Разделы



Оценка стоимости предприятия (бизнеса) Объект оценки

Основу методологии оценки стоимости предприятия составляет представление о предприятии как объекте гражданских прав. В 132 ста тье Гражданского кодекса раскрывается содержание понятия предприятие, как имущественный комплекс. Предприятие, как имущественный комплекс, включает все виды имущества, предназначенного для его дея тельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.

Оценка рыночной стоимости предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая наиболее правильно отражает свойства предприятия как товара, то есть его полезность для потенци ального покупателя и затраты, необходимые для получения этой полез ности.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему хорошо составленные прогнозы Форекс могут сделать Тебя безумно богатым.

На наш взгляд, понимание предприятия, как имущественного ком плекса, не совпадает с понятием бизнес. Принято считать, что бизнес – это действующее предприятие и его стоимость превосходит стоимость имущественного комплекса на величину так называемых неосязаемых активов, неотделимых от кадрового потенциала предприятия (налаженные связи и взаимоотношения с клиентами, связи в государственных ор ганах и другие нерегистрируемые (внебалансовые) активы, включая ценность доброго имени (гудвилл)).

Именно наличием неосязаемых активов определяется рыночная привлекательность фирм с отрицательным балансовым собственным ка питалом.

Но ведь бизнес не является объектом гражданских прав (см. Раздел 1 настоящего пособия и ст. 128 ГК РФ). Что же будет объектом оценки в случае необходимости оценки бизнеса? На наш взгляд, в слу чае оценки стоимости бизнеса для собственников или менеджеров в ка честве объекта оценки стоит использовать вещное право (право собственности или какоелибо другое) на пакет акций (в случае оценки ОАО или ЗАО), на долю учредителя (при оценке ООО), на пай (при оценке кооператива).

Исходя из вышеизложенного, суть методологии, применяемой при оценке рыночной стоимости предприятий, может быть сформулирована следующим образом: стоимость предприятий в условиях рыночной эко номики определяется его активами (включая неосязаемые) с учетом привлекательности предприятия для инвестиций. Данная методология реализует системный подход к определению стоимости, когда предпри ятие рассматривается как сложно организованный объект – система, а его стоимость определяется исходя из системного представления его функционирования, то есть, стоимость предприятия больше суммы стоимостей его элементов на величину так называемого системного эффекта. Реализация данной методологии состоит в анализе данного пред приятия как объекта для инвестиций и определении комплекса стоимостных показателей, адекватно отражающих стоимость предприятия.

Читать далее: Система информации в оценке стоимости предприятия (бизнеса)