Разделы



ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

30 ноября 2004 г. Президент России В. В. Путин подписал закон, который вводит в Налоговый кодекс новую главу 31 – Земельный налог. Разработка документа затянулась в связи с тем, что Совет Федерации потребовал внести изменения в законопроект, одобренный депута тами во всех трех чтениях. В результате возможность вступления новых правил расчета земельного налога уже со следующего года оказалась под большим сомнением. Ведь чтобы они вступили в силу с 1 января 2005 года, органы местного самоуправления должны принять и официально опубликовать местный закон за месяц до этой даты. Вероятность этого практически нулевая. Так что, скорее всего, весь 2005 год землевладельцы и землепользователи будут считать земельный налог по старым правилам.

Какие же правила действуют сейчас при расчёте земельного налога и что же измениться в связи с введением в действие новой главы Налогового Кодекса?

Согласно ст. 1 Раздела 1 Закона О плате за землю: Использова ние земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для по купки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных зако нодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Целью ведения платы за землю является стимулирование рацио нального использования, охраны и освоения земель, повышения плодо родия почв, выравнивание социальноэкономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструк туры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финан сирования этих мероприятий.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйствен ной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользо вателей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год.

Основанием для установления и взимания налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соот ветствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Для того чтобы осуществить регистрацию прав на земельные участки, юридические лица и граждане должны представить соответствующие документы, необходимые для государственной регистрации прав, и документы об оплате регистрации. Далее органами юстиции осуществ ляется правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и проверяется законность соответствующих сделок. На правоустанавли вающих документах производятся соответствующие надписи, и выдает ся удостоверение о государственной регистрации прав. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

п»ї

Кроме того, налогоплательщик может применять следующие документы:

•         свидетельство на право собственности на землю по форме, ут вержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 О ре гулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России (в ред. от 25.01.1999);

•         государственные акты на право пожизненного наследуемого вла дения земельными участками, на право бессрочного (постоянного) пользо вания земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного на следуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

•         свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 № 177 Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время указанные выше нормативные документы отменены, но в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нор мативные правовые акты Правительства Российской Федерации приме няются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

Дистанционные Курсы Forex - это восхитительная перспектива для тебя подготовиться к удачной работе на Forex!

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеуст ройству используются ранее выданные государственными органами до кументы, удостоверяющие это право.

На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Определение этих понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:

•         собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;

п»ї

•         землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

•         землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридиче ские лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законода тельством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегист рированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также ча стные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрирован ные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требо ваний гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанно стей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Также плательщиками налога на землю являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (глава 26.2 НК РФ), плательщики единого сельхозналога (глава 26.1 НК РФ), плательщики единого налога на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ).

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование. В частности объектами налогообложения являются:

-               земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подраз делениям научноисследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научноисследовательских , учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

-               земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и лично го подсобного хозяйства;

-               земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;

-               земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, ис пользуемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;

-               земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;

-               земли для обеспечения космической деятельности;

-               земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансио наты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;

  земли лесного и водного фондов. Налогоплательщикам становятся обладателями вышеперечислен

ных прав на земельные участки лишь после их государственной регист рации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государ ственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновен ия у о рганизации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 3 Закона № 17381 устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собствен ников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользова ние другим организациям и физическим лицам. Основанием для опреде ления такой площади служит документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строе ния, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их исполь зования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Для плательщиков налога большое значение имеет четкое разделение земель, которые являются объектом налогообложения, на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения опре деляет статья 77 Земельного кодекса РФ.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

•         сельскохозяйственные угодья;

•          земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуника циями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами,

• земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, исполь зуемыми для производства, хранения и первичной переработки сельско хозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Статья 5 закона № 17381 устанавливает, что земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Поэтому площади земельных участков сельскохозяйственного назначения должны подлежать раздельному учету в зависимости от качества, состава и местоположения, так как земли каждого вида облагаются налогом по разным ставкам.

Статьей 12 Закона № 17381 установлен перечень льготных кате горий земель, организаций и граждан которые освобождаются от уплаты налога на землю.

В разделе II Инструкции № 56 подробно рассмотрен порядок их применения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание, что от уплаты налога на землю освобожда ются:

•         научные организации, опытные, экспериментальные и учебно опытные хозяйства научноисследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно экспериментальных , учебных целей и для испытания сортов сельскохо зяйственных и лесохозяйственных культур;

•         предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

•         граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Налог на землю взимается на всей территории России. При этом органам законодательной (представительной) власти субъектов Россий ской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, на ходящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Фе дерации.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на опре деленный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льго ту, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

За время действия закона о плате за землю ставки земельного налога практически каждый год подвергались индексации. Согласно ст. 7 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 117ФЗ О внесении измене ний и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Феде рации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации действующие в 2003 г. размеры ставок земельного налога, за исключе нием земельного налога за сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.

Земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой на логом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Если налогоплательщика имеет несколько земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать и утверждать:

-               ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних раз меров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий;

-               минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.

При исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы в зависимости от местоположения их земельных участков.

Налог за земли городов (поселков) определяют на основе средних ставок, приведенных в Приложении № 2 к Закону О плате за землю. Данное приложение состоит из трех таблиц:

•         первая таблица определяет средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности на селения и экономического района, в котором расположен населенный пункт;

•         вторая таблица устанавливает коэффициенты увеличения сред ней ставки земельного налога в курортных зонах;

•         третья таблица устанавливает коэффициенты увеличения сред ней ставки земельного налога в зависимости от статуса города, развития его социальнокультурного потенциала.

Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Статьей 12 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 186ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год установлено, что в 2004 году плательщики земельного налога за земли городов и поселков, плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

В 2004 году сохраняется порядок перечисления земельного налога земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения по кодам бюджетной классификации, установленный Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115ФЗ О бюджетной классификации в Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к этому Закону земельный налог за указанные земли перечисляются в 2004 г. по следующим кодам бюджетной классификации:

-               по коду 1050701 – земельный налог за земли сельскохозяйст венного назначения;

-               по коду 1050702 – земельный налог за земли городов и посел ков;

-               по коду 1050703 – земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения;

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется тре бование об уплате налога.

Требование об уплате налога – это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законода тельства о налогах и сборах.

Установлены обязательные реквизиты, которые должно содержать требование об уплате налога:

1)     сведения о сумме задолженности по налогу;

2)     сведения о размере пеней, начисленных на момент направления требования;

3)     установленный срок уплаты налога;

4)     срок исполнения требования;

5)     меры по взысканию налога и обеспечению обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения статьи, которая устанавливает обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Передается требование об уплате налога руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогопла тельщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты на лога. Так, при неуплате налога по сроку 15 сентября требование об упла те налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября – не позднее 15 февраля.

Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным на логам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налого плательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по пись менному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, на численным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Налоговые органы ведут в установленном порядке учет налого плательщиков земельного налога, осуществляют контроль над правиль ностью исчисления и своевременностью его уплаты.

Организации – плательщики земельного налога обязаны ежегодно не позднее 1 июля представлять в налоговый орган по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговую декларацию. Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. № БГ321/725 Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и инструкции по ее заполнению.

Уплата земельного налога производится по месту нахождения зе мельных участков.

При наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, в котором осуществляется постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения зе мельных участков, заполняется одна налоговая декларация. При этом на каждый объект налогообложения заполняется отдельный лист соответствующих разд. 1, 2, 3, 4 и 5.

Организации, состоящие на учете в межрегиональных (межрайонных) инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в соответствии с Инструкцией по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения земельных участков в общеустановленном порядке. Кроме того, налоговая декларация по земельному налогу должна представляться налогоплательщиком по каждому соглашению о раз деле продукции по месту нахождения участка недр.

Организации, которые освобождены от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 12 Закона о плате за землю, тоже должны представлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу. Это обусловлено тем, что ст. 12 устанавливает льготы по земельному налогу, но не выводит те или иные земельные участки из объектов налогообложения и не освобождает организации от обязанностей налогоплательщиков.

Декларация предоставляется и если льготы предоставлены орга нами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Нормативная цена земли представляет собой показатель, характе ризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости, введенный для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективнодолевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. № 137ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Поста новлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 О порядке определения нормативной цены земли. В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами ис полнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

В силу сложившихся в России особенностей обложения земельным налогом базовая величина нормативной цены по части земель мо жет не соответствовать реально существующему уровню рыночных цен. Органы местного самоуправления вправе своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В соответствии с Письмом Комитета РФ по земельным ресурсам землеустройству от 28 декабря 1994 г. № 116/2096 О порядке определения нормативной цены земли в условиях формирования земельного рынка основными источниками получения информации о рыночных це нах на землю могут быть:

•         договора куплипродажи земельных участков, заключенные по результатам конкурсов и аукционов;

•         договорные цены на земельные участки, выкупаемые гражданами в собственность;

•         данные о предложениях по продаже земельных участков по информационным риэлтерским и иным бюллетеням, объявлениям и со общениям о намерениях продать земельный участок. При использовании этих данных следует учитывать, что результаты совершенных сделок (как показывает практика) ниже цены предложения на 2050%;

•         данные государственной статистики.

При использовании перечисленных источников информации из рыночной цены застроенного земельного участка исключается цена рас положенных на нем объектов недвижимости.

В условиях недостаточной информации о реально складывающих ся рыночных ценах при совершении сделок с земельными участками, учитывая сложность решаемой задачи и ее социальноэкономическую значимость, определение складывающегося уровня рыночных цен на землю и соответствующей ему нормативной цены земли предлагается производить экспертным путем на основе указанных ранее источников информации, их анализа с учетом характера и достоверности каждого из этих источников и обобщения экспертных оценок специалистов комите тами по земельным ресурсам и землеустройству.

В качестве экспертов привлекаются специалисты:

•         органов исполнительной власти субъекта РФ по финансам, земельным ресурсам и землеустройству, управлению имуществом, налогам, градостроительству и архитектуре;

•         администраций районов и городов;

•         агентств по торговле недвижимостью и организац ии ау кционных торгов;

•         территориальных проектных организаций и организаций, выполняющих работы по экономической оценке территорий;

•         органов управления ведущими отраслями хозяйственного ком плекса региона;

•         по инженернотранспортному обустройству территории;

•         региональных банков, осуществляющих ипотечное кредитование.

В зависимости от местных условий и категории оцениваемых земель в качестве экспертов могут также привлекаться специалисты:

-               сельского, лесного, водного и иного хозяйства;

-               горного дела;

-               экологии и охраны природы, охраны памятников истории и культуры;

-     отдыха, туризма и других областей.

Для последующего ценового зонирования на территории субъекта РФ выделяются следующие основные группы земель:

1)     земли городов и поселков;

2)     земли сельских населенных пунктов;

3)     земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне черты населенных пунктов;

4)     земли для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов;

5)     земли сельскохозяйственного назначения (вне черты населенных пунктов), кроме земель, предоставленных для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства (далее по тексту – земли сельскохозяйственного назначения).

Экспертные оценки величины нормативной цены выделенных групп земель производятся последовательно, начиная с земель городов с наиболее развитым социальнокультурным потенциалом на территории субъекта РФ.

Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее.

Факторами, влияющими на нормативную цену земли города, поселка, сельского населенного пункта, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов, являются:

•         обеспеченность территории внешними и внутренними магистральными и местными транспортными сетями, транспортная доступ ность основных региональных административных, культурных центров;

•         обеспеченность территории инженерными сетями и сооружениями коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, газификация, электроснабжение, телефонизация, канализация стоков);

•         численность и плотность населения;

•         уровень развития социальной сферы (обеспеченность жилым фондом , медицинскими, образовательными, торговыми и другими учреждения ми социальной сферы);

•         санитарно – гигиенические условия и состояние окружающей среды (загрязнение, запыление и др.);

•         состояние природного комплекса, архитектурно – ландшафт ные условия (наличие водоемов, лесов, санаториев, домов отдыха и дру гих рекреационных зон и объектов);

•         уровень развития хозяйственного комплекса, уровень доходов и за нятости населения;

•         безопасность проживания;

. инженерногеологические условия строительства (сейсмичность, подверженность территории карстовым явлениям, наводнениям, оползням, селям, подтоплению, эрозии);

. качество почвы (для земель поселков, сельских населенных пунк­ тов, садоводческих и животноводческих товариществ, а также для земель личного подсобного хозяйства).

Факторами, влияющими на нормативную цену земли несельскохо­ зяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов яв­ ляются:

. уровень развития производственной инфраструктуры региона: наличие и близость грузовых портов, узловых железнодорожных стан­ций, обеспеченность магистральными и местными транспортными сетя­ ми, расположение предприятий, перерабатывающих местное сырье и сельскохозяйственную продукцию, пунктов приемки, складирования и хранения готовой продукции и т.д.;

.   уровень инженерного обустройства территории;

. уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов и возможность привлечения квалифицированной рабочей силы;

. экологическое состояние и устойчивость природного комплек­са.

Факторами, влияющими на нормативную цену земли сельскохо­зяйственного назначения, являются:

>      обеспеченность территории магистральными и местными транспортными сетями, доступность рынков сбыта, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, удаленность от региональных промышленных и культурных центров;

>      уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов;

>      уровень плодородия почв сельскохозяйственных угодий;

>      санитарногигиенические условия и состояние окружающей среды.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеуст­ ройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

Государство оставляет за собой право контролировать целевое ис­ пользование земли. В действующем законодательстве предусмотрено, что за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по це­левому назначению, ставка земельного налога устанавливается в дву­кратном размере.

Совет Федерации одобрил поправки в статью 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738I О плате за землю. Со­гласно принятым изменениям с 1 января 2005 года налог за земельные участки, предоставленные в собственность физических и юридических лиц на условиях осуществления на них жилищного строительства, за ис ключением индивидуального жилищного строительства, взимается в двукратном размере в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государ ственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до ис течения установленного трехлетнего срока проектирования и строительства сумма земельного налога, уплаченного в течение периода проекти рования и строительства сверх однократного размера земельного налога, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

Земельный налог за земельные участки, предоставленные в собственность физических и юридических лиц на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жи лищного строительства, взимается в четырехкратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объ ект недвижимости.

Земельный налог за земельные участки, приобретенные в собст венность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до го сударственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Эти положения будут распространяется на правоотношения, воз никшие с 2000 года.

Согласно ст. 396 НК земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами о налоге представитель ных органов местного самоуправления, и обязателен к уплате на терри тории этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и СанктПетербурге на лог устанавливается Налоговым кодексом и законами о налоге указан ных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на террито рии этих субъектов Российской Федерации.

При установлении налога представительные органы местного самоуправления (органы законодательной (представительной) власти городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга ) определяют в пределах и порядке, установленных ст. 396 НК налоговые ставки, по рядок и сроки уплаты налога, а также могут определять налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплатель щиков.

Читать далее: Объект налогообложения