Разделы



НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

6 августа 2001 года был принят Федеральный закон № 110ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Рос сийской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Этот закон дополнил вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) новой – 25 главой Налог на прибыль организаций. Она вступила в силу с 1 января 2002 года. С этой же даты утратили силу большинство положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 21161 О налоге на прибыль организаций и Инструкции МНС России от 15 июня 2000 г. № 62 О порядке исчисления и уплаты бюджет нало га на прибыль предприятий и организаций. Перестало действовать По ложение о составе затрат и другие подзаконные акты, принятые в соответствии с Законом № 21161.

За время, прошедшее со дня вступления в силу главы 25 Налогово го кодекса, принят целый ряд нормативных документов, внесших в нее изменения и дополнения.

Согласно главе 25 Налогового Кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ российские организации – это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями в соответствии с НК РФ признаются иностранные юридические лица (компании, корпорации), которые обладают гражданской правоспособностью и созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации. Кроме того, иностранными организациями считаются фи лиалы и представительства указанных юридических лиц, если они созданы на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается прибыль, которая пред ставляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произве денных расходов.

Следует отметить, что подход к определению прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли с 2002 г. существенно различается.

В настоящее время по бухгалтерскому учету применяются следующие определения прибылей:

• бухгалтерская прибыль или убыток как конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций;

• валовая прибыль определяется как разница между нетто выручкой от продажи товаров, работ, услуг и себестоимостью этих про даж, но без условнопостоянных управленческий расходов и затрат по сбыту.

Понятие себестоимости в налоговом законодательстве с 2002 г. не применяется, а вводится понятие расходы, которые включают все рас ходы, в том числе коммерческие и управленческие;

• нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период за минусом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогич ных платежей, а также санкций в пользу бюджета и внебюджетных фон дов.

п»ї

Для целей налогообложения прибыли на предприятиях организу ется налоговый учет в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, ко торый во многом отличается от требований положений по бухгалтерскому учету и методологически недостаточно обоснован, что создает трудности для налогоплательщиков.

Существенно, что по налогу на прибыль большинство организаций используют метод начисления. Организации имеют право применять кассовый метод, только если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

Льготы по налогу на прибыль как таковые отменены. Однако име ется возможность уменьшать доходы на сумму расходов на НИОКР, на освоение природных ресурсов, на сумму расходов обслуживающих про изводств и хозяйств, включая расходы на содержание объектов жилищ нокоммунальной социальнокультурной сферы. Кроме того, предусмат ривается возможность переноса убытков на будущее в течение 10 лет, при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы.

Налоговая база – это денежное выражение прибыли. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Не учитываются в составе доходов и расхо дов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Имеются особенности в исчислении налоговой базы у банков, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами сроч ных сделок. Исходя из положений ст. 40 части I Налогового кодекса РФ, пока не доказано обратное , для целей налогообложения принимается це на товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки, которая считается соответствующей уровню рыночных цен. Налоговые органы вправе кон тролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами по товарообменным (бартерным) операциям и при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Дистанционные Курсы Форекс - это великолепная для тебя подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Форекс!

К доходам для целей налогообложения прибыли относятся:

•         доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);

•         внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

п»ї

Доходы определяются на основании первичных документов и до кументов налогового учета.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

•         от долевого участия в других организациях;

•         от курсовой разницы;

•         в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмеще ния убытков или ущерба;

•         от сдачи имущества в аренду (субаренду);

•         от предоставления в пользование прав на результаты интеллек туальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

•         в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам и т.д.

При определении налоговой базы не учитываются следующие до ходы:

•         в виде имущества и (или) имущественных прав, работ и (или) услуг, полученных от других лиц в порядке предварительной оплаты на логоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

•         в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

•          в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации;

• в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества и т.д.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (ст. 251 НК РФ). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, по ступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика (ст. 252 НК РФ). Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

•         расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой то варов, выполнением работ, оказанием услуг и/или реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

•         расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

•         расходы на освоение природных ресурсов;

•         расходы на НИОКР;

•         расходы на обязательное и добровольное страхование;

• прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Расходы, связанные с производством и/или реализацией, подраз

деляются на:

•         материальные расходы;

•         расходы на оплату труда;

•         суммы начисленной амортизации;

•         прочие расходы.

Анализ и планирование расходов существенно влияют на величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и являются одним из основных направлений планирования налога на прибыль предприятиями.

Наибольшие изменения происходят с 1 января 2002 г. в порядке исчисления амортизационных отчислений.

Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собст венности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

К амортизируемому имуществу не относятся земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства и т.д.

Не подлежит амортизации:

•         имущество бюджетных организаций;

•         имущество некоммерческих организаций, используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

•         имущество, приобретенное с использованием бюджетных средств целевого финансирования.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств и (или) объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоя тельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и на осно вании классификации основных средств, определяемой Правительством РФ. Всего Налоговым кодексом установлено 10 амортизационных групп. Налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов:

1)     линейным методом;

2)     нелинейным методом.

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется на логоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей статьей. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

К = [1/п ] × 100%, где:

К – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; п – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Следует отметить, что более десяти видов расходов регулируются для целей налогообложения: командировки, представительские расходы, реклама, добровольное страхование и т.д.

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного ру ководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

К расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с та кими учреждениями.

Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:

•         соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

•         подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате;

•         программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

К расходам организации на рекламу относятся:

•         расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

•         расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изго товление рекламных стендов и рекламных щитов;

•          расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставокпродаж , комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, уценку то варов, полностью или частично потерявших свои первоначальные каче ства при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения, признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

•         в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода;

•         в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и дру гих санкций, взимаемых государственными организациями, которым за конодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;

•         в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

•         в виде суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

•         в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизи руемого имущества;

•         в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 и 263 НК РФ;

•         в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение кроме взносов, указанных в ст. 255 НК РФ и т.д.

Если доходы и расходы от реализации товаров, работ, услуг признаются по методу начисления, то имеет смысл рассмотреть вариант создания резервов, тем более, что гл. 25 Налогового кодекса РФ предос тавляет широкий выбор резервов. Для признания сумм резервов в расходах для целей налогообложения необходимо установить возможность и порядок его создания в учетной политике для целей налогообложения. Создание резервов позволяет производить учет расходов равномерно с начала налогового периода, тем самым, увеличивая расходы и уменьшая налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль.

Порядок создания резервов на предстоящую оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет определен ст. 324 гл. 25 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей на предприятии составляется специальный расчет (смета), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, ис ходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на отплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату отпусков. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников уточняется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.

Резерв под предстоящие ремонты основных средств создается на основании ст. 324 гл. 25 НК РФ. В сумму создаваемого резерва включаются стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами. Отчисления в создаваемый резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утвержденных налогоплательщиком самостоя тельно в учетной политике для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в экс плуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором обра зуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года, принимается восстановительная стоимость. Предельная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяется исходя из периодичности осуществления ремонтов объектов основных средств, частоты замены элементов основных средств и сметной стоимости ука занных ремонтов. При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Порядок создания резерва по сомнительны долгам установлен ст. 269 гл. 25 НК РФ. Создание указанного резерва осуществляется на осно ве проведения инвентаризации и выявления суммы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед на логоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Сумма резерва по сомнительным долгам опреде ляется по результатам проведенной на последнюю дату отчетного пе риода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом:

•       по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной задолженности;

•       по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) – в сумму резерва включается 50% от суммы выяв ленной задолженности;

•       сомнительные долги со сроком возникновения до 45 дней не увеличивают сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долгами, не реальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекра щено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта го сударственного органа или ликвидации организации. Суммы резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Суммы резер ва по сомнительным долгам, не полностью использованные налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) перио да, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если же сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном налоговом периоде.

Налоговый учет, как система сбора, регистрации и обобщения ин формации, прежде всего, должен позволять налогоплательщику максимально удобно и быстро определять налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с НК РФ, данные налогового учета необходимы лишь в том случае, если данные бухгалтерского учета сформированы в порядке, отличном от установленного главой 25 НК РФ.

Формирование системы налогового учета в организации следует начинать с выявления объектов и операций, бухгалтерский учет которых не дает необходимой информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Такими объектами и операциями могут быть: учет амортизируемо го имущества; начисление амортизации; учет процентов по долговым обязательствам; учет расходов на освоение природных ресурсов; учет расходов на научные исследования и опытноконструкторские разработ ки; учет прочих, нормируемых в соответствии с НК РФ расходов; учет расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли в соответствии с НК РФ; учет незавершенного производства, себестоимости готовой, отгруженной и реализованной продукции; учет расходов будущих периодов; учет формирования и использования резервов; учет суммовых разниц и др.

В ряде случаев у организации может возникнуть необходимость вести налоговый учет доходов. В отличие от существовавшего ранее порядка, прибылью теперь признается любой полученный налогоплатель щиком доход, уменьшенный на величину соответствующих расходов. Таким образом, с учетом других положений НК РФ, с 1 января 2002 года в налоговую базу по налогу на прибыль включается любая экономическая выгода (доход), полученная налогоплательщиком в денежной или натуральной форме. В налоговую базу включается и стоимость безвозмездно полученных работ и услуг. Классическим примером в этом отношении является беспроцентный заем.

При безвозмездном получении работ и услуг оценка доходов осу ществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем работ и услуг документально или путем проведения независимой оценки.

После того как выявлены объекты и операции налогового учета, следует определить, какой метод признания доходов для целей налого обложения будет использовать организация – метод начисления или кас совый метод.

После определения метода признания доходов и расходов следует перейти к построению регистров налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

•         наименование регистра;

•         период (дату) составления;

•         измерители операций в натуральном (по возможности) и в денежном выражении;

•         наименование хозяйственных операций;

•         подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Аналитические регистры налогового учета строятся таким образом, чтобы систематизировать информацию, содержащуюся в первичных учетных документах, таким образом, как этого требует НК РФ.

Так, например, если в бухгалтерском и налоговом учете применя ются разные нормы или методы начисления амортизации или поразному сформирована первоначальная стоимость амортизируемого имущества, следует вести регистр налогового учета Расчет амортизации имущества, по данным которого будет определяться сумма амортизации, принимаемая в целях налогообложения прибыли.

Если в организации бухгалтерский учет незавершенного произ водства, готовой продукции и себестоимости реализованной продукции осуществляется с отступлениями от норм и правил, установленных НК РФ, то следует использовать регистры Учет незавершенного производ ства, Учет готовой продукции и себестоимости реализованной продукции. При наличии отгруженной, но не реализованной продукции следует вести два регистра: Учет готовой продукции и Учет отгруженной продукции и себестоимости реализованной продукции.

В соответствии с НК РФ, оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится организацией на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям) и данных о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Для организаций, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, НК РФ предписывает учитывать незавершенное производство и готовую продукцию по прямым расходам, перечень кото рых установлен в статье 318 НК РФ.

К прямым расходам относятся:

•         материальные затраты;

•         расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

•         суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Если организация имеет нормируемые налоговым законодательст вом расходы, целесообразно вести аналитический регистр таких расходов, в котором следует определить норматив, а также сумму расхода, принимаемого для целей налогообложения, сумму расхода, переносимо го на следующий период и сумму расхода, не принимаемого в целях налогообложения прибыли.

Уточняющие регистры налогового учета предназначены для целей заполнения декларации по налогу на прибыль. Они конкретизируют данные бухгалтерского учета и дополняющих регистров налогового уче та таким образом, чтобы была доступна вся необходимая информация для заполнения декларации.

Данные уточняющих и дополняющих регистров налогового учета передаются в бюро учета расчетов по налогу или бухгалтеру, ведущему учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, который составляет сводный аналитический регистр Расчет налоговой базы по налогу на прибыль и налоговую декларацию.

Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1.     Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).

2.     Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

 

1)     выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного про изводства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

2)     выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на ор ганизованном рынке;

3)     выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на органи зованном рынке;

4)     выручка от реализации покупных товаров;

5)     выручка от реализации финансовых инструментов срочных сде лок, не обращающихся на организованном рынке;

 

5)     выручка от реализации основных средств;

6)     выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых по данным соот ветствующих налоговых регистров или по данным бухгалтерского учета, если они сформированы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ;

2)       расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3)       расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращаю щихся на организованном рынке:

4)       расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

5)       расходы, связанные с реализацией основных средств;

6)       расходы, понесенные обслуживающими производствами и хо зяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

1)     прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав;

2)     прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3)           прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4)     прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

5)     прибыль (убыток) от реализации основных средств;

6)           прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:

1)     доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2)     доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

6. Сумма внереализационных расходов, в частности:

1)   расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2)   расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

 

7.           Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

8.           Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу по данным соответствующего аналитического регистра.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %, из них:

•         6,5 % – зачисляется в федеральный бюджет;

•         17,5 % – в бюджеты субъектов Российской Федерации;

В федеральный бюджет зачисляется налог на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ по ставкам 20 и 10%; на лог на доходы с дивидендов по ставкам 9 и 15% и налог на доходы по го сударственным ценным бумагам по ставке 15 и 0%.

Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Порядок исчисления налога в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ следующий: налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного пе риода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога на прибыль и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога на прибыль и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению.

Налогоплательщик может перейти на уплату ежемесячных авансо вых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом нало говый орган не позднее 31 декабря предшествующего года.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи: организации, у которых за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превыша ла 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, ино странные организации, осуществляющие деятельность в РФ через посто янное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации продукции, участники простых товариществ по полу ченным от участия в товариществе доходам, инвесторы соглашений о разделе продукции и т. п.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей подают налоговые декларации по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения. Налоговые декларации упрощенной формы подаются по итогам отчетного периода и некоммерческими организациями по итогам налогового периода.

Налоговые декларации представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. В этот же срок уплачи ваются квартальные авансовые платежи. Ежемесячные авансовые плате жи уплачиваются в срок не позднее 28го числа каждого месяца, а если они исчисляются по фактически полученной прибыли, — не позднее 28го числа, следующего за отчетным периодом. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта следующего года.

При каждой выплате доходов иностранной организации произво дится удержание налога и его перечисление в бюджет в течение 3х дней после дня выплаты. По дивидендам и доходам по государственным цен ным бумагам налоговый агент перечисляет налог в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Читать далее: ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ЕСН) И СТРАХО ВЫЕ ВЗНОСЫ, ПОСТУПАЮЩИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СО ЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Краткая историческая справка