Разделы



Обязательность проведения оценки и правовой режим различных целей оценки

В основном, обязательность проведения оценки диктуется мотивами соблюдения публичного (государственного, регионального или субъекта федерации, муниципального) интереса или частного интереса, когда злоупотребления в отношении стоимости объекта оценки может повлечь за собой серьезные последствия для имущественных интересов. Часть случаев обязательного проведения оценки регламентируется зако нодательством об оценочной деятельности, кроме того, значительная часть таких случаев регламентируется законами и иными правовыми ак тами различных уровней и правовой силы.

В законодательстве об оценочной деятельности определены следующие случаи, когда проведение оценки обязательно:

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полно стью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Феде рации либо муниципальным образованиям, в том числе:

1. При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, пере дачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

Приватизация 10 представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собст венности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формирова нию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского законодательства.

Проводимая в России приватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике. Она преследовала следующие основные цели:

•   политическую   появление слоя собственников (среднего класса);

•   экономическую   создание конкурентоспособных товаропроиз водителей;

 

•   фискальную   дополнительный источник доходов бюджетов (либо снятие с них части расходов по содержанию, например, жилищно го фонда);

•     социальную   соблюдение интересов населения (общества) при разделе государственного имущества. В соответствии со ст. 217 ГК по рядок приватизации должен устанавливаться специальными законами, а общие правила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отноше ния не урегулированы указанными законами. Порядок приватизации оп ределяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последние устанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересами и нормативными актами. 11 В 1997 г. был принят и введен в действие новый Закон о приватизации. Однако к этому времени массовая приватизация публичного имущества, прежде всего государственных предприятии, была завершена. Порожденные ею новые правоотношения и споры квалифицируются и разрешаются по нормам ранее действовавшего законодательства о приватизации. Последнее, таким образом, также необходимо учитывать при изучении правового регулирования приватизации. Впервые законодатель употребил термин "приватизация" в Законе Российской Федерации от 31.10.90 № 2931 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР"12. Однако в данном случае использование этого понятия оста лось на уровне словоупотребления. Юридический смысл приватизации в этом законе не раскрывался. Первый подход к юридическому оформле нию понятия приватизации законодатель предпринял в тот момент, ко гда еще существовал Союз ССР. После длительных парламентских деба тов был принят Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий"13 Необходимо отметить, что на первом этапе законодательного оформления понятия приватизации в терминологический оборот было введено две дефиниции  "разгосударствление" и "приватизация". Поскольку законодатель не дал четкого определения этих понятий, некоторое время в науке дебатировался вопрос о соотно шении разгосударствления и приватизации. Спектр мнений был от иден тификации этих понятий до признания различного режима этих процессов в зависимости от того каким субъектам будет передано государственное имущество  трудовым коллективам или отдельным лицам. Легальное (законодательное) понятие приватизации введено Законом РСФСР О собственности в РСФСР14 гласно статье 25 которого пред приятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное иму щество, на в государственной или муниципальной собственности может быть отчуждено в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР, и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами мест ных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий. Однако данное определение, хотя и схватывало суть выражаемого им понятия (передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц), все же имело самый общий характер и требовало своего качественного развития на законо творческом уровне. Дальнейшее развитие законодательное определение приватизации получило в Законе Российской Федерации от 03.07.91 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Рос сийской федерации"15, в соответствии с которым под приватизацией го сударственных и муниципальных предприятий понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; обору дования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Со ветов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (статья 1 Закона о приватизации 1991 года).

п»ї
п»ї
Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому профессионально воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать Тебя несказанно богатым.

В тоже время гораздо более удачная и лаконичная дефиниция при ватизации дана в Законе Российской Федерации "О приватизации жи лищного фонда в Российской Федерации" (конечно, с учетом специфики регулируемых им отношений): приватизация жилья  бесплатная пере дача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде,

а для граждан, забронировавших жилые помещения  по месту брониро вания жилых помещений 16

С принятием Закона Российской Федерации от 21.07.97 № 123 — ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах привати зации муниципального имущества в Российской Федерации"17 можно говорить о новом этапе законодательного регулирования приватизации.

Закон о приватизации 1997 года дает гораздо более четкое и лаконичное определение приватизации, под которой понимается возмезд ное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юри дических лиц.

Данная дефиниция использует трехчленную формулу, элементами которой являются субъекты (продавцы и приобретатели), объект (имущество) и процесс (возмездное отчуждение).

Ключевым понятием данного определения, как мы видим, являет ся термин "возмездное отчуждение", то есть законодатель несколько видоизменил формулу Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором предусматривалась "просто" передача имущества. Однако формулировка Закона о приватизации 1997 года нисколько не умаляет законо положение статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку последнее содержит отсылку к законодательству о приватизации по урегулированию порядка приватизации.

Понятие отчуждения является одним из ключевых понятий граж данского права, которое регулирует отношения по возмездной передаче имущества, а также порядок приобретения и прекращения права собственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что генетически приватизация является цивилистическим институтом, поскольку предполагает возмездное отчуждение имущества, то есть сферу регулирования гражданского права.

Однако законодатель вывел приватизационное законодательство из сферы гражданского права. В частности, согласно уже упоминавшейся статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации при прива тизации государственного и муниципального имущества предусмотрен ные гражданским кодексом положения, регулирующие порядок приоб ретения и прекращения права собственности, при — меняются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Другой нормой — пунк том 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации установ лено, что особенности правового положения акционерных обществ, соз данных путем приватизации государственных и муниципальных пред приятий, определяются законами и иными правовыми актами о привати зации этих предприятий. Таким образом законодатель зафиксировал приватизацию как возмездный акт, установив фискальный элемент в правовой статус приватизации государственного, муниципального имущества и имущества субъектов федерации. Принятием Закона о при ватизации 1997 года законодатель выразил свою приверженность концепции регулирования приватизации не комплексно, но по отдельным направлениям: приватизация государственных и муниципальных предприятий; приватизация земли и природных ресурсов; приватизация государственного и муниципального жилищного фонда; приватизация объектов социального и культурного наследия, а также объектов историко — культурного наследия и природных объектов.18 Именно после 1997 года с принятием нового Закона о приватизации , она стала нести более или менее выраженную фискальную функцию и стала отдельной строкой доходов федерального и других бюджетов. Приватизационный же процесс начала реформ в России такого характера практически не имел, так как носил собой цель создания слоя частных собственников в России, а не перераспределения частных средств в бюджеты взамен передачи публичной собственности. Приватизация предприятий путём преобразования в акционерные общества, чековая приватизация не приносили доход бюджетам, когда как продажа предприятий с аукционов и конкурсов носит ярко выраженный фискальный характер и является важнейшим правовым инструментом политики пополнения бюджета.

Аренда государственного имущества регулируются положениями о договоре аренды, зафиксированными в Гражданском Кодексе РФ. По данному договору арендодатель (наймодатель) обязуется предоста вить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владе ние и пользование или во временное пользование. Полученные арендатором в процессе использования объекта аренды плоды, продукция и доходы становятся его собственностью.

Аренда как договорной тип регулируется ГК: ст.606625 посвяще ны общим положениям об аренде, а последующие статьи — отдельным видам и разновидностям договорааренды, таким как прокат (ст.626631), аренда транспортных средств с экипажем (ст.632641) и без экипажа (ст.642649), аренда зданий и сооружений (ст.650655), аренда предприятий (ст.656664) и финансовая аренда (лизинг) — ст.665670. Нормы ст.606625 ГК применяются к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества, если иное не установле но правилами ГК об договорах.

Предметом договора является предоставление арендодателем. имущества во временное владение и пользование или временное пользо вание за плату арендатору. Объектами аренды служат непотребляемые вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использо вания: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы (мастерские и т.п.), здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи.

Специфический вид аренды представляет аренда предприятия. К данной аренде (ст.656—664 ГК) субсидиарно применяются правила статей 650655 ГК. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности, арендодатель обязан предоставить арендатору за плату все элементы данного комплекса — как недвижимые, так и движимые, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, другие основные средства, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства. Передаче (по акту) подлежат также входящие в состав предприятия имущественные пра ва, включая исключительные права на средства индивидуализации (фир менные наименование, товарные знаки и др.) и другие (патентные, автор ские, смежные) исключительные права.

После передачи предприятия в аренду арендодатель и арендатор не сут солидарную ответственность по долгам, переведенным на арендатора без согласия кредитора.19

2.   При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога. Правоотношения залога регулируется соответствующей частью обязательственного права (частью 2 ГК)

3.   При продаже или ином отчуждении объектов оценки, при надлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Данные правоотношения ре гулируются соответствующими положениями о договоре залога, также существует Закон О залоге, который наиболее детально регламентирует данные правоотношения.

4.   При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. До говоры переуступки прав требования также подпадают под сферу граж данскоправового регулирования и описаны в соответствующей части обязательственного права (Часть 2 ГК)

5.   При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством в части, посвященной юридическим лицам, а также законами и иными правовыми актами, посвященными юридическим лицам в части регулирования уставных капиталов и фондов (напр. ФЗ Об акционерных обществах).

При возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

6. При национализации имущества

На протяжении истории России национализация всегда служила способом пополнения государственный доходов. Несмотря на то, что се годня национализация возможна только с равноценным возмещением, такое возмещение может не соответствовать доходности собственности, и следовательно принесет выгоду государству. К тому же приватизация многих сверхприбыльных предприятий в России может быть пересмот рена в публичных интересах. Национализация это "переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д."20 Этот способ является радикальным решением бюджетных проблем и в современной России не применялся. Национализация является гражданскоправовым институтом.

Возвращение термина "национализация" в лоно гражданского пра ва началось, как это почти всегда бывает в России, с изменения законодательства. Часть 3 п. 2 ст. 235 нового Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) определила национализацию как "обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц" и установила, что национализация "производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ"..21

В ГК не указаны причины национализации. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, уста новленном ст.306 ГК. Однако ссылка на ст.306 ГК не полностью соответствует положениям ст.35 Конституции о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения. Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими за конами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества.22

7. При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки. Ипотека регулируется законодательством об ипотеке и соответствующими нормами гражданского законодательства.

8. При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества.

Данный спектр правоотношений регулируется нормами семейного права и гражданскопроцессуального законодательства.

9. При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд . Данный случай переклика ется с национализацией как цели оценки.

10. При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Налоговый кодекс является ос новным документом, регулирующим правоотношения в сфере налогов и сборов в Российской Федерации.

Случаи обязательного проведения оценки не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муни ципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйст венном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации го сударственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Кроме того, законодательством РФ предусматриваются следующие

случаи обязательной оценки:

1.      Оценка акций для их обязательного выкупа по требованию ак ционеров (Ст. 75 и 77 ФЗ Об акционерных обществах)

2.      Оценка взносов в уставный капитал, осуществляемых в неденежной форме (ст. 34 ФЗ Об акционерных обществах и ст.15 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью)

3.      Оценка имущества в целях исполнительного производства (ст. 52 ФЗ Об исполнительном производстве)

4.      Оценка безвозмездно полученного имущества для целей отражения в бухгалтерском учете (Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ).

5. Оценка в рамках законодательства о банкротстве (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) № 127ФЗ, О реструктуризации кредитных организаций №144ФЗ)

Данный список не является исчерпывающим, так как условия гра жданского оборота могут выявить иные обязательные случаи проведения оценки (например, из условий договора).

Читать далее: Государственное регулирование оценочной деятельности