Разделы



Вторичные мотивы

Вторичные мотивы . Человек - существо желающее. "Однако его желание должно быть признано через другого, оно должно быть другим узнано, и не в банальном смысле согласия (в таком случае любая общность была бы комбинацией массы желаний), но в смысле социального признания, где другой должен признать носителя желания. В силу этого, желание из области индивидуальной переходит в область социальную. "Оно связано с необходимостью признания "Я" с целью достижения идентичности.

" Я" создается только через другого , точнее через признание других. Однако взаимность не может быть беспредельной. Чтобы оставаться самим собой, нужно быть отличным от себя. Состояние отличности предполагает противопоставление. Культуру можно рассматривать как средство реализации потребностей индивида, ибо именно она создает контекст и базу понимания и узнавания желаний индивида. Именно на стыке стремлений рождается культура. Она суть содержание и форма связей между людьми, их отношений между собой.

Вследствие всего вышесказанного, сначала организационные психологи, затем консультанты по управлению и социальные инженеры поместили в центр организационно-управленческой проблематики феномен культуры.

Как правило, в практической работе специалисты опираются на антропологическое толкование понятия "культура": Культура есть структурированный способ думать, чувствовать и реагировать группы людей, главным образом принимаемый и передаваемый посредством символов, который представляет свою специфическую идентичность; она включает конкретные объекты, произведенные группой. Сердце культуры составляют традиционные идеи (произведенные и отобранные культурой) и ценности, которые с ними связаны.

Достаточно популярной является интерпретация понятия "культура" в соответствии со структурно-функциональными традициями как системы образцов норм, разрешаемых членами общности, и ролей, которые соответствуют определенным верховным ценностям.

Американский антрополог Гуденау выделил основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила и стандарты.

Самоуважение. Здесь речь идет о сильной потребности занять достойное место среди других людей, которая может быть одним из самых мощных стимулов. о пределяющих наши поступки.

Эта потребность может выражаться как в погоне за общественным одобрением или признанием со стороны окружающих в связи с хорошо выполненной работой, так и в желании быть независимым и свободным. Она может лежать в основе стремления к компетентности или к успеху в профессиональной или артистической деятельности, а также в стрем-лении добиться власти или престижного положения.

Тот факт, что эта потребность может выражаться по-разному, говорит о том, что она тесно связана с событиями, пережитыми в молодости. Этот вид потребности зависит от того, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. В зависимости от того, как относились родители к проявлению этого чувства - поощряли его, хва-лили за него или же, напротив, мешали своей неумелой опекой или бранили, ребенок превращается либо в человека, достаточно уверенного в себе, либо в человека, сильно зависящего от мнения окружающих и неспособного взяться за дело, успех которого не обеспечен.

п»ї

Это позволяет отчасти понять, почему у женщин так часто возникает конфликт между сильным желанием самоутверждения и боязнью чрезмерного успеха, которого от них не ждет общество. Этот конфликт, видимо, обусловлен воспитанием, которое обычно получают девушки и которое чаще прививает им склонность к социальному конформизму, чем способствует развитию реального чувства независимости.

Как бы то ни было, путь развития потребности в самоутверждении связан с тем, как будут вырабатываться высшие качества, такие как справедливость, солидарность, мягкость, самоуважение и уважение к ок-ружающим . Эта потребность находит также выход в удовлетворении эстетических запросов - в поисках упорядоченности, красоты, равновесия.

Самореализация . По мнению Маслоу , врожденное стремление к развитию, присущее каждому человеку, приводит к тому, что он старается применить и реализовать свои унаследованные потенциальные возможности. Речь идет здесь об основополагающей мотивации, которая может проявиться полностью только у тех, кто достиг определенного уровня самоуважения.

Опираясь на эти общие представления о мотивации у людей, мы можем понять, каким образом различные теории позволяют объяснить ту или иную мотивацию. Например, если теория биологических побуждений достаточно легко объясняет такие мотивы действий, как голод, жажда или стремление избежать боли, то теория оптимальной мотивации и особенно когнитивные теории лучше всего способны объяснить формы поведения, связанные с такими чувствами, как любо-знательность или привязанность, а также с самыми высшими чело-веческими потребностями.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому правильно составленные прогнозы Форекс могут сделать Тебя бесконечно состоятельным.

Потребность в одобрении. Это одна из самых значительных потребностей связанных с культурой. Кроу и Мэрлоу обнаружили, что люди, имеющие высокую степень потребности в одобрении, склонны: более активно подчиняться общественным и групповым стандартам; учиться быстрее, когда соответствующее одобрение дается за правильное выполнение, чем когда такого одобрения нет; испытывать трудности, действуя автономно, потому что боятся вызвать неодобрение начальства.

Потребность в достижении. Почему кажется, что некоторые люди имеют сильное желание достигать чего-либо, в то время как другие удовлетворены посредственными результатами? Психологи утверждают, что потребность в достижении как самая научаемая развивается в раннем возрасте. Дети, родители которых многого достигли в своей жизни, учатся и сами упорно трудиться и стремятся к успеху. Родители, ориентированные на достижение, поощряют малейшие признаки устремленности детей к достижению.

п»ї

Дэвид Макклелланд внес значительный вклад в изучение этой потребности. Он утверждал, что сила потребности в достижении зависит от трех факторов: ожидания успеха, ценности получаемых результатов (награды и поощрение), чувства личной ответственности за достижение. Частным случаем этой потребности является потребность в компетенции. Некоторые люди больше всего на свете ценят мастерство и компетентность. Став менеджерами, они и подчиненных ценят по собственным меркам, полагая, что все должны стремиться к высокому качеству, добросовестности, отличному знанию своего дела. Им трудно уживаться с людьми, но еще сложнее руководить коллективом, который составлен не обязательно из таких же, как они, людей.

Мотив достижений . Хотя потребность во власти была признана давно и обсуждается уже долгое время, исследовательские работы в этой области стали проводиться совсем недавно. С мотивом достижений все происходило наоборот. Хотя он не имеет столь долгой истории, как другие мотивы, о нем известно больше, поскольку ему было посвящено множество исследований. Очень результативным инструментом для исследования мотива достижений оказался “Тест тематической апперцепции” (ТТА). С помощью ТТА можно эффективно идентифицировать и измерить уровень мотива достижений. Тест проводится следующим образом: на картинке теста изображен молодой человек, который вспахивает поле; солнце вот-вот зайдет. Тестируемый должен рассказать историю о том, что он видит на картинке. Эта история будет отражать основные мотивы тестируемого . Например, он может сказать, что человек на рисунке расстроен, поскольку солнце уже садится, а надо вспахать еще много земли и посеять семена до начала дождей. Такой ответ указывает на высокую потребность в достижениях. Менее нацеленный на достижения тестируемый мог бы сказать, что человек счастлив, поскольку солнце наконец-то заходит и можно пойти домой, расслабиться, выпить что-нибудь освежающее. Исследовательский подход при изучении мотива достижений был настолько успешен, что психологи часто считают его прототипом того, как нужно получать знания и добиваться понимания при изучении поведения.

Наиболее тесно с изучением мотива достижений связан Давид К. Макклелланд , психолог из Гарварда. Макклелланд много написал обо всех аспектах мотива достижений. На основе его обширного исследования сложился четкий образ человека с высокой потребностью достижений. Попросту говоря, мотив достижений можно определить как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции. Некоторые специфические черты человека, нацеленного на достижения, кратко осматриваются в последующих разделах.

Склонность к риску. Первая трудность возникающая при попытке разобраться со склонность человека к риску связана с тем, что само понятие риск возникло гораздо позже чем обычно думают. Древние греки не знали понятия риска и вполне обходились понятием рока. На тысячелетнюю устойчивость этих представлений указывал Макс Вебер, отмечая, что идея божественного проведения в христианстве есть ни что иное как вариант рока. Не существовало ни одной до современной культуры, для которой понятие судьбы и рока не являлось бы центральным компонентом философии. У древних греков рок (мойра) представлялся более всесильным и более древним, чем самые старшие боги.

Мойра - буквально часть, доля, отсюда понятие участь, которую получает каждый при рождении. Мойрам (в разных мифах их от одной до трёх сестер) соответствуют римские парки (Нона, Децима -п окровительствующая рождению ребенка на девятом или десятом месяце и Морта , - от mors (смерть)).

Понятие судьбы и рока не исчезло из жизни общества и теперь. Если древние связывали судьбу и рок через смерть, то сегодня рискология измеряет риск, в основном, через вероятность гибели - через ту же смерть. Так, что современное понятие риска частично включает архаичные представления о детерминистской предопределенности, направлении в котором должна протекать жизнь, о судьбе, а частично включает более поздние вероятностные модели мира. И сегодня, как замечает ведущий современный исследователь проблем риска Николас Луман Если пытаешься определить понятие риска, то впечатление такое, будто заехал в густой туман, где видимость не дальше бампера машины.

Позже понятие рока трансформировалось в сторону приближения к риску, в понятие фортуны (от имени древнеримской богини удачи). Параллельно понятию рока развивался эзотерический взгляд на причинно-следственные взаимосвязи с точки зрения космического смысла - фатализм, то есть отрицание возможности контроля будущего, отрицание самой возможности колонизации будущего лежащей в основе современной парадигмы риска. Как заметил Энтони Гидденс так как контроль времени, контроль будущих событий, формирование человеком физической среды своего существования не может полностью определяться решениями сегодня, то риск появляется как связующий элемент. Понятие риска точно попало в систему представлений эпохи Великих географических открытий, что и отражается в его морской этимологии. У Макиавелли (108) фортуна рассматривается ещё дальше от рока и ближе к современному понятию риска. В Государе он говорит: Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что во всём мире правят судьба и бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием... Я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям... Что же касается, в частности, государей, то нам приходится видеть, как некоторые из них, ещё вчера благоденствующие, сегодня лишаются власти, хотя, как кажется, не изменился ни весь склад их характера, ни какое-либо отдельное их свойство... Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против её ударов. Я думаю также, что сохраняют благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени.

Идея свободы выбора человеком (масонский лозунг: свобода, равенство и братство) возникла сравнительно поздно. В христианстве свобода выбора возникает лишь раз, когда человек выбирает между Богом и Дьяволом, в дальнейшем христианин далеко не свободен. Понятие риска начинает формироваться не ранее развития морской торговли Древнего Востока, но как отмечает Николас Луман первоначально оно было почти не различимо от программ дивинации , призванию богов покровителей и т.д. (жертвы кошек у японских мореплавателей, аналогичные жертвы у греков и т.п.).

Риск, а чаще всего один из его аспектов описываемых теорией вероятности является сравнительно недавним формальным изобретением,  которое  не  имеет  коррелятов  в  непосредственном  умственном восприятии. Как таковая вероятность должна скорее рассматриваться как изобретение, а не как открытие.

Ограниченность вероятностного описания понятий связанных с риском выявилось почти сразу после его введения и вызвало многочисленные попытки его расширения, например, в рамках теории размытых множеств. Однако и сегодня задача создания формализмов описывающих риск в достаточной для анализа решений полноте не только не решена, но и не поставлена. Это и естественно, так как формальным моделям должны предшествовать содержательные. Разработка таких моделей является одной из важных задач рискологии .

Первым общепризнанным описанием риска в рамках современной экономической теории явилась модель предложенная в 1921 Френком Найтом в его гениальной книге Риск, неопределенность и прибыль. Но даже ему, нобелевскому лауреату не удалось справиться с проблемой иррационального поведения, что вызвало к жизни в 1953 году конкурирующую с американской школой французскую школу Морисса Алле. На первый взгляд, может показаться, что человек с высокой потребностью достижений должен любить рисковать. Однако исследования снова и снова дают результаты, отличные от ожидаемых с точки зрения житейской логики, люди с низкой потребностью в достижениях либо сильно рискуют, либо вовсе избегают риска; человек же с высокой потребностью достижений склонен к умеренному риску. Как справедливо отметил Николас Луман проблема риска это прежде всего проблема социальная, точнее транс дисциплинарная.

Хотя риски существуют и существовали объективно возможна дефиниция этого понятия предложенная Николасом Луманом в его Социологии риска. Он предлагает от традиционных дефиниций риска и безопасности перейти к принципиально иным: опасность - то чему мы подвержены и риск - то на что мы идем через собственные решения. В крайнем случае, бездействие может рассматриваться как вызывающая причина.

Таким образом, по Луману риск возникает через принятие либо непринятие решений, а ещё шире опасность любого происхождения должна рассматриваться через её восприятие социумом.

Исторически сравнительно позднее формирование понятие риска связано возможно с тем, что при помощи этого понятия сводится воедино, то есть обозначается как единство, множество различий. Так в иврите, понятие риск связано (в иврите связи слов легко прослеживаются так как родственные слова имеют одинаковый корень -к ак правило три согласные) не только с такими естественными родственниками как нож, хулиганство, бандит, опасность, но и с быть полезным, осмеливаться, дерзкий, наглость, чёрт и даже коза.

В английском языке слова risk , hazard , danger используются почти в одном и том же смысле.

Европейское понятие риска скорее всего арабского происхождения, но работ по этимологии риска нет и, вполне вероятно также, что слово риск заимствовано русским языком (а ранее украинским - где ризикувати означает рисковать) из французского ( risque ) куда пришло из итальянского ( risico ). В свою очередь в итальянский язык слово попало из греческого, где rizicon означает скала, утёс, а riza означает корень, подошва горы. Таким образом, слово риск развилось вероятно в языке мореплавателей для которых скала, подводный камень всегда таили в себе опасность. Рисковать - дословно означало лавировать между скал ( Словарь русского языка Ушакова).

В самой Европе слово ри ск встр ечается уже в средневековых источниках, но распространение получает лишь с началом книгопечатанья, прежде всего в Италии и Испании. В основном это документы из области морской торговли и юридические документы.

К стати, первоначально в английском языке слово risk использовалось прежде всего в связи со страхованием (морским), а для других ситуаций в английском языке до 19 века это слово употреблялось на французский манер - risque . Этот термин и сегодня используется в значении шутка сомнительного свойства.

В русском языке с понятием риска тесно связано понятие случай. Оно означает происшествие и восходит к праславянскому сълучаи от сълуки и ещё далее лукии , то есть назначенный судьбой - из конкретного значения выжданный, высмотренный (о добыче). С этим словом тесно связано древнерусское слово лучаи -с удьба, случай, болгарское слука - счаствливый случай, удача, литовское laukti - ждать, греческое leuss - высматриваю. Близки и частично пересекаются понятия благополучный-злаполучный , лучший , получить.

Таким образом, в русскую культуру понятие риска пришло не ранее средневековья, а до этого техникой работы с представлениями о предопределенности и случайности (либо свободе воли) выполняло понятие случая, что указывает на тесную связь с греческой культурой. В эллинистическую эпоху с мойрами конкурировала богиня Тиха, - богиня случая, то есть то, что определяет неустойчивость и изменчивость.с ть . Склонность к умеренному риску, пожалуй, единственная наиболее характерная черта человека с высокой потребностью достижений.

Потребность в немедленной обратной связи. Со стремлением к умеренному риску у людей с высокой потребностью в достижениях тесно связано и желание немедленно получить обратную связь. Люди с высокой потребное-то в достижениях обычно предпочитают такие виды хобби, как работы по дереву или ремонт автомобилей, дающие быструю, точную обратную связь; они избегают хобби вроде коллекционирования монет, на которые надо потратить годы. По тем же причинам люди, ориентированные на достижения, имеют тенденцию стремиться к такой работе или деятельности, как работа продавцом или определенные менеджерские должности, когда их работа оценивается часто и по конкретным критериям; по крайней мере они получают от таких видов работы большее удовлетворение. На другом конце шкалы профессиональной деятельности, как правило, трудно обнаружить людей ориентированных на достижения или же они испытывают фрустрацию, если им приходится заниматься, например, исследованиями и разработками или обучением, где обратная связь, характеризующая их деятельность, очень неточная, расплывчатая и охватывает большие промежутки времени.

Потребность в удовлетворение от завершения работы. Люди с высокой потребностью в достижениях считают, что выполнение задачи само по себе несет удовлетворение; они не ждут наград не мечтают обязательно получить соответствующее материальное вознаграждение. Хорошей иллюстрацией этой характеристики является стремление к деньгам, но не по обычным причинам, таким, как желание иметь деньги сами по себе или для приобретения материальных благ. Люди с высокой потребностью в достижении рассматривают деньги скорее как форму обратной связи или как оценку их работы. Если у людей, ориентированных на достижения, есть выбор между простой работой с хорошей оплатой и более трудной с низкой оплатой, они обычно при прочих равных условиях выбирают последнее.

Потребность в поглощенности поставленной задачей. Если люди с высокой потребностью в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее реализации до успешного разрешения. Они не могут остановиться или сделать работу наполовину и не чувствуют себя удовлетворенными, пока не приложат максимум усилий. Такая преданность своему делу часто отражается на внешних проявлениях их личности, что зачастую негативно сказывается на тех, кто имеет с ними дело. Люди с высокой потребностью в достижениях часто воспринимаются другими как недружелюбные или как “одинокие волки”. Они могут быть очень спокойными и редко хвастаются своими достижениями. Они очень реалистично относятся к своими способностям и не позволяют вставать на их пути к цели. Очевидно, что при таком подходе люди, ориентированные на достижения, не всегда сохраняют хорошие отношения с другими. Обычно из таких людей получаются прекрасные продавцы, но очень редко — хорошие менеджеры по продажам.

Мотив принадлежности. Принадлежность играет очень сложную, жизненно важную роль в поведении человека. Иногда принадлежность отождествляют с социальными мотивами и/или групповой динамикой. Как показано ниже, мотив принадлежности не совпадает полностью со столь широким понятием, каким являются социальные мотивы, и по своей общности и сложности он не соответствует определению групповой динамики. Кроме того, изучение мотива принадлежности усложняется тем обстоятельством, что некоторые ученые-бихевиористы считают его врожденной потребностью. Если вернуться к Хоторнским экспериментам, то в них значимость мотива принадлежности в поведении членов организации проявилась очень отчетливо. Работники, особенно рядовые, испытывали сильную потребность принадлежать к группе и быть принятыми ею.

Мотив безопасности. Безопасность представляет собой очень сильный мотив в обществе больших скоростей и высоких технологий. Например, из-за сокращений в последние годы большинство работников на всех уровнях чувствуют себя очень неуверенно, поскольку боятся потерять место.

На первый взгляд, мотив безопасности кажется гораздо более простым по сравнению с другими вторичными мотивами, поскольку основан главным образом на страхе и ориентирован на избежание. Коротко можно сказать, что люди обладают приобретенным мотивом безопасности, нацеленным на защиту от превратностей судьбы и активное избежание ситуаций, которые мешают им удовлетворять свои первичные, общие и вторичные потребности. На самом деле мотив безопасности гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Есть простой осознанный мотив безопасности, описанный выше, но, оказывается, есть, и другой, гораздо более сложный тип мотива безопасности, который трудно определить. Этот последний тип относится главным образом к подсознанию, но может сильно влиять на поведение многих людей. Простой сознательный мотив безопасности обычно удовлетворяют с помощью различных программ страхования, индивидуальных планов сбережений и других второстепенных пособий по месту работы. Инновационная компания, подобная вашингтонской страховой компании Consumers United Group , никогда не увольняет своих сотрудников, а минимальная годовая зарплата составляет 18 тыс. дол.; такая система разработана для того, чтобы обеспечить семьям уверенное, приличное существование. С другой стороны более сложный, подсознательный мотив безопасности удовлетворить не так просто, хотя он может оказывать более сильное воздействие на поведение людей. И хотя простому мотиву безопасности уделялось много внимания, роль сложного, подсознательного мотива безопасности все еще требует лее глубокого осмысления.

Мотив статуса. Наряду с мотивом безопасности динамичному обществу особенно присущ мотив статуса, или престижа. Современного состоятельного человека обычно представляют как стремящегося к достижению определенного статуса. Таких людей обвиняют в том, что они больше заботятся о материальных символах статуса — соответствующих одежде, машине, месте жительства, бассейне или новейшем программном обеспечении, о базовых, гуманистических жизненных ценностях. Хотя символы статуса считав уникальным продуктом современного общества, на самом деле статус существует с момента появления на Земле первых двух человек.

В обычном понимании статус можно определить как относительное положение, которое человек занимает в группе, организации или обществе. В соответствии с этим определением, как только встречаются два человека, возникает статусная иерархия, даже если у обоих статус изначально был одинаковый. Символами статуса человек пытается отразить только относительное положение в статусной иерархии. Определение та исправляет общее заблуждение, что “статус” означает “высокий статус”.

Статус ее всех, но он может быть высоким или низким в зависимости от того, как ранжиров относительные позиции. Как определяются статусные позиции? Почему одного человека ставят выше ниже другого? В конечном счете определение статуса зависит от господствующих культурных ценностей и социальных ролей. Факторы, определяющие статус, обычно имеют совершенно разное значение в зависимости от ценностей конкретной культуры. Показать влияние культурных ценностей на статус можно на примере личных качеств человека. В некоторых культурах чем старше человек, тем выше его статус. Однако в других культурах, когда человек достигает определенного возраста, его статус начинает снижаться. Надо помнить, что такого рода культурные ценности очень непостоянны и меняются со временем, а также в зависимости от обстоятельств. Кроме того, в каждом обществе существует множество субкультур, ценности которых могут отличаться от преобладающих в обществе в целом, и соответственно статусные отношения тоже иные.

Читать далее: Содержательные теории трудовой мотивации