Разделы



Методические принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортных средств

В настоящее время сложился такой взгляд, что стоимость в ши роком экономическом смысле есть денежное выражение ценности объекта и относящихся к нему прав собственности в конкретный момент времени. Таким образом, ценность или полезность — то свойство, кото рое определяет стоимость объекта. Это означает, что для оценки стоимости объекта необходимо в первую очередь оценить его полезность и проанализировать потребности всех контрагентов, хоть скольконибудь заинтересованных в результатах функционирования объекта.

Теория оценки как научная дисциплина тесно связана со многими другими экономическими дисциплинами. Чтобы оценить рыночную стоимость товара, необходимо проанализировать состояние рынка, его характер, емкость, сегменты и тенденции. Понятно, что при решении этой задачи невозможно обойтись без методов и положений научного маркетинга. При изучении поведения инвесторов, определении будущих доходов у владельца объекта имущества нужно привлечь методы инвестиционного анализа.

Оценщик в своей деятельности активно использует рыночную информацию о ценах, т.е. он пользуется результатами процесса ценообразования. При применении отдельных методов оценщик пытается, как бы смоделировать вероятный ценообразующий процесс.

Оценщик обязан составить обстоятельный отчет об оценке и обосновать перед заказчиком полученные результаты. Он должен привести и документально подтвердить свои расчеты. Поэтому при оценке ведущая роль принадлежит умению специалиста находить исходную информацию, анализировать ее и с помощью общепризнанных методов рассчитывать искомую стоимость. Таким образом, оценщик не может сослаться в отчете на интуицию и свои субъективные ощущения.

Оценка стоимости как наука базируется на ряде фундаментальных положений экономической теории и других смежных наук. Эти положения в форме неких постулатов, которые обязательно должны учитывать ся при оценке стоимости, называют общеэкономическими принципами оценки. Одними из первых данные принципы сформулировали американские специалисты по оценке недвижимости Дж. Фридман и Н. Орду эй. Общеэкономические принципы оценки в их содержательном аспекте являются едиными для всех видов имущества, но в то же время применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам их практическая интерпретация несколько меняется в отличие, например, от недвижимости.

Принципы оценки можно подразделить на следующие три группы:

-   принципы, основанные на представлениях владельца имущества;

-   принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества;

-   принципы, связанные с рыночной средой.

Первая группа включает принципы, основанные на представлениях владельца имущества.

Принцип полезности заключается в том, что ключевым критерием стоимости объекта является его полезность, т.е. способность удовлетворять какието потребности людей. Исследовать полезность оцениваемого объекта, — значит, определить, для кого, для каких целей и в силу каких свойств интересен данный объект, кто принципиально может быть его возможным покупателем (инвестором), как может измениться полезность объекта в перспективе и под влиянием каких причин.

п»ї

Принцип замещения исходит из того, что цена на объект, которую может предложить возможный покупатель, не превысит сложив шиеся на рынке цены на аналогичные по назначению и потребительским свойствам объекты. На основе данного принципа построены широко распространенные в практике оценки методы сравнительного подхода, когда стоимость определяется сравнением с рыночными ценами на ана логичные и идентичные объекты.

Принцип ожидания подчеркивает готовность покупателя (инве стора) вложить свои средства на приобретение или на изготовление объ екта в настоящее время, ожидая получение доходов (выгод) от владения данным объектом в будущем. Данный принцип открывает возможность определить стоимость объекта на текущий момент времени на основе прогноза будущих доходов при эксплуатации объекта и приемлемой для покупателя (инвестора) норме доходности на вложенный капитал. Тем самым закладывается методологическая база для реализации доходного подхода при оценке.

Вторая группа включает принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества.

Принцип формирования стоимости под влиянием факторов производства заключается в следующем. Оцениваемый машинный комплекс, с помощью которого производится какаялибо продукция или выполняются какиелибо работы, рассматривается как подсистема в производственной системе предприятия, доходность которой, как следует из экономической теории, определяется четырьмя факторами: землей, трудом, капиталом и менеджментом. Чистый доход — результат дейст вия всех четырех факторов, и поэтому на основе оценки дохода опреде ляется стоимость всей производственной системы. Для оценки стоимости машинного комплекса нужно либо установить его долю (вклад) в формирование дохода всей системы, либо применить метод остатка, т.е. искомая стоимость комплекса получается вычитанием из стоимости всей системы стоимости других активов (недвижимости, земельного участка, нематериальных активов и гудвилла).

Биржа Форекс разрешает каждому желающему получать доход на колебаниях валютных курсов всевозможных мировых валют законно, круглосуточно, не выходя из квартиры и даже не имея образования!

Принцип вклада применительно к машинам и оборудованию состоит в том, что оснащение объекта дополнительными устройствами, расширяющими функциональные возможности объекта, не приводит к росту стоимости объекта на величину затрат по приобретению и установке этих устройств. Вклад дополнительных устройств, в прирост стоимости объекта определяется тем, насколько повышается доходность функционирования объекта от применения этих устройств. Например, если технологическую машину оснастить роботом для автоматизации вспомогательных операций, то стоимость полученного технологического комплекса будет определяться производительностью, надежностью, экономичностью и другими показателями, влияющими на доходность его функционирования. Таким образом, любые добавочные элементы к машине оправданы тогда, когда получаемый прирост стоимости машины превышает затраты на приобретение этих элементов.

п»ї

Принцип сбалансированности (пропорциональности) примени тельно к машинам, оборудованию и транспортным средствам следует понимать так, что все объекты, входящие в машинный комплекс, долж ны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. При несоблюдении данного принципа добавление еще одного или нескольких объектов в состав комплекса не дает адекватного роста производственной мощности, а, следовательно, и стоимости машинного комплекса.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования

требует того, чтобы оценка стоимости объекта, который может быть ис пользован поразному, производилась при условии его наилучшего и наиболее эффективного использования. Применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам согласно этому принципу любая машина должна оцениваться, допуская, что она применяется по пря мому назначению, обеспечивается полная загрузка машины во времени и по мощности, соблюдаются правила технического обслуживания и ре монта, поддерживается нормальный режим эксплуатации, рабочий персонал имеет соответствующую квалификацию. Трудности с соблюдени ем данного принципа возникают тогда, когда оценивают объекты, обладающие многофункциональностью и несколькими сферами применения. Например, трактор может применяться и на строительной площадке, и на сельскохозяйственных работах, и на промышленном предприятии. Доходность трактора в каждой сфере применения разная, соответственно разной будет и оцениваемая стоимость. В качестве базовой сферы применения для оценки трактора оценщик выберет ту, в которой наибо лее полно реализуются функциональные возможности этой машины.

В третью группу входят принципы, непосредственно связанные с рыночной средой.

Принцип соответствия объекта требованиям рынка. Один и тот же объект разными категориями покупателей (инвесторов) оценивается поразному. Например, комфортабельный легковой автомобиль вы соко ценится в условиях города, тот же автомобиль не представляет особой ценности для сельского жителя особенно в условиях бездорожья. Если в некотором регионе имеется много промышленных предприятий, то на местном региональном рынке будет повышенный спрос на станки, пресса и другие технологические машины, соответственно и цены на это оборудование будут не низкими. В силу данного принципа обязатель ным элементом процедуры оценки должен быть анализ рынка, установ ление соответствия оцениваемого объекта запросам рынка.

Принцип ориентации на равновесные цены требует того, чтобы при оценке использовались равновесные цены аналогов. Из теории ценообразования известно, что на нормально функционирующем рынке цены стабильны и стремятся к равновесному уровню, при котором наступает соответствие между спросом и предложением. Равновесные це ны можно назвать также согласованными, справедливыми ценами, оди наково выгодными и продавцам, и покупателям. Стоимость, рассчитываемая при оценке по этим ценам, также становится справедливой стоимостью.

Принцип учета характера конкуренции состоит в том, что то варные рынки могут существенно различаться по характеру и состоянию конкуренции и соответственно степени их монополизации. Характер конкуренции отражается на процессе ценообразования. Так, в условиях монополизированного рынка цены обычно искажены в пользу монополиста и содержат повышенную долю его прибыли. В условиях свобод ного конкурентного рынка происходит уравнивание доходности вложе ний, рентабельность продаж в ценах поддерживается примерно на стабильном уровне. Благодаря конкуренции экономическая структура цен становится стабильной и прозрачной, это открывает возможности использования затратного подхода при оценке стоимости.

Принцип изменения (подвижности) стоимости требует учета фактора непостоянства стоимости одного и того же объекта во времени. Общеэкономическая инфляция в стране, а также сдвиги в структуре отдельных товарных рынков вызывают динамику цен и соответственно стоимости. Отсюда следует требование о том, что каждая оценка стоимости должна содержать указание о дате оценки, т.е. о том моменте календарного времени, на которое определена стоимость.

Машины, оборудование и транспортные средства — сложные, многокомпонентные изделия. При проведении оценки рыночной стоимости этих объектов применяют не только перечисленные выше обще экономические принципы, но и другие общепринятые в научных иссле дованиях принципы и подходы, среди которых отметим такие, как системный анализ, функциональный подход, статистическое моделирование и принцип жизненного цикла.

Системный анализ предполагает рассмотрение оцениваемого объекта как сложной технической системы, состоящей из взаимосвязан ных разнородных элементов и имеющей входы и выходы связей с другими системами (внешней средой). Системный анализ включает такие операции, как структуризация системы, исследование связей между эле ментами и с внешней средой, определение параметров элементов и системы в целом. Системный подход может быть применен также при анализе техникоэкономических показателей объекта. При этом комплексный показатель рассматривается как система частных показателей разного уровня.

Функциональный подход заключается в том, что любой материальный объект рассматривается как носитель определенных функций. Функции могут быть полезными и бесполезными. Наличие бесполезных функций приводит к неоправданному удорожанию объекта. При этом стоимость объекта исследуется как совокупная стоимость его функций. Принцип функционального подхода лежит в основе теории стоимостного анализа и стоимостного инжиниринга (известного в России под названием функциональностоимостного анализа).

Статистическое моделирование — методология, опирающаяся на положения теории математической статистики и дающая оценщику инструмент для построения экономикоматематических корреляцион ных моделей. Как в оценке, так и в ценообразовании получили широкое распространение методы корреляционнорегрессионного и дисперсион ного анализа для моделирования зависимости цены от технических па раметров машин, а также для построения ценовых трендов. Статистическое моделирование позволяет также произвести анализ ошибок резуль татов оценки, разработать и обосновать экономические нормативы затрат и рентабельности, которые затем используются в расчетах стоимости.

Принцип жизненного цикла предполагает исследование парамет ров всех этапов жизни объекта: проектирование, изготовление, продажа, эксплуатация и утилизация. На каждом этапе жизненного цикла оценивают и анализируют доходы и расходы, т.е. денежные потоки. Положения теории жизненного цикла помогают решать такие практические за дачи, как оценка эффективности функционирования объекта, прогнозирование срока полезного использования (срока службы), оценка степени старения (износа) объекта и другие.

Перечисленные выше принципы и подходы можно рассматривать как привлеченные из других наук для решения задач оценки стоимости. В то же время теорией и практикой оценки (Постановление Правитель ства Р.Ф. №519 от 6 июля 2001г.) выработаны три методических осново полагающих подхода: сравнительный, затратный и доходный.

Сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимо сти объекта, основанных на сравнении оцениваемого объекта  с анало гичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход исходит из указанного выше принципа замещения, а получаемая с его помощью стоимость часто называется стоимостью замещения.

Методы сравнительного подхода особенно эффективны при существовании активного рынка сопоставимых объектов. Если же рыночная информация бедная, сделки куплипродажи нерегулярные, рынок слиш ком монополизирован, то оценки этими методами становятся неточными, а иногда и невозможными. Тем не менее, именно методы сравни тельного подхода дают представление о действительно рыночной стои мости объекта.

Рыночный подход наиболее применим для тех видов машин и оборудования, которые имеют развитой вторичный рынок: автомобили, многие виды станков, суда, самолеты и другое стандартное серийное оборудование. Метод основан на определении рыночных цен, адекватно отражающих ценность единицы оборудования в ее текущем состоя нии. Основной используемый принцип — сопоставление, которое долж но проводиться:

•         с точным аналогом, продающимся на вторичном рынке;

•         с приблизительным аналогом, продающимся на вторичном рынке, с внесением корректирующих поправок на отличия потребитель ских свойств и конструктивные отличия;

•         с новым аналогичным оборудованием с внесением поправок на износ при отсутствии вторичного рынка.

Выше говорилось о том, что в основе рыночного подхода лежит принцип сопоставления. При подборе аналогов предпочтение отдается тем единицам машин и оборудования, которые, так же как объект оценки, выпущены тем же изготовителем и в той же стране.

После сопоставления и выявления всех факторов различия оценщик должен внести поправки в стоимости объектованалогов. Следует специально подчеркнуть, что все поправки относятся к аналогам, а не к объекту оценки. Целесообразна следующая очередность внесения поправок:

•         поправки на техническую сопоставимость.

•         поправки к ценам на различия в условиях продажи.

Поправки на техническую сопоставимость, различают на:

•         типоразмер   (мощность,   грузоподъемность,   производительность);

•         комплектацию (наличие дополнительных приспособлений и устройств);

•         возраст;

•         качество;

•         состояние, степень физического износа;

• местоположение объекта при продаже (на месте его использования, на складе дилера).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся поправки.

На практике подобранные аналоги часто отличаются по мощности, производительности от машины — объекта оценки. В этом случае для определения поправки используются соотношения между ценами (затратами на изготовление) и главным параметром машин, в частности степенная зависимость:

где Р1; Р2  — цены (затраты);

N 1; N 2 — мощность, производительность или иной основной пара метр сопоставимых машин;

п. — показатель степени, часто называемый коэффициентом торможения цены, зависящий от конкретного вида технических устройств.

Значения показателя степени (п) в формуле (1) определены для ря да изделий машиностроения на основе специальных исследований, а также многолетней практики. Так, для тракторов средней мощности ис пользуется значение 0,72, для экскаваторов — 0,8, для экструдеров, применяемых в переработке полимерных материалов,  0,60,7 и т. д.

Формула (1) широко используется изза ее простоты и достаточно высокой надежности. Вместе с тем надо учитывать, что такой подход требует существенных объемов рыночной информации и применения адекватных методов сопоставления объектов. Иными словами, оценщик должен иметь обширную, постоянно обновляемую базу данных по многим видам технических устройств. Причем такую информацию необхо димо собирать постоянно, как бы впрок, так как в реальной отечест венной практике оценщику приходится работать с самыми различными типами машин и оборудования и каждая следующая оценка, как правило, проходит в совершенно другой отрасли техники.

Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, с учетом его износа.

Затраты на изготовление объекта и его последующую реализацию — очень важный фактор в формировании стоимости. Методы затратного подхода предполагают обязательную оценку возможной полной себе стоимости изготовления объекта и других затрат, которые несет изгото витель и продавец. Эти методы незаменимы, если речь идет об объектах, которые практически не встречаются на открытом рынке и изготовляют ся по индивидуальным заказам, к их числу относится специальное и уникальное оборудование. При оценке затратным подходом как бы мо делируется процесс формирования цены продавца (предложения) исходя из соображений покрытия ценой всех произведенных издержек и полу чения достаточной прибыли. Поскольку методы затратного подхода ис ходят не из реальных цен на аналогичные объекты, а из рассчитанных нормативных затрат и нормативной прибыли, то они, строго говоря, да ют оценку не чисто рыночной стоимости, а так называемой стоимости объекта с ограниченным рынком. В методах затратного подхода важ ную роль играет также оценка степени износа оцениваемого объекта, это объясняется тем, что получаемая вначале воспроизводственная или восстановительная стоимость объекта не учитывает износа и только на сле дующем этапе полученная оценка стоимости корректируется на фактический износ объекта (физический, функциональный и внешний).

Нередко в рамках затратного подхода, применяется индексный ме тод. Поскольку использование индексов цен для многих оценщиков — один из самых простых и эффективных способов решения задач по оценке. Индексы цен представляют собой относительные показатели, отражающие их динамику. Во многих странах органы государственной статистики публикуют индексы внутренних и внешнеторговых цен на отдельные товары и товарные группы. Индексы цен всегда приводятся с указанием базисного года, в котором значение индекса принимается равным 100 % (или = 1).

Основой для исчисления индексов внутренних оптовых цен слу жат не цены конкретных сделок, а преимущественно номинальные цены. Поэтому публикуемые индексы дают лишь приблизительную картину динамики прейскурантных цен, а не цен фактических сделок. В зависи мости от конъюнктуры на данный момент, условий сделки, в том числе условий платежа, объема продаж, конкретные цены будут в той или иной степени отличаться от прейскурантных цен.

Индексы цен — важный показатель, позволяющий выявить основ ные тенденции в движении цен. Они широко используются при анализе и прогнозе рыночной конъюнктуры, давая возможность оценить те из менения, которые произошли в уровне цен за ряд лет. Правда, при этом необходимо учитывать, что индекс как усредненный и относительный показатель, так же как и удельная стоимость, не дает достаточно точного представления о тех изменениях, которые произошли в ценах какоголибо конкретного товара. При помощи индексов можно выявить динамику цен на продукцию целых отраслей промышленности или, в крайнем случае, какихлибо товарных групп. Показания такого группового индекса могут отличаться от динамики цен входящего в эту группу то вара с конкретными качественными показателями. Но расчет по индекс ному методу может исказить оценочную стоимость в силу ряда причин.

Перечислим некоторые из них:

•         результат зависит от точности определения исторической себе стоимости;

•         трудности с поиском подходящего индексного ряда;

•         неизвестность относительных весов при выведении индексов;

•         устаревание индекса;

•         накопление ошибок.

Под исторической себестоимостью понимаются затраты на приоб ретение нового оборудования у фирмыпроизводителя.

Надежность оценки стоимости затратным подходом, в значительной степени зависит от полноты и достоверности экономической и технической информации, которой располагает оценщик.

Доходный подход совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. При оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставятся будущие доходы от эксплуатации объекта на протяжении срока его полезного использования как основной фактор, определяющий современную величину стоимости объекта. В исчислении совокупного дохода от объекта за ряд лет его жизни методы доходного подхода используют приемы, известные из теории сложных процентов.

Методы доходного подхода (метод капитализации и дисконтирование денежных потоков) опираются на такие отмеченные выше прин ципы, как принцип ожидания, учета факторов производства, наилучше го и полного использования, вклада.

Несомненным достоинством этих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужно оценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественный ком плекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования. Применение методов доходного подхода сталкивается с тем ограничением, ко гда затруднительно оценить чистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этот объект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большей степени имеет социальное значение, чем экономическое.

Практические методы оценки стоимости разных видов машин, оборудования и транспортных средств сочетают в себе элементы нескольких подходов, а их отнесение к тому или иному подходу делается по преобладающему признаку. Наличие расчета затрат не является признаком того, что это обязательно затратный подход. Без расчета затрат не обходится ни один метод доходного подхода, когда нужно определить чистый доход. Расчет затрат можно обнаружить в типичном представителе сравнительного подхода — методе прямого сравнения, когда вносят корректировки чисто затратного характера (на устранение разли чий цен в затратах на транспортные, складские, страховые и таможенные операции, на приобретение дополнительных устройств и т.д.).

В то же время применение каждого подхода дает оценку стоимости одного и того же объекта с разных позиций. Поэтому неслучайно требование выполнения дублирующих расчетов стоимости с применением трех подходов (сравнительного, затратного и доходного) и согласование получаемых оценок зафиксированы в ряде стандартов оценки. Соблюдение этого требования в полном объеме приводит к повышению трудоемкости оценочных работ, как минимум, втрое. Вопрос же о том, насколько это повышает достоверность оценки, остается открытым. В самом деле, если использован надежный и адекватный для данной си туации метод оценки, то можно ли повысить достоверность результатов, применяя параллельно другой, менее точный метод? Не внесем ли мы при этом дополнительные ошибки от такого согласования результатов? И почему для достижения точности нужно пользоваться методами, вытекающими только из разных подходов? Эти вопросы давно волнуют оценщиков и являются предметом оживленных дискуссий.

Вероятная цена сделки, которую стремится определить оценщик, является компромиссной между ценами предложения и спроса. Известные подходы к оценке в основном сориентированы либо на цену предложения, либо на цену спроса. Чтобы смоделировать этот компромисс, оценщику приходится применить методы разных подходов и путем согласования полученных результатов подойти к вероятной цене сделки, т.е. к рыночной стоимости.

Если оценщик использует какойлибо метод затратного подхода, то он, применяя экономическую информацию о нормах расхода и ценах ресурсов, полученную от производителей или продавцов, невольно вос производит процесс затратного ценообразования и выходит в итоге на затратную цену предложения. В силу этого оценка стоимости, как правило, получается завышенной, если, конечно, не допущены серьезные ошибки в привлекаемой исходной информации.

Если оценщик использует метод сравнительного подхода, то за тратный дух получаемого результата значительно меньше, но все равно он остается. Это связано с тем, что оценщик применяет документально подтвержденную ценовую информацию на аналоги. А берет он эту информацию, чаще всего, из ценовых фирменных каталогов и прайс  лис тов, т.е. оперирует все теми же ценами предложения. В итоге завышение результата остается, хотя и весьма умеренное.

Среди известных подходов прямой путь к прогнозу цены спроса дает только доходный подход. Стоимость, рассчитываемая какимлибо методом доходного подхода, представляет собой верхнюю предельную цену, на которую может согласиться покупатель (инвестор), руководствуясь здравым смыслом сопоставления своих сегодняшних затрат с будущими доходами от владения покупаемым товаром. Естественно, для покупателя (инвестора) цена тем выгоднее, чем она ниже. В то же время чем ниже цена, тем ниже вероятность сделки по приобретению данного товара. Учитывая то, что покупатель, как и продавец, заинтересован в сделке, он может согласиться на некоторый прирост своей цены. Изложенные соображения позволяют сделать вывод о том, что в общем слу чае оценка на основе доходного подхода дает несколько заниженный ре зультат, если, конечно, не допущены ошибки в выборе исходных данных при расчете будущих доходов и расходов.

Изложенный выше взгляд на вопрос о согласовании результатов оценки, получаемых от разных подходов, позволяет прийти к следующим выводам. Результат, наиболее близкий к понятию вероятной рыночной цены, получают с помощью методов сравнительного подхода. Сопоставление этого результата с результатом от затратного или доход ного подхода в лучшем случае мало что дает. А вот оценка рыночной стоимости на основе затратного или доходного подхода обязательно ну ждается в проверке сопоставлением с оценкой какимлибо другим подходом.

Так как многие объекты машин, оборудования и транспортных средств не обладают достаточной рыночностью, то на практике часто оценивают для них не истинно рыночную стоимость ( fair market value ), отвечающую в полной мере тем условиям, которые были сформулированы выше в определении этой стоимости, а частично или условно рыночную стоимость. Так, в Стандартах оценки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519, перечислены девять видов стоимости, отличных от рыночной стоимости: стоимость объекта оценки с ограниченным рынком, стоимость замещения, стоимость воспроизводства, стоимость объекта при существующем использовании, инвестиционная стоимость, стоимость для целей налогообложения, ликвидационная стоимость, утилизационная стоимость и специальная стои мость. Остановимся кратко на определениях этих видов стоимости.

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком стои мость такого объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна и требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходи мыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров. Данный вид стоимости характерен, например, Для специального оборудования, машин и транспортных средств, которые могут быть изготовлены только на основе индивидуально заключенных договоров с изготовителем.

Стоимость замещения сумма затрат на создание объекта, ана логичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки. Из определения видно, что стоимость замещения объекта получается тогда, когда ее оценка делается сравнением с аналогичными объектами, для которых цены известны. Обычно стоимость замещения рассчитывается сначала как полная, т.е. без учета обесценения, вызванного износом, сравнением с новыми аналогичными объектами, а затем как остаточная, т.е. вычетом из полученной полной стоимости обесценения, вызванного износом.

Стоимость воспроизводства — сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки. Полная стоимость воспроиз водства может быть определена по действующим на момент оценки це нам на идентичный объект. Для машин, оборудования и транспортных средств идентичным считается объект той же модели, модификации и исполнения, что и оцениваемый объект. Либо эта стоимость определяется одним из методов затратного подхода. Затем из рассчитанной полной стоимости вычитается обесценение, вызванное износом.

Стоимость объекта при существующем использовании стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и целей его использования. Оценка этого вида стоимости имеет смысл для такого оборудования, на стоимость которого сильно влияют место его применения, наличие коммуникаций, фундамента и ограждений, приспособленность помещения, укомплектованность вспомога тельными устройствами (например, оборудование энергосистем, котель ные установки, средства связи и т.д.).

Инвестиционная стоимость это стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. Инвестиционная стоимость определяется применительно к определенному инвестиционному проекту. Один и тот же объект может иметь разную инвестиционную стоимость для разных проектов. Это будет зависеть от эффективности проектов, их степе ни риска и требуемой доходности со стороны инвестора.

Стоимость для целей налогообложения — стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том чис ле инвентаризационная стоимость). Наиболее характерным случаем является определение среднегодовой остаточной стоимости для исчисления налога на имущество.

Ликвидационная стоимость — это стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов. Ликвидационная стои мость соответствует цене при вынужденной и срочной продаже. По лик видационной стоимости оцениваются машины, оборудование и транспортные средства при распродаже на открытом аукционе имущества обанкротившегося предприятия, при обращении права залогодержателя на имущество залогодателя, при аресте имущества в результате судебно го исполнения, при аресте имущества на таможне и т.д.

Ликвидационную стоимость рассчитывают путем внесения в предварительно оцененную рыночную стоимость так называемой лик видационной скидки. Величина ликвидационной скидки зависит от лик видности оцениваемого объекта и назначенного срока на реализацию. Чем ниже ликвидность и жестче сроки на реализацию, тем больше ликвидационная скидка.

Утилизационная стоимость — это стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки. Обычно утилизационную стоимость оценивают для сильно изношенных объектов, когда мала ве роятность их продажи на вторичном рынке. Утилизационную стоимость могут оценивать также для объектов, оказавшихся по тем или иным причинам (безопасность эксплуатации, экологический фактор, появление конкурирующих технологий и т.д.) ненужными и не подлежащими продаже другим лицам для дальнейшего применения по своему назначению. Утилизационная стоимость объекта может быть для собственни ка величиной отрицательной, это возможно тогда, когда расходы на утилизацию превышают доходы от продажи металлолома и частей объекта. Утилизационная стоимость может оказаться и выше остаточной рыночной стоимости, это имеет место тогда, когда наблюдался резкий рост цен на редкие материалы, из которых когдато была изготовлена машина.

Специальная стоимость — это стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятия рыночной или иной стоимости, указанные в стандартах оценки. К специальному виду стоимости отно сится, например, таможенная стоимость, расчет которой выполняется по специальной методике Государственного таможенного комитета РФ. Министерства, ведомства и местные органы управления могут устанав ливать порядок расчета стоимости под аренду и лизинг имущества своих подведомственных (казенных, унитарных, муниципальных и др.) предприятий.

При определении стоимости машин и оборудования в оценочной практике принято выделять два типа стоимости:

—   Стоимость в пользовании, когда предполагается дальнейшее использование объекта оценки на том же месте и в тех же целях, даже в случае его продажи на свободном, открытом и конкурентном рынке.

—   Стоимость в обмене (стоимость при перемещении), когда предполагается возможная продажа объекта оценки на свободном, от крытом и конкурентном рынке и при этом как минимум предусматривается либо изменение места расположения объекта, либо альтернативное существующему использование.

Правильное определение типа стоимости позволяет оценщику ра зобраться с тем, к примеру, каким образом учитывать при определении стоимости объекта затратным подходом транспортнозаготовительные расходы, прямые затраты, связанные с установкой и наладкой оборудо вания, косвенные издержки, связанные с приобретением, установкой и запуском оборудования.

В машиностроении существует система стандартов, которая регламентирует сбор и учет на предприятиях информации о состоянии машины, ее повреждениях и отказах, а также затратах на проведение ремонтов. Поэтому у оценщика почти всегда есть возможность использовать эту информацию для более точного описания состояния машины при определении ее физического износа.

Однако устранение накопленного износа с помощью ремонтов то же имеет свои пределы. Обычно эти пределы определяются накопившимся функциональным (моральным) износом машины и чрезмерно большими затратами на устранение ее физического износа. В этом случае говорят о так называемом неустранимом износе машины в отличие от устранимого износа, когда восстановление машины не только физически возможно, но и экономически оправдано.

Износ и амортизация

Таким образом, одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является их износ. Износ — это техникоэкономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны, соответствующее этим процес сам снижение стоимости машины как объекта оценки.

Амортизация в бухгалтерском учете — это процесс распределения первоначальных затрат, связанных с приобретением машины, на весь срок ее полезного использования. Очевидно, что расчет амортизации, каким бы способом он не проводился, не является оценочной процедурой. Остаточная стоимость, которая определяется при учете амортиза ции, не является рыночной стоимостью, так как не учитывает состояния машины, ее полезности и возможного отставания от уровня современ ных машин того же функционального назначения. Это учетная остаточ ная стоимость машины. Примером, подтверждающим отсутствие связи между полезностью машины и ее остаточной балансовой стоимостью, является использование коэффициентов ускорения амортизации при ли зинге, когда за три года эксплуатации машины у лизингополучателя ее балансовая стоимость практически приближается к нулю, а рыночная стоимость остается еще достаточно большой.

Виды износа

В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различают три его вида:

•         физический износ — потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;

•         функциональный износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования;

•         внешний (экономический) износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов.

При определении стоимости подержанного оборудования с при менением различных подходов не всегда приходится учитывать все три вида износа.

При использовании доходного подхода вообще не требуется спе циальный учет какоголибо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение физиче ского износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний экономиче ский износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов.

Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.

Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:

•         относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности влияния физического износа на их стоимость;

•         высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;

•         относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.

Методы определения различных видов износа. Определение совокупного износа

где; Св . полная стоимость воспроизводства (восстанови тельная стоимость) машины, Си физ . — стоимость физического износа машины, Ки физ . — коэффициент ее физического износа.


Физический износ При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость объектов оценки. Обычно износ машины, в первую очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С) и физический износ машины связаны простой зависимостью


Как видно из (2), Ки физ . представляет собой долю восстановительной стоимости, которую машина потеряла вследствие физического износа, а произведение является стоимостью физического износа.

Потеря машиной своих первоначальных показателей при эксплуатации — неотвратимый процесс, протекающий с большей или меньшей интенсивностью в зависимости от конструкции машины и условий ее использования. Предельным состоянием здесь является момент выхода этих показателей за допустимые границы.

Начиная с этого момента, машина нуждается в восстановлении своей работоспособности, что достигается ремонтом ее узлов и элемен тов, модернизацией, заменой износившихся деталей, регулировкой и т.п.

Ни одна машина, какой бы совершенной она не была, не может обойтись без ремонта и технического обслуживания, которые являются неотъемлемой частью ее нормальной эксплуатации.

Для восстановления работоспособности и замедления процессов износа машин применяются различные системы организации их ремон та. Однако основу любой такой системы на предприятии обычно состав ляют периодические плановые ремонты, которые производятся через равные, заранее назначенные промежутки времени. Такую систему называют системой плановопредупредительных ремонтов (ППР).

Затраты на восстановление машины отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию после ее проведения могут увеличивать первоначаль ную (восстановительную) стоимость машины, если в результате улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования машины (срок полезного использования, производительность, качество и т.п.).

Для оценки состояния оборудования и транспортных средств, их работоспособности и выявления элементов, которые влияют на выходные параметры, широко применяют методы технической диагностики. Диагностическими параметрами, по которым обычно судят о состоянии объекта и которые можно контролировать в процессе его работы, являются:

-          Выходные параметры объекта, непосредственно характери зующие его работоспособность. Для станков это, прежде всего парамет ры, связанные с точностью обработки, — погрешности траекторий перемещения рабочих органов; для автомобилей — тормозной путь, выхлоп двигателя и люфт рулевого управления; для тракторов — отказы двигателя и ходовой части и т.д.

-           Повреждения элементов машин, которые возникают в процессе эксплуатации объекта и могут привести к отказу. В станках это износы подвижных соединений, особенно тех, которые плохо защищены от загрязнения, плохо смазываются и работают в условиях несовершенного трения; для автомобилей — это износы тормозных колодок, элементов поршневой группы двигателя, а также соединений в рулевом управлении и в опорах подвески.

  Признаки ухудшения состояния машины, связанные с выходными параметрами. К ним относятся — увеличение шума при работе машины, повышенная температура узлов трения, наличие в смазке продуктов износа. Для использования методов диагностики требуются раз нообразные измерительные средства и серьезная предварительная подготовка.

При оценке стоимости дорогостоящих и уникальных машин информация, полученная с помощью методов технической диагностики, является чрезвычайно ценной, так как на ее основе эксперты могут построить обоснованные выводы об уровне износа машины в целом.

Однако при проведении оценки машин, особенно массовой, при менение методов прямой оценки физического износа — затруднительно по указанным выше причинам. Кроме того, их применение не дает оценщику прямого ответа на вопрос о влиянии состояния машины на ее стоимость.

Существующие методы определения физического износа, исполь зуемые при оценке, опираются на:

а) нормативы планово-предупредительного ремонта и техническо го обслуживания, разработанные для разных видов машин, оборудования и транспортных средств;

б)   нормативные сроки службы при оговоренных условиях эксплуатации.

На промышленных предприятиях России действует система плановопредупредительного ремонта оборудования. Информация о состоянии машины, фиксируется в ремонтном подразделении предпри ятия. Наличие такой информации позволяет оценщику проводить оценку физического износа машины.

Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке:

•         метод экспертизы физического состояния;

•         метод эффективного возраста (срока службы);

•         метод средневзвешенного хронологического возраста;

•         метод экспертноаналитический;

•         метод ухудшения главного параметра.

Метод экспертизы физического состояния объекта

Смысл оценки при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате из носа. Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал или таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа (Ки,физ.) Пример такой шкалы приведен в табл. (1). Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицышкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки стати стической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин. Значения коэффициентов износа определяют, сопоставляя цены продаж (Цвтор ) на вторичном рынке машин, техническое состояние и физический износ которых известен, с ценами (Ц) новых идентичных машин. В этом случае коэффициент износа можно найти, как;


Оценщик, как правило, в состоянии применить метод достаточно точно только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа (Ки,физ.) этим методом, оценщик может привлекать квалифицирован ных специалистов в области эксплуатации оборудования для консульта ций по его техническому состоянию (независимых экспертов). Весьма полезными для оценщика при этом являются аргументация ответов спе циалистов и информация об источниках этой аргументации.

Для повышения достоверности оценки (Ки,физ.) может быть учте но мнение нескольких экспертов, особенно когда речь идет о выборе значения из достаточно широкого диапазона значений в пределах одной строки таблицы. В этом случае результат оценки представляет собой средневзвешенное значение экспертов.

Экспертноаналитический метод

Метод предполагает определение коэффициента физического из носа машины при одновременном учете ее хронологического возраста и экспертной балльной оценки физического состояния. В данном методе коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые станки, то есть он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа станков.

Метод эффективного возраста

Для оценки износа вводится понятие эффективного возраста (Тэф) оборудования. Если хронологический возраст (Т) — это количество лет, прошедших со времени создания машины, то эффективный возраст (Тэф) — это возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины за срок (Т) и учиты вающий условия ее эксплуатации. Знание эффективного возраста объек та оценки позволяет более обоснованно судить о его износе.

Если эффективный возраст (Тэф) машины известен, то коэффици ент физического износа определяется по формуле:

Обычно для определения ТЭф экспертно оценивают остающийся срок службы Тост объекта оценки до его изъятия из эксплуатации и спи сания. В этом случае:

ТэфН  Тост.                         (6)

Определение остающегося срока предполагает, что оценщику известно, как машина будет эксплуатироваться с момента оценки до самого окончания срока ее службы (сменность, нагрузки, условия работы и т.п.).

Читать далее: Особенности оценки транспортных средств