Разделы



Основы оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности Основные понятия оценки объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность

6.1.1. Основные понятия оценочной деятельности в РФ

Согласно ФЗ Об оценочной деятельности от 29.07.1998 г. № 135ФЗ. Оценочная деятельность – деятельность субъектов оценки, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.

Субъектом оценки, согласно ФЗ Об оценочной деятельности, выступают профессиональные оценщики, прошедшие государственную регистрацию, обладающие лицензией на ведение оценочной деятельности, специальными знаниями и практическими навыками.

Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец.

Существует 4 основных вида оценки:

-          недвижимости

-          машин, оборудования и транспортных средств

-          интеллектуальной собственности и нематериальных активов

-          бизнеса.

Интеллектуальной собственностью (далее ИС), в соответствии со статьей 138 ГК РФ, "... признается исключительное право (ин теллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации про дукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товар ный знак, знак обслуживания и т. п.)".

Нематериальными активами (далее НМА), согласно ПБУ 14/2000 являются активы:

•        либо не имеющие материальновещественной формы, либо ма териальновещественная форма которых не имеет существенного зна чения для их использования в хозяйственной деятельности;

•        способные приносить доход;

•        приобретенные с намерением использовать в течение длитель ного периода (свыше одного года).

6.1.2. Объекты оценки

1) Интеллектуальная собственность (ИС):

•     Авторские права32:

-          Имущественные права авторов:

-          Право на воспроизведение, распространение и импорт

-          Право на запись и право на подвижные изображения

п»ї

-          Право на публичный показ или публичное исполнение

-          Право на широкое вещание

-          Право на перевод и переработку произведения

•     Смежные с авторскими права:

-          Права исполнителей

-          Права производителей фонограмм

-          Права организаций эфирного и кабельного вещания

-          Права на программы для ЭВМ и базы данных

•     Патентное право33:

-          Право на изобретение

-          Свидетельства на полезную модель

-          Право на промышленный образец

•     Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции34:

-          Право на коммерческую тайну

-          Право на пресечение недобросовестной конкуренции

•     Средства индивидуализации35:

-          Товарные знаки

-          Фирменные наименования

-          Наименования мест происхождения товаров

•     Нетрадиционные объекты ИС:

-          Открытия

-          Рационализаторские предложения

Дистанционное Обучение Forex - это отличная возможность для тебя подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Форекс!

-          Топологии интегральных микросхем 36

-          Селекционные достижения 37

2)     Имущественные права.

3)     Отложенные, или отсроченные, расходы.

4)     Цена фирмы (гудвилл).

Имущественные права (права пользования земельными участка ми, природными ресурсами, водными объектами)  вторая группа нема териальных активов. Подтверждением таких прав служит лицензия.

п»ї

Отложенные, или отсроченные, расходы   издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.), но все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия

Гудвилл. Под гудвилом фирмы понимается стоимость ее деловой репутации. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выде лена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Одна интерпретация гудвилла – стоимость практически всех элементов нематериальных активов, другая  определение гудвилла как величины, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что от ражена в бухгалтерской отчетности (учтена в балансе). В процессе оценки целесообразно использовать понятие гудвилл во втором значении. Гудвилл:

•         присутствует только при наличии избыточной прибыли;

•         не может быть отделен от действующего предприятия, т. е. не может быть продан отдельно от него.

Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стои мость его чистых активов. Гудвилл как экономическая величина прини мается на баланс только в момент смены владельца предприятия.

6.1.3. Соотношение понятий интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал и нематериальные активы

Понятие интеллектуальный капитал (далее – ИК), используется в основном менеджерами при управлении персоналом и нематериальными активами, при создании благоприятного образа фирмы с целью привлечения инвестиций и при оценке бизнеса, основанного на знаниях, с целью его купли или продажи.

Интеллектуальный капитал:

•     Человеческий капитал собранная вместе и обученная рабочая сила, хороший менеджмент, контракты с выдающимися специалиста ми в той сфере, к которой относится бизнес, ноухау, неотделимые от конкретного физического лица;

•         Структурный капитал – ИС, информационные ресурсы, инст рукции и методики работы, система организации фирмы, системати зированные знания, в том числе ноухау (отделимые от физических лиц и от фирмы);

•         Рыночный капитал – товарные знаки, знаки обслуживания; фирменные наименования; деловая репутация; наличие своих людей ( insiders ) в организациях партнерах или клиентах; наличие постоянных покупателей; повторные контракты с клиентами и т.д.

Интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность

Понятие ИК в том виде, как оно сформулировано в Соглашении о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), очень широкое. Оно включает все права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнитель ской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, науч ным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производствен ной, научной, литературной и художественной областях. При таком по нимании к ИС относятся не только имущественные права, но также мо ральные права, в том числе право на целостность произведения, право на имя и т.д. Эти права совсем не обязательно приносят доход. Поэтому их нельзя относить к ИК.

Следующий этап уточнений касается отдельных видов ИС. Самые существенные из них касаются различного понимания ноухау в концепциях ИС и ИК, а также соотношения понятий “товарный знак” и “брэнд”.

С точки зрения бизнеса принято различать три вида ноухау: (1) неотделимые от конкретного физического лица (работника); (2) неотделимые от фирмы; (3) отделимые в общем случае от физического лица и от фирмы. Правовая защита распространяется только на ноухау третье го типа. Только такие ноухау можно считать активами фирмы в полном смысле слова. Однако менеджмент в своих действиях должен учитывать существование ноухау всех трех типов.

Брэнд – это коммерческий эквивалент репутации. Именно репута ция, а не товарный знак составляет обязательный элемент, присутст вующий во всех вариантах употребления термина “брэнд”. Этот термин широко используется специалистами по рекламе, менеджменту и профессиональными оценщиками. При этом под “брэндом” они могут понимать и название хорошо известной фирмы, и название популярного товара, и общеизвестный товарный знак. Однако наличие товарного знака не является обязательным. Поэтому связывать брэнд с товарным зна ком не совсем правильно. Кроме того, в отличие от товарного знака термин “брэнд” не имеет легального определения. Однако управление ИК подразумевает выявление и оценку именно брэндов, а не товарных знаков.

Интеллектуальный капитал и нематериальные активы

Столь же непросто и соотношение между понятиями ИК и НМА, если понимать НМА в точном бухгалтерском смысле. Под НМА принято понимать любые долгосрочные активы, не связанные непосредственно с какимлибо осязаемым объектом (вещью). Долгое время к НМА относили любые активы, для которых не нашлось места среди других “нормальных” активов. Поэтому состав НМА очень неоднороден. Самый известный из них – goodwill получается как разность между ценой покупки компании и стоимостью ее чистых активов. Такие активы назы ваются неидентифицируемыми или активами типа гудвилл. По сути же это бухгалтерские фикции. Кроме того, к НМА относится множество идентифицируемых активов ( identified assets ), т.е. связываемых с конкретным нематериальным объектом (изобретением, товарным знаком и т.д.), с улучшением арендуемой недвижимости, договором и т.п. Основанием для учета любого такого актива на балансе обычно является наличие затрат на его приобретение или создание. Иначе говоря, на балансе отражаются не активы как таковые, а связанные с их приобретением бухгалтерские операции.

Права ИС составляют только часть идентифицируемых НМА. Это наиболее значительная часть таких активов, но далеко не все. При этом значительная часть прав ИС, принадлежащих фирме, на ее балансе не отражается, так как их возникновение не было связано с какими либо бухгалтерскими операциями. Чаще всего на балансе не отражаются авторские права, так как они возникают в силу создания произведения, а соответствующие затраты могут быть признаны расходами.

Таким образом, в состав НМА могут входить активы, которые во обще не относятся к ИК (например, улучшения арендованной недвижи мости), а многие компоненты ИК не входят в состав НМА, если понимать НМА в бухгалтерском смысле. Принципиально не могут входить в состав НМА такие компоненты ИК, которые не принадлежат фирме, в том числе человеческий капитал и часть рыночного капитала. Кроме того, в составе НМА фирмы обычно не учитываются принадлежащие ей авторские и смежные права ( copyright and neighboring rights ), хотя в принципе они могут учитываться. Практика показывает, что многие фирмы не стремятся отразить такие активы в своем балансе, хотя стре мятся продемонстрировать их потенциальным инвесторам. В результате возникает огромный разрыв между балансовой стоимостью фирмы и ее рыночной капитализацией.

Из сказанного нельзя сделать вывод, что бухгалтерию надо радикально менять. Здесь мы имеем дело с фундаментальными противоречиями между принципами бухгалтерского учета и свойствами экономи ки знаний (или алгебраическими свойствами самих знаний). Бухгалтерия основана на принципах обычной арифметики. Если гдето прибыло, столько же должно убыть в другом месте. Знания подчиняются совсем другим алгебраическим правилам ( nonrivalrousness ), у них отсутствует свойство редкости ( Stigliz J . E . 1999). Указанные противоречия можно сгладить, но нельзя преодолеть. Более того, есть основания считать, что возможности по сглаживанию противоречий почти исчерпаны, т.е. меж дународные стандарты финансового учета в этом отношении близки к совершенству. При этом бухгалтерская информация остается одним из важнейших источников информации, используемых при оценке бизнеса и принятии решений об инвестировании капитала в ту или иную фирму. Но она должна быть дополнена другими формами учета.

Читать далее: Цели, принципы и информационная база оценки объектов ИС и НМА