Разделы



Оценка стоимости машин и оборудования Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств

Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств тесно связана с методиками оценки недвижимости, бизнеса и нематериальных активов, но в то же время существенно от них отличается. Отме тим основные отличия между этими методиками.

1.      Стоимость недвижимости, т.е. таких объектов имущества, ко торые непосредственно связаны с землей, находится под влиянием фак торов, вытекающих из этой земельной зависимости (география, ме стоположение, окружающая инфраструктура, ценность земельного уча стка и ближайших угодий и др.). Что касается машин и оборудования, то это имущество движимое, и для них при оценке земельный или террито риальный фактор практически роли не играет, но в то же время приобре тает значение другой круг факторов (техническое совершенство, надеж ность и качество, степень изношенности, моральное старение, брэнд изготовителя и т.д.).

2.      При оценке машин, оборудования и транспортных средств большую остроту имеет проблема идентификации объектов оценки. За дача идентификации таких объектов значительно сложнее, чем при оценке объектов недвижимости.

Количество оцениваемых объектов только на одном предприятии может достигать десятков тысяч единиц самого разнообразного по назначению, устройству и характеристикам оборудования. При этом оценщик машин, оборудования и транспортных средств часто сталкивается с трудностями разграничения, как единиц оборудования, так и объ ектов, относящихся к другим видам активов предприятия. С одной стороны, объекты машин и оборудования должны быть отграничены от объектов недвижимости. При этом в большинстве случаев проблем не возникает. Однако встречаются такие объекты, которые настолько осно вательно связаны со зданием или сооружением, что возможно с равным правом их отнесение, как к недвижимости, так и к оборудованию. На пример, вентиляционные, отопительные и осветительные системы в зданиях по существу представляют собой оборудование, но относятся к не движимости. Их стоимость является составной частью стоимости здания. Лифт в здании, его кабина, привод и управление — это оборудова ние, а шахта лифта — это сооружение и к оборудованию не относится. С другой стороны, машины, оборудование и транспортные средства как компоненты основных средств надо отличать от малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые относятся к оборотным средст вам. Это средства труда со сроком службы менее года независимо от их стоимости и средства труда со сроком службы более года, но с первона чальной стоимостью менее установленного нормативными документами уровня. Понятно, что изменение учетной стоимости некоторых недорогих объектов по результатам оценки может сказаться на их положении как учетных единиц предприятия.

Курсы Forex - это отличная возможность для Тебя подготовиться к прибыльной работе на Forex!

п»ї

3.      При оценке машин и оборудования исключительно важную роль играет фактор износа. Земля, как известно, не подвержена износу, здания изнашиваются, но очень медленно. Что касается машин, обору дования и транспортных средств, то их износ происходит сравнительно интенсивно. В большинстве случаев оценщику приходится иметь дело с техникой, имеющей ту или иную степень износа, причем как физическо го, так и функционального.

4.      На стоимость машин, оборудования и транспортных средств могут оказывать влияние такие нематериальные активы, как товарный знак, изобретение, ноухау и др., в то время как при оценке недвижимости эти элементы роли не играют.

5.      Рынок машин, оборудования и транспортных средств очень структурирован. Практически каждая группа машин имеет свой сектор товарного рынка, и этих секторов оказывается гораздо больше, чем на рынке недвижимости. Причем характер рынка в разных секторах различный. Для многих видов машин, оборудования и транспортных средств массового применения характерен универсальный рынок (авто мобили, строительная техника, компьютеры, бытовая и офисная техника, универсальные станки и др.). В то же время рынок специальной и уникальной техники в основном узконаправленный. Значительная часть специального оборудования изготавливается по индивидуальным зака зам и не имеет открытого рынка, поэтому его оценку приходится вести с применением затратного подхода.

6.      Рынок машин, оборудования и транспортных средств весьма подвижен в сравнении с рынком недвижимости. Это вызвано системати ческим обновлением ассортимента продукции промышленнотехнического назначения и появлением новых образцов взамен морально устаревших.

7.      При оценке машин, оборудования и транспортных средств, следует также учитывать зависимость стоимости объекта от стадии жиз ненного цикла, на котором он находится.

Для целей оценки оборудование рекомендуется группировать по следующим видам:

•         Основное технологическое;

•         Вспомогательное;

•         Автотранспортное;

•         Офисное – компьютерная техника, техника связи, производственный и хозяйственный инвентарь, мебель;

Такая группировка облегчает процесс оценки. Так, методы оценки основного технологического и вспомогательного оборудования могут иметь свои особенности. На транспортные средства, строительную тех нику, офисное оборудование и хозяйственный инвентарь, как правило, бывают известные рыночные цены (как на новую, так и на подержанную технику).

п»ї

В отдельные группы целесообразно выделять также морально устаревшие машины и оборудование, снятые с производства, аналоги ко торых следует искать на вторичных рынках продаж. Целесообразно также отдельно рассматривать оборудование, предназначенное к установке, оценка стоимости которого не связана условиями существующего ис пользования, и импортное оборудование, оценка которого не зависит от процессов внутреннего ценообразования.

Опыт ведущих оценочных компаний показывает исключительно важную роль специализации оценщиков по объектам оцениваемого имущества. Так, оценщик машин, оборудования и транспортных средств должен иметь не только достаточную финансовоэкономическую и специальную оценочную подготовку, но и необходимые инженерные знания в предметной области, т.е. в области конструкций и устройств машин, технологии производства, правил их эксплуатации и технической диагностики. Высокий уровень профессиональной подготовки оценщиков — залог успеха в оценочной деятельности.

Читать далее: Методические принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортных средств