицо, которое фактически пользуется транспорт ным средством.

Чтобы воспользоваться данным правом, собственники, на имя ко торых зарегистрированы такие транспортные средства, должны уведомить налоговый орган по месту своего жительства о том, что они до 29 июля 2002 г. передали указанные транспортные средства другим лицам на основании доверенности. При этом в налоговые органы необходимо представить соответствующие документы: заявление, копии документов на регистрацию автомашины, копию доверенности, сведения о лице, ко торому было передано транспортное средство.

Налоговые органы, получив от собственника транспортного сред ства заявление о том, что автомобиль до 29 июля 2002 г. был передан по доверенности другому лицу, проводят соответствующую работу по про верке поступивших сведений. Если информация подтверждается, то налоговые органы принимают решение, что плательщиком транспортного налога является лицо, указанное в доверенности. Извещение о принятом решении направляется как собственнику транспортного средства, так и лицу, которому автомобиль был передан по доверенности.

Форма такого извещения приведена в Методических рекомендациях по применению главы 28 Транспортный налог части второй На логового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ321/177.

Если номинальный собственник не сможет доказать факт передачи транспортного средства по доверенности, то платить транспортный налог придется ему, а не лицу, у которого фактически находится автомобиль.

Как быть тем владельцам автомобилей, у которых к 2003 г. срок доверенности, по которой когдато автомобиль был передан другому лицу, уже истек, а реальное местонахождение машины неизвестно? Как правило, те, кто приобретал автомобиль по генеральной доверенности, вместе с автомобилем получали право на его продажу иным лицам в течение определенного срока, указанного в доверенности. Если новый владелец автомашины продавал ее до истечения срока действия гене ральной доверенности, то собственник зачастую не знал об этом. Таким образом ниточка, связующая собственника с его собственным авто, терялась. Информации о цепочке следующих владельцев автомобиля у собственника не было.

Следуя строго нормам Налогового кодекса, транспортный налог в такой ситуации должны уплачивать собственники транспортных средств, на имя которых зарегистрированы автомобили, но которые в действительности их давно не имеют. Так, горесобственникам придется уплачивать налог до тех пор, пока не отыщется лицо, в настоящее время владеющее их автомобилем. Тем, у кого начались подобные проблемы со старыми авто, рекомендуем не ожидать чуда. Надо самим принимать активные меры по поиску сегодняшнего владельца автомобиля. А может, Вашего автомобиля уже давно нет в живых? Если не принимать никаких мер к поиску автомашины и ее владельца, то придется долгие годы платить транспортный налог за виртуальную собственность. И даже когда вы найдете старое авто и его сегодняшнего владельца, сумму транспортного налога, уплаченного за время их поиска, вернуть не удастся. Нормы законодательства сейчас сформулированы четко и однозначно: транспортный налог платит тот, на чье имя зарегистриро вано транспортное средство.

Выход из сложившейся ситуации подсказали московские налого вики. На прессконференции , состоявшейся 26 января 2004 г., начальник Отдела региональных и местных налогов УМНС по г. Москве А.А. Меньков разъяснил, что если срок доверенности истек и машину найти невозможно, то владельцу автомобиля надо обратиться в автоинспекцию с заявлением об утилизации автомобиля. Машина будет снята с учета, и никаких документов от хозяина автомобиля больше не потребуется. По словам А.А. Менькова , таких заявлений в столице получено уже около 28 тысяч.

Обращаю внимание на то, что возможность переложить обязанность по уплате транспортного налога с номинального собственника транспортного средства на реального владельца предусмотрена только для тех лиц, которые передали автомобиль по доверенности до 29 июля 2002 г. Если автомобиль был передан другому лицу по доверенности по сле этой даты, то перенести обязанности налогоплательщика на фактического владельца нельзя. В этом случае обязанность по уплате транс портного налога несет лицо, на имя которого зарегистрирована машина. Такие владельцы могут потребовать от пользователей автомашины компенсировать сумму транспортного налога или предложить им оформить временную регистрацию автомашины на свое имя. Но эти вопросы не входят в компетенцию налоговых органов, они решаются между владельцем и пользователем автомобиля в рамках гражданского законодательства.

Следует отметить, что и в настоящее время не запрещено передавать право на владение и пользование транспортным средством иному лицу по доверенности. Это допускается по нормам Гражданского кодек са РФ, и продавцы-покупатели транспортных средств могут при желании пользоваться таким способом продажи. Единственное, что следует осознавать при совершении подобных сделок, – уплачивать транспортный налог придется собственнику, то есть бывшему хозяину автомобиля. Именно это и стало причиной того, что после введения транспортно го налога количество желающих продать автомашину по генеральной доверенности резко уменьшилось.

Согласно п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ наличие у налогоплательщика объекта налогообложения приводит к возникновению у него обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Объект налогообложения по транспортному налогу определен в ст. 358 НК РФ. Также в данной статье приведен перечень транспортных средств, не являющихся объектами обложения транспортным налогом.

Итак, объектами налогообложения по транспортному налогу при знаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях исчисления транспортного налога объекты налогообложе ния, поименованные в ст. 358 НК РФ, можно распределить на следующие группы транспортных средств:

1)     наземные транспортные средства;

2)     водные транспортные средства;

3)     воздушные транспортные средства.

Транспортным налогом облагаются только те транспортные сред ства, которые зарегистрированы в соответствующих государственных органах (Госавтоинспекция, Гостехнадзор , морские порты и др.). Реги страция транспортных сре дств пр оизводится в определенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила го сударственной регистрации отдельных групп транспортных средств ре гулируются соответствующими нормативноправовыми актами (см. приложение 1).

В первый год существования транспортного налога выяснилось, что данный налог не так прост, как кажется на первый взгляд. Причем возникающие проблемы, как правило, связаны не с порядком исчисления налога, а с определением основополагающих моментов – является ли транспортное средство объектом налогообложения и возникает ли у владельца транспортного средства обязанность по уплате транспортного налога.

В связи с этим остановлюсь на некоторых особенностях, связанных с возникновением у владельцев транспортных средств обязанностей налого плательщика транспортного налога.

Каждый владелец транспортных средств должен хорошо знать основные постулаты налогового законодательства по транспортному нало гу. К возникновению обязанностей налогоплательщика ведет совокупность следующих факторов:

-   данное лицо владеет транспортным средством;

-   данное транспортное средство зарегистрировано на его имя;

-   данное транспортное средство является объектом налогообложе ния транспортным налогом.

Для уплаты транспортного налога не имеет значения, кто фактиче ски владеет и пользуется данным транспортным средством, – уплачивать транспортный налог будет тот, на чье имя оно зарегистрировано. Един ственное исключение из этого правила предусмотрено для физических лиц, которые продали свой автомобиль по доверенности до 29 июля 2002 г. – до момента опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110ФЗ. Во всех остальных случаях обязанность по уплате на лога возлагается на лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство.

Если транспортное средство согласно нормам законодательства не подлежит государственной регистрации, то его не следует включать в объект налогообложения по транспортному налогу.

Например, автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожностроительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложе ния по транспортному налогу.

В то же время есть такие транспортные средства, которые подлежат государственной регистрации в органах ГИБДД, но не являются объектами налогообложения по транспортному налогу. К примеру, автомобильные прицепы регистрируются в ГИБДД как отдельные транспортные средства, но в то же время они не облагаются транспортным налогом, поскольку не являются самоходными машинами.

Возникает вопрос: являются ли объектом налогообложения не за регистрированные по тем или иным причинам транспортные средства, которые подлежат государственной регистрации? Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Из буквального прочтения этих норм следует, что транспортные средст ва до момента их государственной регистрации не подлежат обложению транспортным налогом. И это действительно так. Но при этом владельцы незарегистрированных транспортных средств не должны забывать, что такой транспорт не допускается к эксплуатации.

Нередко случается, что владельцы ранее зарегистрированных транспортных средств через какоето время перестают их эксплуатировать и в связи с этим не проходят государственный техосмотр. В этом случае возникает вопрос: являются ли объектом налогообложения транспортные средства, которые фактически не используются владельцами?

У этого вопроса есть своя предыстория. Согласно прежнему законодательству на юридических и физических лиц, владеющих транспорт ными средствами, возлагалась обязанность по уплате налога с владельцев транспортных средств (на смену которому с 2003 г. пришел транспортный налог). Налог с владельцев транспортных средств был напрямую связан не только с государственной регистрацией, но и с прохождением технического осмотра транспортного средства. Его следовало уплачи вать ежегодно перед регистрацией, перерегистрацией или прохождением обязательного техосмотра транспортных средств. Согласно п. 3 ст. 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 17591 было запрещено проводить регистрацию, перерегистрацию или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога с владельцев транспортных средств.

Проблема с уплатой налога с владельцев транспортных средств возникла изза норм федерального законодательства, регулирующего порядок прохождения государственного технического осмотра транспортных средств. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196ФЗ О безопасности дорожного движения обязатель ному государственному техническому осмотру подлежат находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрирован ные в установленном порядке транспортные средства. Из этой нормы напрямую вытекает, что транспортные средства, которые не эксплуати руются, не надо представлять на техосмотр.

В результате того, что срок уплаты налога с владельцев транспортных средств был вплотную привязан к моменту прохождения техосмотра, сложилась следующая ситуация. Если владелец транспорт ного средства по какойлибо причине не предъявлял его на техосмотр (к примеру, автомобиль фактически не эксплуатировался), то и налог с вла дельцев транспортных средств за данный период не уплачивался.

С введением транспортного налога ситуация изменилась. При раз работке норм по транспортному налогу законодателями был учтен пе чальный опыт предыдущих лет. С введением главы 30 НК РФ контролирующие функции по взиманию транспортного налога с лиц, владеющих транспортными средствами, были переданы от МВД России налоговым органам. И хотя порядок и конкретные сроки уплаты транспортного на лога устанавливаются региональными властями, негативная практика прошлого исключена. Исчисление транспортного налога производится вне зависимости от факта эксплуатации транспортного средства и прохождения государственного техосмотра.

Отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сбо ров предоставляются льготы по налогам и сборам. Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ такими льготами признаются предусмотренные законодательст вом о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Сюда относится и возмож ность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем раз мере.

В главе 28 НК РФ предусмотрены два варианта освобождения на логоплательщиков от обязанности по уплате транспортного налога.

Вопервых , в ст. 356 НК РФ предусматривается возможность установления налоговых льгот на региональном уровне в законах субъектов Российской Федерации по транспортному налогу.

Вовторых , в п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень транспортных средств, которые не признаются объектами налогообложения по транс портному налогу. Следует отметить, что такое извлечение транспортных средств из объектов налогообложения в главе 28 НК РФ не поименовано как льгота. Но необходимо признать, что подобный способ ограничения налогооблагаемых объектов (так же, как и льгота) в конечном итоге приводит к освобождению определенного круга налогоплательщиков (а именно владельцев транспортных средств, указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ) от уплаты транспортного налога.

Пунктом 2 ст. 358 НК РФ установлен перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения.

Этот перечень транспортных средств, освобождаемых от налогообложения, является закрытым. Транспортные средства, не подлежащие обложению транспортным налогом, согласно Налоговому кодексу РФ под разделяются на восемь категорий (см. приложение 2).

Согласно ст. 356 НК РФ субъекты Российской Федерации при установлении транспортного налога в регионе могут вводить налоговые льготы – в дополнение к тому освобождению от налога (извлечениям из объекта налогообложения), которое предусмотрено п. 2 ст. 358 НК РФ. При этом в законе субъекта РФ должны быть прописаны основания для использования региональных льгот налогоплательщиками. Указанная норма данной статьи соответствует общим требованиям к установлению региональных налогов, предусмотренным в п. 3 ст. 12 НК РФ.

Формулировка ст. 356 НК РФ о введении законами субъектов РФ дополнительных льгот по транспортному налогу носит разрешительный характер. Следовательно, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ при разработке и принятии региональных законов по транспортному налогу могут как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их.

Также следует отметить, что налоговые льготы по транспортному налогу, предусмотренные региональным законодательством, не могут носить индивидуального характера. Иначе говоря, основания, порядок и условия предоставления льгот должны распространяться на определенную категорию налогоплательщиков, а не на конкретное лицо. Это вытекает из требований п. 1 ст. 56 НК РФ.

В письме МНС России от 6 ноября 2002 г. № НА621/1704, которое было выпущено в период принятия законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ региональных законов по транспортному налогу, даются разъяснения по разработке регионального законодательства по транспортному налогу. В частности, в письме подчеркивается, что при установлении налоговых льгот должна быть четко определена та категория налогоплательщиков, которая может ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств.

В форме декларации по транспортному налогу, утвержденной приказом МНС России от 18 марта 2003 г. № БГ321/125, предусмотрены отдельные графы для сведений о льготируемых транспортных средствах. Это объясняется тем, что при заполнении Приложений А – В по разным видам транспортных средств налогоплательщики должны указывать сведения не только по облагаемому транспорту. Они обязаны также приводить данные по транспортным средствам, которые не являются объектом налогообложения согласно нормам п. 2 ст. 358 НК РФ или подпадают под льготу, установленную региональным законодатель ством по транспортному налогу. На первый взгляд, эти сведения кажутся лишними, они не влияют на сумму транспортного налога. Но они нужны налоговикам. На основе этих данных налоговые органы в даль нейшем исчисляют сумму недопоступившего транспортного налога. Для расчета этих сумм в конце листа 2 налоговой декларации предусмотрена специальная таблица.

В форме Налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. № БГ321/724, также предусматривается, что налогоплательщики должны указывать сведе ния как по облагаемым, так и по необлагаемым (льготируемым ) транспортным средствам. Кроме того, предусмотрен специальный раздел 3, в котором налогоплательщики будут давать сводную информацию по всем транспортным средствам, исключаемым из объекта налогообложения по п. 2 ст. 358 НК РФ и льготируемым по законам субъектов РФ. Правда, табли цы для расчета сумм недополученного налога в новой форме налоговой декларации нет. Значит, эти суммы выпавшего бюджетного дохода налоговики теперь будут просчитывать отдельно, а не в налоговой деклара ции.

Выше изложенное приводит к следующему выводу. Налогоплатель щики, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны встать на налоговый учет и представлять налоговую декларацию по транс портному налогу вне зависимости от того, включаются ли такие транс портные средства в объект налогообложения по ст. 358 НК РФ и распро страняется ли на них льгота по региональному законодательству. В налоговой декларации указываются основания для применения льготы (осво бождения от налогообложения). Вместе с декларацией, в которой приво дятся сведения о льготируемых транспортных средствах, налогоплатель щик должен представить в налоговые органы документы, подтверждаю щие его право на использование льготы (освобождение от налогообложе ния).

Согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Нало говым кодексом РФ. Каким образом должен быть оформлен такой отказ, Кодексом не прописано. Как показывает практика, сложившаяся в отношении отказа от использования льгот по другим налогам, налоговые органы требуют от налогоплательщиков письменного уведомления о том, что они отказываются от льготы. Какая практика оформления таких отказов в действительности сложится на местах (в регионах), сказать сложно.

Налогоплательщик имеет право отказаться только от тех льгот по транспортному налогу, которые установлены региональным законодательством. От использования нормы по освобождению от налогообложения тех видов транспортных средств, которые перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ, отказаться нельзя. Этот перечень не трактуется Кодексом как льготируемые объекты. На самом деле это не льгота, а исключение отдельных транспортных средств из объекта налогообложения. Если налогоплательщики начислят транспортный налог по транспортным сред ствам, освобожденным от налогообложения, они занизят налоговую базу по налогу на прибыль.

Согласно определению, приведенному в ст. 53 Налогового кодекса РФ, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Что касается региональных и местных налогов, то Кодексом уста навливаются налоговая база, порядок ее определения и пределы допустимых налоговых ставок. Конкретный размер налоговых ставок по региональным и местным налогам устанавливается законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В связи с тем что транспортный налог является региональным, Налоговым кодексом РФ утверждены базовые ставки налога, дифферен цированные в зависимости от вида транспортного средства.

Налоговые ставки по транспортному налогу приведены в ст. 361 Налогового кодекса. Они установлены в рублях и применяются в расчете:

-   на одну лошадиную силу (в отношении наземных, водных и воздушных транспортных средств, имеющих двигатели);

-   на одну регистровую тонну (в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость);

-   на единицу транспортного средства (в отношении других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей).

Конкретные ставки транспортного налога в каждом регионе Рос сийской Федерации устанавливаются законами субъектов РФ. При этом базовые налоговые ставки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, могут быть как увеличены, так и уменьшены, но не более чем в пять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Однако если в законе субъекта Российской Федерации установлены налоговые ставки в размерах свыше или меньше указанных преде лов, то применяется налоговая ставка в предельно допустимом размере, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Такое указание содержится в п. 26 Методических рекомендаций по применению главы 28 Транспортный налог части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ321/177.

В ст. 361 НК РФ приведена таблица с базовыми ставками по транспортному налогу. Исходя из этих ставок, можно определить мини мальный и максимальный размеры налоговых ставок. То есть обозна чить тот диапазон, в пределах которого могут быть установлены налого вые ставки законами субъектов Российской Федерации (см. таблицу 7.1.).



 


Если до конца 2004 года Государственной думой будет принят за конопроект о внесении изменений в главу 28 НК РФ, то с 2005 года дан ный перечень налоговых ставок по транспортному налогу пополнится ставками для новых объектов налогообложения – прицепов и полуприцепов к автотранспортным средствам. В соответствии с законопроектом для прицепов и полуприцепов на пневматическом и гусеничном ходу будет установлена базовая ставка транспортного налога в размере 200 руб. с каждой тонны грузоподъемности.

Кроме того, согласно указанному законопроекту будут введены отдельные налоговые ставки для самолетов, имеющих реактивные дви гатели. Этот вид воздушных судов относится к объектам налогообложения транспортным налогом, но в действующей редакции главы 28 Налогового кодекса не предусмотрено облагаемой налоговой базы для само летов такого типа. Имеющуюся единицу налоговой базы – мощность двигателя в лошадиных силах – к реактивным двигателям применить нельзя. По техническим характеристикам для таких самолетов в качестве налоговой базы можно принять только тягу реактивного двигателя в килограммах силы. Но в действующей редакции Кодекса такой налоговой базы и соответствующей ставки налога не предусмотрено. Изза данного недочета сейчас владельцы самолетов с реактивными двигателями не в состоянии определить сумму транспортного налога по этим воздушным судам. Согласно законопроекту базовая налоговая ставка по самолетам с реактивными двигателями будет равна 20 руб. с каждого килограмма силы тяги реактивного двигателя. При этом по самолетам, имеющим несколько реактивных двигателей, будет определяться суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей.

В соответствии с п. 3 ст. 361 НК РФ субъектам РФ разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каж дой категории транспортных средств, а также в зависимости от срока их полезного использования.

Также субъект РФ вправе утверждать дифференцированные нало говые ставки по той или иной категории транспортных средств (к примеру, применить разные налоговые ставки для легковых автомобилей мощностью до 50 лошадиных сил и от 50 до 100 лошадиных сил). Одна ко эти дифференцированные региональные ставки не должны выходить за пределы допустимого диапазона налоговых ставок, который установ лен для данной категории транспортных средств Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 27 Методических рекомендаций по применению главы 29 НК РФ при установлении налоговых ставок, дифференцированных в за висимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования), количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в кален дарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Порядок определения налоговой базы установлен ст. 359 НК РФ. Особенности ее формирования зависят от вида транспортного средства.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для ко торых определяется валовая вместимость, водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, исчисляется поразному (см. таб лицу 7.2.).


Как видно из таблицы, по самой распространенной части транспортных средств – тем, которые оснащены двигателями, – налоговая ба за определяется как мощность в лошадиных силах. Величина мощности указывается в технической документации транспортного средства. В большинстве случаев для получения информации о мощности налогоплательщику достаточно заглянуть в свидетельство о регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации. Кроме указанного свидетельства, мощность может подтверждаться и иными документами, в которых содержатся данные о транспортном средстве.

В отличие от действовавшего ранее налога с владельцев транс портных средств, налоговую базу по транспортному налогу нельзя опре делять исходя из мощности в киловаттах (кВт). Если в технической до кументации мощность указана в киловаттах, то ее необходимо пересчи тать в лошадиные силы. Так как 1 кВт равен 1,35962 л. с., то для перево да в необходимые единицы измерения необходимо воспользоваться пе реводным коэффициентом, который равен 1,35962.

При пересчете киловатт в лошадиные силы налоговые органы ре комендуют производить округление с точностью до второго знака после запятой (п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ).

Пример 1

ООО Альфа имеет на балансе автомобиль К i а Sorento , мощность которого согласно технической документации равна 103 кВт.

Значит, налоговая база по транспортному налогу по данному ав томобилю равна 140,04 л. с. (10З кВт × 1,35962).

По водным транспортным средствам налог исчисляется исходя из мощности зарегистрированных за судном двигателей. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то для исчисления на логовой базы по таким транспортным средствам необходимо суммиро вать мощность всех двигателей.

Пример 2

ООО Альтернатива владеет яхтой, у которой есть два двига теля. Мощность двигателей составляет 80 и 100 л. с. соответственно.

Налоговая база по транспортному налогу равна 180 л. с. (80 л. с. + 100 л. с .).

При расчете налоговой базы по водным несамоходным (буксируе мым) транспортным средствам сведения о валовой вместимости в регистровых тоннах берутся из технической документации. Данные о валовой вместимости должны быть указаны и в регистрационных докумен тах. Валовая вместимость определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвен ции по обмеру судов 1969 г. (ст. 10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

Что делать, если данные о мощности (валовой вместимости), приведенные в технической документации и в регистрационных документах, не совпадают? В этом случае при исчислении налоговой базы необходимо руководствоваться технической документацией.

На практике встречаются ситуации, когда в технической документа ции отсутствуют данные о мощности двигателя. В этом случае налоговые органы, скорее всего, будут руководствоваться данными технических справочников или сведениями, полученными от производителей. При этом налоговые органы не вправе воспользоваться данными, отраженными в налоговой декларации другого налогоплательщика, имеющего точно такой же автомобиль. В такой ситуации налоговики не могут руководствоваться нормами пп . 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, в соответствии с которым налоговым ор ганам предоставлено право определять суммы налогов на основе данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Данное право может быть реа лизовано налоговыми органами только в случаях, указанных в ст. 32 НК РФ:

-               отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

-               непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

-               отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогооб ложения или ведение учета с нарушением установленного порядка, при ведшим к невозможности исчислить налоги.

Поэтому если налогоплательщик по требованию налогового орга на представил техническую документацию на автомобиль, в которой не указана мощность двигателя, у налогового органа отсутствуют основания для исчисления налога по имеющимся данным об иных аналогичных налогоплательщиках. В данной ситуации налоговым органам придется подтвердить мощность, которая принимается для расчета налоговой базы, на основе других достоверных источников.

После того как налоговые органы всетаки выяснят мощность вашего автомобиля, транспортный налог будет начислен за каждый нало говый период. Если будет выявлена неуплата или неполная уплата нало га, то налогоплательщику будут начислены суммы налога к доплате и пени за несвоевременную уплату налога. Кроме того, налогоплательщик (предприятие или физическое лицо) будет привлечен к налоговой ответ ственности.

В соответствии со ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие госу дарственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы сведения о зарегистрированных транспортных средствах. Причем такая информация предоставляется не только в отношении физических лиц, но и в отношении юридических лиц. Поэтому мы рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться, когда налоговыми органами будут выявлены неуплата транспортного налога и непредставление деклараций. По пытайтесь сами определить налоговую базу по транспортному средству, мощность которого не указана в технической документации. Можно по лучить нужную информацию от заводовизготовителей или отыскать не обходимые сведения в справочниках. На наш взгляд, наиболее оптимальным выходом в такой ситуации является проведение технической экспер тизы, в результате которой будет составлен документ, подтверждающий мощность транспортного средства.

Следует отметить, что в целях определения мощности транспорт ного средства экспертизу могут провести и налоговые органы. Такое право предоставлено им ст. 95 НК РФ. В ней предусмотрено, что в необ ходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен эксперт. Однако, как показывает практика, налоговые органы пользуются предоставленным им правом крайне редко. Объясняется данный факт достаточно просто: согласно п. 3 ст. 95 НК РФ эксперт привлекается на договорной (то есть платной) основе.

В главе 28 НК РФ выделена категория водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость. К их числу относятся, например, плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и т. п.). По таким транспортным средствам налоговая база определяется как единица транспортного средства. Фактически получа ется, что налоговая база по данной категории транспортных средств равна единице.

В общем, формулировка п. 2 ст. 259 НК РФ не требует исчисления налоговой базы отдельно по каждому транспортному средству, не имеющему двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость. Исходя из этого, можно сказать, что налоговая база равна количеству таких транспортных средств. Но было бы неверно полагать, что по таким транспортным средствам налогоплательщик может про считать единую налоговую базу. Чтобы исчислить сумму транспортного налога, водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двига телей или по которым не определяется валовая вместимость, придется распределить по видам (категориям).

Данный вывод подтверждается правилами заполнения налоговой декларации. В соответствующих приложениях декларации налогоплательщик отражает транспортные средства по их видам. Следовательно, налоговую базу придется определять не по каждому транспортному средству в отдельности, а по видам (категориям) транспортных средств.

Как видно, процедура определения налоговой базы довольно проста и, как правило, не вызывает у налогоплательщиков затруднений

Порядок исчисления транспортного налога установлен ст. 362 НК РФ. В соответствии с п. 2 этой статьи налогоплательщики – юридические лица рассчитывают сумму налога самостоятельно. А за налогоплательщиков – физических лиц налог исчисляется налоговыми органами.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате, исчисляется за каждый налоговый период. Налоговым периодом по транспортному на логу признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога исчисля ется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки по данному виду транспортного средства. Расчет годовой суммы транспортного налога можно представить в виде такой формулы где:

ТрН – сумма транспортного налога;

Б – налоговая база по транспортному налогу;

С – ставка транспортного налога.

В случае замены двигателя транспортного средства на двигатель иной мощности налогоплательщик при исчислении суммы налога по та ким транспортным средствам должен учесть изменение мощности двигателя начиная с месяца этой замены. Об этом говорится в п. 31 Методических рекомендаций по применению главы 28 Транспортный налог части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвер жденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ321/177. Све дения о замене двигателей на транспортных средствах поступают в налоговые органы от ГИБДД по окончании каждого года.

Как говорилось выше, по транспортным средствам, имеющим дви гатели, налоговой базой признается мощность двигателя (пп . 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Значит, изменение мощности двигателя приведет к соответ ствующему изменению налоговой базы и суммы налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта Российской Федера ции. Если в собственности налогоплательщика имеется несколько транспортных средств, зарегистрированных в разных регионах Российской Федерации, то транспортный налог следует исчислять не одной суммой, а по каждому региону отдельно.

В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога исчисляется от дельно в отношении каждого транспортного средства. Разумеется, сумма налога не будет искажена, если налогоплательщик распределит транспортные средства по видам и по мощности двигателя. А затем рассчитает налог, умножив мощность транспортного средства в лошадиных силах на действующую в данном регионе ставку налога и на количество транспортных средств, имеющих такую же мощность.

При исчислении суммы транспортного налога учитывается факти ческое количество месяцев налогового периода, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика. Посмотрим, как рассчитывается налог, если транспортное средст во находилось в собственности налогоплательщика меньше года. Прави ла исчисления налога за неполный налоговый период установлены п. 3 ст. 362 НК РФ.

Если в течение налогового периода транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика или, наоборот, снято с ре гистрации в органах ГИБДД, исчисление суммы налога производится с учетом расчетного коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев , в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных ме сяцев в налоговом периоде.

Таким образом, если налогоплательщик владел транспортным средством не полный налоговый период, транспортный налог исчисляется по формуле:

Коэффициент, применяемый для расчета суммы налога по транспортным средствам, принадлежащим налогоплательщику меньше года, определяется по формуле:

Где М – число месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика; 12 – число календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом п. 3 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что месяц регистрации транспортного средства, как и месяц снятия транспортного средства с регистрации при расчете коэффициента, принимается за полный месяц .

Пример 3

ООО ЛАДА приобрело автомобиль ВАЗ 2108, мощность двигателя которого составляет 64 лошадиных силы. 18 марта 2003 г. маши на была зарегистрирована в ГИБДД. 7 сентября 2003 г. машина была снята с учета в связи с продажей.

В регионе, где была зарегистрирована машина, налоговая ставка по автомобилям мощностью до 100 лошадиных сил равна 5 руб. за ка ждую лошадиную силу.

Исчислим величину коэффициента, применяемого для расчета транспортного налога. Количество месяцев с марта по сентябрь вклю чительно равно семи. Таким образом, коэффициент равен 0,583 (7 мес.: 12 мес.).

Рассчитаем сумму транспортного налога:

5 руб. х 64л. с. х 0,583 = 187 руб .

Если регистрация и снятие с регистрации транспортного средства произошли в течение одного календарного месяца, то указанный месяц принимается как один полный месяц . Другими словами, в такой ситуации транспортный налог фактически платится за один месяц.

Таблица по расчету коэффициента при исчислении суммы налога по транспортным средствам, которые были зарегистрированы за налого плательщиком неполный налоговый период.

Как следует из п.п. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ, транспортные средства, на ходящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения транспорт ным налогом. Но факт их угона (кражи) должен быть подтвержден доку ментом, выданным уполномоченным органом, который осуществляет ра боту по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Согласно Инструкции по розыску автомото транспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 17 февраля 1994 г. № 58 О мерах по усилению борьбы с преступными посягательст вами на автомототранспортные средства, розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.

В случае угона транспортного средства или его возврата после ро зыска налогоплательщику придется делать расчет суммы транспортного налога за неполный налоговый период. При исчислении суммы транспортного налога, подлежащего уплате за данный налоговый период, на до учитывать только те месяцы, в течение которых транспортное средст во находилось во владении налогоплательщика.

В Налоговом кодексе РФ нет конкретной нормы, устанавливающей момент, с которого прекращается (начинается) исчисление транспортного налога по угнанным (возвращенным из угона) транспортным средствам. Но п. 30 Методических рекомендаций по применению главы 28 Транспортный налог части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ321/177, предусмотрено следующее. Исчисление транспортного на лога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в тече ние налогового периода, производится в общеустановленном порядке, то есть с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика. Значит, по таким транспортным средствам для исчисления транспортного налога в расчет надо брать период с начала года по месяц угона автотранспортного средства включительно и (или) период с месяца, в котором транспортное средство было возвращено из розыска.

Размер транспортного налога, подлежащего уплате, в отличие от налога с владельцев транспортных средств напрямую зависит от срока нахождения транспортного средства у собственника. Напомним, что в со ответствии с п. 3 ст. 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 17591 О до рожных фондах в Российской Федерации налог с владельцев транспорт ных средств уплачивался при регистрации, перерегистрации или техниче ском осмотре транспортных средств. При этом уплачивалась полная го довая сумма налога, а фактический срок нахождения транспортного сред ства у собственника не учитывался. Например, факт продажи или угона автомобиля никак не позволял уменьшить сумму уплачиваемого налога.

Единственный случай, когда владелец транспортного средства мог уплатить неполную сумму годового налога, – это приобретение автомо биля во второй половине года. В п. 51 инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды содержалось такое правило: если транспортные средства приобретены налогоплательщиком во втором полугодии, то налог уплачивался в половинном размере независимо от того, уплатил ли налог за эти транспортные средства их прежний владелец. В та ком случае нередко возникало двойное налогообложение одного транс портного средства.

Введенный 28 главой НК РФ порядок в большей степени соответ ствует принципу налоговой справедливости. Хотя и здесь наблюдаются признаки двойного налогообложения. Например, это происходит при продаже автомобиля, когда оба владельца (старый и новый) в месяце ку плипродажи уплачивают транспортный налог за одно и то же транспортное средство. Прежний владелец платит налог за последний месяц владения автомобилем, а покупатель уплачивает налог за этот же месяц как за первый месяц владения этим же автомобилем. Налицо явное нарушение основополагающих постулатов налогового законодательства. Но оно может быть устранено только в законодательном или судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ организации должны само стоятельно исчислять сумму транспортного налога. При этом они запол няют налоговую декларацию, которую обязаны представить в налоговые органы.

На физических лиц – владельцев транспортных средств налоговым законодательством не возложена обязанность по составлению и представлению в налоговые органы декларации по транспортному налогу. Они уплачивают транспортный налог на основании налогового уведом ления, поступившего из налоговых органов.

Согласно п. 2 ст. 363 НК РФ налогоплательщикиорганизации должны представлять налоговую декларацию в налоговый орган по мес ту нахождения транспортных средств, а не по месту регистрации орга низации. Место нахождения транспортных средств определяется по мес ту их государственной регистрации.

Как следует из ст. 356 НК РФ, форма отчетности по транспортному налогу определяется законодательными (представительными) органами субъекта РФ. Данное положение соответствует п. 3 ст. 12 НК РФ, в соответ ствии с которым при установлении регионального налога законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации дано право определять, в частности, формы отчетности по данному региональному на логу.

Согласно пп . 3 п. 7 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если они не утверждены законодательст вом о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Во исполнение данно го требования налогового законодательства МНС России приказом от 18 марта 2003 г. № БГ321/125 утвердило форму декларации по транспортному налогу. Этим же приказом была утверждена инструкция по заполнению налоговой декларации.

Таким образом, налогоплательщики – юридические лица должны представлять в налоговые органы декларацию по форме, утвержденной МНС России, в случае если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не установлена форма налоговой декла рации, но при этом транспортный налог в данном регионе введен.

В конце января 2004 г. Минюстом России была зарегистрирована новая форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. № БГ321/724. Вопреки логике и привычной практике, эта форма декларации вводится в действие начиная не с отчетности за 2004 г., а раньше. Как следует из приказа МНС России, налогоплательщики должны применять новую форму декларации по транспортному налогу сразу с момента введения в действие приказа № БГ321/724. Но распространяется это требование, естественно, только на те случаи, когда срок представления налоговой отчетности по транспортному налогу за 2003 г., установленный региональным законодательством, еще не истек к моменту введения в дейст вие приказа МНС России от 29 декабря 2003 г. № БГ321/724.Таким об разом, отчетность за 2003 г. оказалась охвачена одновременно двумя формами налоговых деклараций. К тому же региональным законом мо жет быть установлена своя особая форма декларации, отличающаяся от министерской.

Срок представления налоговой декларации по транспортному налогу устанавливается законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 363 НК РФ). При этом региональные власти вправе предусмотреть необходимость уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. В этом слу чае законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации должны определить отчетные периоды и сроки представ ления промежуточной отчетности по окончании отчетного периода. Такие указания были даны в письме МНС России от 6 ноября 2002 г. № НА6 21/1704 О транспортном налоге.

Необходимость уплаты авансовых платежей по транспортному на логу в течение года (налогового периода) предусматривается в большинстве региональных законов Российской Федерации. Для промежу точной отчетности субъектами РФ были установлены форма расчета по транспортному налогу за отчетный период и сроки его представления. В некоторых регионах (например, в Москве) в 2003 г. отчетные периоды не были установлены. Другими словами, налогоплательщики таких регионов не должны в течение года представлять промежуточную отчетность и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу.

Налогоплательщики должны отчетливо понимать, что ситуация в регионе может измениться: законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право ввести или отменить промежуточную отчетность и авансовые платежи по транспортному налогу начиная с любого из последующих налоговых периодов. Поэтому рекомендуем налогоплательщикам внимательно следить за изменениями регионального законодательства по транспортному налогу.

В начале 2004 г., в период представления налоговых деклараций по транспортному налогу за 2003 г., в некоторых регионах с неожиданной остротой встал вопрос о необходимости представления нулевой отчет ности. К примеру, серьезные противоречия по данному вопросу разгоре лись между налоговиками и налогоплательщиками Московской области.

Пункт 1 ст. 2 закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002ОЗ О транспортном налоге в Московской области устанавливает следующее. Налогоплательщики-организации независимо от на личия у них обязанности по уплате транспортного налога должны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств расчет авансовых платежей, а по истечении каждого налогового периода – налоговую декларацию. Опираясь на эту норму подмосковного закона, налоговые органы Московской области стали налагать штрафные санкции на те организации, которые не представляли нулевую отчетность по транспортному налогу. Причем претензии предъявлялись ко всем организациям, не сдавшим налоговые расчеты и декларацию по транспортному налогу, независимо от того, есть ли у них на балансе транспортные средства. Разгорелись нешуточные споры.

Подобная ситуация может сложиться и в других регионах. Поэтому надо проанализировать эту проблему.

Насколько обоснованы требования подмосковных налоговиков о представлении нулевых деклараций всеми организациями? Чтобы от ветить на этот вопрос, следует обратится к нормам Налогового кодекса РФ.

Обязанности налогоплательщиков и общие правила представления налоговых деклараций установлены в части первой Налогового кодекса. В соответствии с пп . 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачи вать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежа щему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено за конодательством о налогах и сборах.

Теперь обратимся к главе 28 НК РФ, которая регулирует основные положения и нормы по транспортному налогу. Обязанность по представ лению налоговых деклараций по транспортному налогу установлена ст. 363 НК РФ. Согласно п. 2 этой статьи налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный за конами субъектов Российской Федерации. Определение налогоплатель щиков транспортного налога дано в ст. 357 НК РФ: Налогоплательщи ками налога... признаются лица, на которых в соответствии с законода тельством Российской Федерации зарегистрированы транспортные сред ства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Исключение, установленное в ст. 357, касается только физических лиц. Следовательно, организации в отношении транспортного налога должны руководствоваться вышеизложенным определением.

Как видно, Налоговый кодекс РФ возлагает обязанность по пред ставлению налоговой декларации по транспортному налогу только на те организации, которые являются налогоплательщиками данного налога. А к таковым относятся только организации, на имя которых зарегистри рованы транспортные средства, признанные объектами налогообложения по транспортному налогу.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Вопервых , налоговые органы в регионах вправе предъявлять требова ния по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу только к тем организациям, которые являются налогоплательщиками, то есть владельцами транспортных средств. Организации, на имя которых не зарегистрированы транспортные средства, не признаются налогоплательщиками транспортного налога и поэтому не должны представлять в налоговые органы нулевую налоговую декларацию.

Вовторых , обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу возлагается не на любые организации, владеющие транспортными средствами, а только на те, чьи транспортные средства являются объектами налогообложения согласно ст. 358 НК РФ. Объекты налогообложения по транспортному налогу перечислены в п. 1 этой статьи, а в п. 2 поименованы те транспортные средства, которые не являются объектами налогообложения. Из буквального смысла этой нормы вытекает, что организации, на имя которых зарегистрированы транспортные средства, перечисленные в п. 2 ст. 358 НК РФ, не должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию по транспорт ному налогу. Но на практике данная норма Налогового кодекса РФ не соблюдается. Достаточно вспомнить, что в форме налоговой декларации по транспортному налогу, разработанной МНС России, предусмотрены специальные строки (графы), в которых организации – владельцы транспортных средств должны указывать сведения о транспортных средствах, не признаваемых объектами налогообложения по п. 2 ст. 358 НК РФ.

Обязанность по представлению налоговых деклараций, возложен ная Налоговым кодексом РФ на налогоплательщиков, не зависит от того, есть ли у них в данном отчетном (налоговом) периоде налогооблагаемая база и возникает ли у них обязанность по уплате налога в бюджет. Это означает, что организации, которые признаются налогоплательщиками транспортного налога (то есть владеют транспортными средствами, являющимися объектами налогообложения по ст. 358 НК РФ), даже при отсутствии налогооблагаемой базы должны сдавать в налоговые органы нулевую налоговую декларацию. К примеру, необходимость представления нулевой декларации по транспортному налогу может возникнуть у организаций, которые пользуются льготами по данному налогу согласно нормам регионального законодательства. Тот факт, что им предоставлена льгота по транспортному налогу, не освобождает их от выполнения обязанностей налогоплательщиков, в том числе от обязанности представлять налоговые декларации.

Таким образом, налоговые органы в регионах имеют право требо вать от организаций – налогоплательщиков транспортного налога, чтобы они представляли налоговые декларации независимо от того, возникла у них или нет в данном отчетном (налоговом) периоде обязанность по уплате транспортного налога. Но такие требования нельзя предъявить ор ганизациям, на имя которых вообще не зарегистрировано транспортных средств и которые в принципе не являются налогоплательщиками транспортного налога.

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ исчисленная сумма транспортного налога уплачивается в бюджет соответствующего субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств. Порядок и конкретные сроки уплаты налога устанавливаются законом субъекта РФ.

Транспортный налог подлежит уплате по истечении налогового периода. Налоговым периодом по транспортному налогу признается ка лендарный год (ст. 360 НК РФ).

Налог может уплачиваться единовременно по итогам налогового периода либо путем уплаты авансовых платежей в течение года с последующим перерасчетом по итогам года. Это определяется законами субъ ектов РФ. В случае введения авансовых платежей по транспортному налогу законом субъекта РФ должны быть установлены отчетные периоды. Также в региональных законах должны быть определены сроки уплаты авансовых платежей и порядок их исчисления.

Окончательная сумма налога рассчитывается только по окончании налогового периода. В середине года нельзя точно определить количество полных месяцев , в течение которых транспортное средство было зарегист рировано на налогоплательщика. Поэтому законами субъектов Российской Федерации должны быть установлены не только сроки авансовых плате жей по транспортному налогу в течение года, но и сроки уплаты оставшей ся суммы транспортного налога (с учетом уже уплаченных авансовых пла тежей). Срок окончательной уплаты транспортного налога не может быть установлен в середине текущего налогового периода. Срок уплаты налога, исчисленного по итогам налогового периода, может быть установлен только в году, следующем за истекшим налоговым периодом.

В конце 2002 г., во время подготовки субъектами РФ законов по транспортному налогу, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации выпустило письмо от 6 ноября 2002 г. № НА621/1704 О транспортном налоге с конкретными рекомендациями по разработке норм регионального законодательства. В частности, в этом письме ука зывалось, что недопустимо определять сроки уплаты налога или авансо вых платежей с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью за висеть от волеизъявления налогоплательщика. К примеру, нельзя устанавливать сроки уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра. Это приведет к уплате транспортного налога один раз в два года по новым автотранспортным средствам либо к неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.

В соответствии со ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Поэтому субъектам РФ было рекомендовано устанавливать окончательный срок уплаты транспортного налога не ранее этой даты.

Читать далее: Переплата налога