Разделы



Налоговые ставки и освобождения

Система обложения НДС позволяет применять единую налоговую ставку и несколько налоговых ставок.

Введение нескольких налоговых ставок является дорогим способом для снижения регрессивности налога. Обследования бюджетов домашних хозяйств в зарубежных странах показало, что на практике дос таточно трудно разделить продукты питания на дорогие, которые покупают люди с высокими доходами, и обычные, которые приобретают лю ди с низкими доходами. Это снижает эффективность применения низких налоговых ставок для уменьшения регрессивности налога. Статистические данные об уровне цен и в России, и в зарубежных странах свидетельствуют о том, что при снижении ставки налога, как правило, цены не снижаются.

Однако если применяется не одна, а несколько налоговых ставок, то возрастают затраты на ведение налогового учета у налогоплательщиков и расходы государства на организацию и осуществление налогового контроля.

При заданной сумме налоговых доходов применение нулевых или пониженных налоговых ставок на товары первой необходимости означает, что должен быть установлен более высокий уровень стандартной ставки по сравнению с уровнем, при котором отсутствовала бы дифференциация налоговых ставок и налог взимался бы по единой ставке.

Российская система обложения, возникшая в 1992 г. с единой ставкой, сейчас реализует принцип множественности ставок.

Если налоговая база не включает сумму НДС, то к ней применяются стандартная ставка (18%), пониженная ставка (10%) и нулевая ставка.

Если налоговая база включает сумму НДС, то к ней применяются ставки, исчисленные как процентное отношение налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер налоговой ставки (110 или 118). Соотношение 10/110 соответствует ставке 10%, а соотношение 18/118 – ставке 18%.

Ставка 18% используется для налогообложения подавляющего большинства операций по реализации товаров (работ, услуг), передачи имущества для собственного потребления, выполнения строительно монтажных работ хозяйственным способом и ввоза товаров на таможен ную территорию России.

Пониженная ставка установлена для операций по реализации со циальнозначимых товаров (отдельные виды продовольственных товаров и товаров для детей). С 1 января 2002 г. по этой ставке облагаются лекарственные средства, изделия медицинского назначения, периодиче ские печатные издания, книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, а также операции, связанные с производством и распространением периодических печатных изданий и книжной продукции. Если эти товары ввозятся на территорию страны, то они также под лежат обложению по ставке 10%.

По нулевой ставке облагаются:

-    реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

-    реализация работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров на экспорт;

п»ї

-    реализация работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита через таможенную территорию Российской Федерации;

-    реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункты отправления или назначения пассажиров и багажа расположены за пределами России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

-    реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непо средственно в космическом пространстве, а также всего комплекса под готовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

-     реализация драгоценных металлов плательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Банку России, коммерческим банкам, региональным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней;

-    реализация товаров (работ, услуг) для официального пользова ния иностранными дипломатическими и приравненными к ним предста вительствами или для личного пользования дипломатического или ад министративнотехнического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

-    реализация припасов, вывезенных с таможенной территории России в таможенном режиме перемещения припасов.

Назначение нулевой ставки состоит в том, чтобы освободить това ры (работы, услуги) полностью от НДС, в том числе от налога, собран ного на предыдущих этапах реализации. Это достигается путем предос тавления возможности проведения налогового вычета по тем суммам налога, которые налогоплательщикэкспортер уплатил поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для нужд экспортной поставки. Ну левая ставка применяется и устанавливается государством, когда в соци альных или экономических целях ставится задача полностью исключить сумму НДС из цены товара (работы, услуги). Применение нулевой став ки имеет огромное психологическое значение. Возврат налога выступает как действенное средство установления доверия к государству в лице налоговых органов.

Занятия Форекс - это отличная для Тебя подготовиться к прибыльной работе на Форекс!

Нулевая ставка является способом освобождения от налога.

Можно выделить три принципиально различающихся по виду осво бождения от НДС :

-    установление нулевой ставки;

-    освобождение от налога отдельных операций по реализации товаров (работ, услуг) – частичное освобождение;

-    освобождение от налога отдельных категорий налогоплательщи ков – полное освобождение.

п»ї

Так же как при установлении нулевой ставки налогоплательщик не исчисляет и не уплачивает сумму налога с тех операций, которые освобождены при частичном освобождении или со всех операций – при полном освобождении. В ряде зарубежных стран от налогоплательщиков в случае полного освобождения от уплаты налога не требуют подачи дек ларации. Полное и частичное освобождение принципиально отличается от нулевой ставки тем, что налогоплательщик теряет право на проведение налогового вычета. Сумма уплаченного поставщику налога в этом случае включается в его затраты, увеличивая их размер. Полное или частичное освобождение выгодно только в том случае, если налогоплательщик на ходится в конце цепи реализации товара (работы, услуги). Пример такого расчета представлен в табл. 1.2. Освобождение от налога не позволит ма газину розничной торговли осуществить продажу за 500 тыс. руб. Стои мость товаров без НДС увеличится на сумму налога, уплаченного опто вой фирме. Магазин розничной торговли может реализовывать товары в интервале 572600 тыс. руб. Если он будет продавать товары за 572 тыс. руб., то он получит такую же сумму прибыли, как и в случае, если бы он не имел освобождения.

Цены реализации товаров окажутся ниже рыночных. Он сможет увеличить объем своих продаж, а это может проявиться в усилении кон курентной борьбы. Магазин может продавать свой товар по рыночной цене, и тогда выручка от реализации товара будет та же – 600 тыс. руб., что и при отсутствии освобождения. В этой ситуации увеличится сумма полученной прибыли.

Что касается доходов государства от взимания налога, то они уменьшатся и составят не 100 тыс., а всего 72 тыс. руб.

Теперь рассмотрим ситуацию, если освобождение дано не магазину розничной торговли, а швейной фабрике, которая находится в середине цепи реализации (таблица 1.3). В силу действующего освобождения швейная фабрика не включает в цену произведенного ею товара НДС, а продает товар по его рыночным ценам, т.е. за 288 тыс. руб. Оптовая фирма, покупая товар, получит счетфактуру , в которой не будет указан уплаченный НДС. Она, как и прежде, заплатит 288 тыс. руб. Поскольку стоимость купленного ею товара выше на 288 – 240 = 48 тыс. руб., то на эту сумму увеличатся ее торговые издержки, а следовательно, и цена товара при продаже его магазину. Теперь магазин купит товар не за 432 тыс. руб. (в том числе НДС – 72 тыс. руб.), а за 489,6 тыс. руб. (в том числе НДС – 81,6 тыс. руб.). Поэтому затраты магазина на приобретение товара у оптовой фирмы возрастут, и возрастет цена, по которой конечный покупатель приобретет товар. Такое повышение цен может снизить величину товарооборота. Оптовая фирма и магазин розничной торговли предпочтут других поставщиков.

Что касается государства, то оно окажется в выигрыше, несмотря на то, что не получит налога от швейной фабрики. Поскольку у оптовой фирмы будет отсутствовать входной НДС, а стоимость реализованных товаров возрастет с 600 тыс. руб. до 657,6 тыс. руб., то государство получит налога на 39,6 тыс. руб. больше. Поэтому освобождение налого плательщиков и отдельных товаров (работ, услуг) от НДС нельзя назвать абсолютными налоговыми льготами для них в силу их противоречивого характера.

Можно выделить несколько оснований для установления освобождений по налогу:

решение социальных задач для создания условий с целью смяг чать налоговое бремя конечных потребителей, т.е. носителей косвенных налогов. Такие освобождения следует устанавливать только для товаров, спрос на которые малоэластичен (медицинская продукция и услуги, преподавательская, литературная, артистическая, спортивная деятельность, работы, связанные со строительством и ремонтом памятников и культурных ценностей и т.п.);

•   улучшение экологической ситуации в регионе, стимулирование наиболее полной переработки природных ресурсов. Так, часто освобождаются от обложения операции по продаже, перевозке, переработке пер вичных промышленных отходов;

•   специфичность и сложность обложения некоторых видов деятельности (банковские, страховые и другие финансовые услуги, игорный бизнес). Это освобождение ставит целью не стимулирование деятельности, а лишь упрощение контроля;

•   исключение многократности взимания налога (покупка и прода жа подержанных вещей, предметов антиквариата, внутризаводской обо рот, внесение средств учредителей в уставный фонд и т.п.). На стадии исполнения этих операций не создается добавленная стоимость, поэтому не должно возникать объекта обложения;

•   перераспределение ресурсов между отраслями экономики на стимулирование развития необходимых ее направлений (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

•   незначительность сумм налоговых платежей (мелкие организа ции и индивидуальные предприниматели, у которых размер выручки ниже законодательно установленного норматива). Как правило, числен ность налогоплательщиков, которые подлежат налоговой проверке, велика, поэтому затраты на нее повышают те суммы налога, которые уплачивают эти хозяйствующие субъекты.

Любые освобождения по НДС нарушают сущность налога, поэтому нежелательны. Однако полное упразднение налоговых льгот невозможно, некоторые из них практически неизбежны, поскольку направле ны на смягчение регрессивности налога и призваны восстанавливать социальную справедливость. Система освобождения по НДС нуждается в сужении и упрощении.

Освобождение операций по реализации товаров (работ, услуг) предоставляется российским налоговым законодательством с целью решения прежде всего социальных вопросов. Все товары (работы, услуги), освобожденные от обложения НДС, НК РФ объединил в две группы. В первую вошли те товары (работы, услуги), освобождение которых обязательно, и налогоплательщик не вправе включать сумму налога в их цену. К таким операциям, в частности, относятся:

-    оказание медицинских услуг;

-    оказание услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

-    оказание услуг по перевозке пассажиров;

-    оказание ритуальных услуг;

-    оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

-    оказание услуг в сфере образования;

-    реализация товаров, помещенных под таможенный режим мага зина беспошлинной торговли.

От применения освобождений, составляющих вторую группу, на логоплательщик может отказаться. К ним относятся:

-    организация и проведение обрядов и церемоний религиозными организациями, проведение молитвенных собраний, реализация предме тов религиозного назначения и религиозной литературы;

-    осуществление банками банковских операций;

-    реализация целей народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

-    оказание услуг по страхованию;

-    проведение лотерей;

-    оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

-    проведение работ по тушению лесных пожаров и др.

Для неприменения освобождения налогоплательщики должны подать заявление в налоговый орган по месту регистрации не позднее 1го числа налогового периода, с которого плательщик намерен отказаться от освобождения. Такой отказ допускается на срок не менее одного года, но только в отношении всей совокупности осуществляемых операций.

Нововведением для российской системы обложения налогом яви лось освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога. Такое освобождение дается тем плательщикам, у которых невелики суммы уплачиваемого в бюджет налога, а значительная их численность делает затраты на организацию и проведе ние налогового контроля неэффективными. Плательщики имеют право на применение такого освобождения, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн руб. Освобождение не могут получить плательщики, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Лица, претен дующие на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое ос вобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20го числа месяца, начиная с которого они претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Освобождение производится на двенадцать последовательных календарных месяцев. По его истечении налогоплательщики представляют в налоговые органы также письменное уведомление о продлении права на освобождение и документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных кален дарных месяца в совокупности не превышала 1 млн. руб. В противном случае налогоплательщики начиная с 1го числа месяца, в котором имело место превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Очень жестким требованием для применения освобождения явля ется требование о доначислении налога. Так, суммы налога, принятые ранее плательщиком к вычету по товарам (работам, услугам), в том чис ле основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения, но не ис пользованным для этих целей, после отправки уведомления подлежат восстановлению. Поэтому сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, будет больше в последнем налоговом периоде перед освобождением.

Не каждый налогоплательщик, имеющий право на освобождение, будет на него претендовать. Во-первых, после освобождения у него могут возникнуть проблемы со сбытом продукции. Ведь для того, чтобы возместить входной НДС, налогоплательщик-покупатель будет стремиться приобретать продукцию у плательщиков НДС. Кроме того, получив освобождение, плательщик не может претендовать на налоговые вычеты. Иными словами, он не сможет возместить из бюджета сумму входного НДС и будет учитывать его в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Следовательно, его затраты будут расти, а прибыль может снижаться.

Освобождение не распространяется на импорт товаров, поэтому импортеры должны заплатить НДС на таможне. Те организации, кото рые получили освобождение, включают уплаченный на таможне Н ДС в ст оимость импортных товаров, а те, кто не получал освобождение, возмещают НДС из бюджета.

Следовательно, каждый плательщик должен индивидуально решать вопрос об освобождении от обязанностей налогоплательщика исходя из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности .

Скорее всего, освобождение может быть выгодно для розничной торговли (при условии, что не реализуются подакцизные товары), а также для плательщиков, оказывающих бытовые услуги, у которых доля материальных затрат невелика, а стоимость основных средств незначительна.

Действительно налоговой льготой выступает льгота, связанная с налоговым периодом, которым является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС и налога с продаж, не пре вышающими 1 млн. руб., налоговый период установлен как квартал. Поскольку срок уплаты налога – не позднее 20го числа месяца, следующе го за налоговым периодом, то, получив, например, 5 января выручку от реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик перечисляет госу дарству сумму полученного налога не сразу, а через 3,5 месяца, т.е. 20 апреля. В течение этого срока он может пользоваться этими финансовыми средствами бесплатно.

Но для этой льготы, а также для освобождения от обязанностей плательщика не исчислять и не уплачивать налог правовой основой не определен необходимый для их успешной реализации механизм индексации нормативных величин (1 млн. руб.). Необходимо иметь в виду, что эти нормативы были приняты еще в 2000 г.

Если допустить, что они были установлены для 2001 г., а инфляция составляет 20% в год, то в 2002 г. их величины должны были быть равны 1,2 млн. руб., а в 2003 г. – 1,44 млн. руб. Для того чтобы иметь возмож ность применять льготный порядок уплаты налога, плательщики проводят искусственное деление организаций, что приводит к увеличению их числа, а значит, увеличивает затраты на организацию и проведение налогового контроля.

Читать далее: Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет