Разделы



Создание Расчетного Центра ГАЗПРОМБАНКА

С целью решения задач, призванных максимально удовлетворить указанные выше требования клиентов, в ГПБ в 1998 году был создан единый Расчетный Центр (далее РЦ). Основными задачами Расчетного Центра являются:

. Централизация расчетов различных подразделений банка (филиалов и подразделений головного офиса).

.   Стандартизация платежных технологий в целом по банку.

. Совершенствование технологий межфилиальных расчетов и расчетов с банками-корреспондентами.

. Разработка, внедрение и поддержка специализированных технологий расчетов для конкретных клиентов ГПБ.

В рамках задачи централизации расчетов были проведены работы по переводу в РЦ всех корреспондентских счетов Банка (счетов межфилиальных расчетов и корр. счетов других банков). Это позволило, в свою очередь, осуществить единое управление расчетными действиями по корр. счетам Банка, консолидировать ресурсы, резко повысить исполнительскую дисциплину при выполнении расчетных операций. Был проведен комплекс работ по стандартизации технологий платежей, что позволило добиться единообразных действий сотрудников банка при оформлении, отправке и приеме платежей, как в Центральном Офисе, так и в региональных филиалах.

Создание РЦ позволило с максимальной эффективностью использовать имеющиеся в Банке средства информационных технологий - программные и аппаратные средства, каналы связи и т.п.

Развитие корреспондентской сети

Создание Расчетного Центра позволило также сосредоточить в одних руках политику построения корреспондентской сети Банка.

Основной принцип построения корреспондентской сети ГПБ -м аксимальное использование реальных экономических связей клиентов Банка, территориального распределения их контрагентов. Это позволило, в свою очередь, оптимизировать финансовые потоки, максимально исключить посредников из платежных цепочек.

В целях совершенствования банковского обслуживания предприятий газовой отрасли - клиентов Банка в 1999г. была создана межрегиональная банковская группа, в состав которой вошли Газпромбанк и 7 банков.

Внедрение новых технологий обслуживания клиентов Банка -п редприятий газовой промышленности

Предприятия газовой промышленности характеризуются сложными и разветвленными производственными циклами. Вследствие этого у головной компании ежедневно возникают проблемы переизбытка ресурсов в одних территориальных подразделениях и недостатка в других. Решение этой проблемы значительно усложняется вследствие значительного удаления региональных структур от головной компании и друг от друга. В связи с этим, газовые компании нуждаются в расчетных технологиях, которые позволили бы:

- обеспечить быстрый перевод средств в удаленные филиалы и дочерние структуры;

-ежедневно иметь в головной компании оперативную информацию о финансовом состоянии ее филиалов и дочерних компаний и оперативно, исходя из ежедневной ресурсной ситуации, принимать решения о перераспределении ресурсов между ними;

п»ї

-иметь возможность осуществления сложных схем взаимозачетов между участниками совместной экономической деятельности.

Технологии централизованного управления ресурсами клиента основываются с одной стороны на взаимодействии головного офиса компании с Банком в лице Расчетного центра, а с другой стороны - на взаимодействии региональных структур компании с соответствующими филиалами Банка. Такое взаимодействие выгодно компании, поскольку и головная компания, и ее региональная структура взаимодействуют только с одним структурным подразделением Банка.

Быстрый перевод средств обеспечивается Расчетным Центром с нспользованнем :

- межрегиональных электронных платежей через ЦБ РФ;

- платежей через корреспондентские счета;

- разветвленной филиальной сети.

Для реализации технологии доставки головной компании оперативной информации о финансовом состоянии ее филиалов и дочерних компаний используется филиальная сеть Банка и сеть дочерних банков, которая изначально построена с учетом региональной расположенности предприятий газовой промышленности. Для этой цели региональные филиалы Банка ежедневно по защищенным каналам связи предоставляют в РЦ Банка в электронном виде информацию об операциях по счетам региональных структур газовой компании. В РЦ эта информация анализируется, обрабатывается и предоставляется в головной офис компании в удобном для нее виде.

На основании полученных данных головная компания имеет возможность ежедневно принимать решения по перераспределению ресурсов между своими региональными структурами и давать соответствующие распоряжения Банку.

Имея полную картину ресурсной ситуации в региональных компаниях, головной офис имеет возможность реализовать оптимальные схемы погашения дебиторской задолженности своих филиалов и дочерних компаний между собой и с другими участниками совместной экономической деятельности. Для этого головной офис компании разрабатывает схему платежей и направляет ее в РЦ Банка. Банк берет на себя реализацию всей цепочки платежей, в последовательности, указанной в распоряжении головной компании и в течение одного операционного дня.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему хорошо воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать Тебя крайне состоятельным.

Технологии централизованного управления ресурсами предоставляют возможность газовым компаниям производить контроль за целевым использованием ресурсов, предоставляемых своим региональным структурам. Для этого, вместе с соответствующими распоряжениями о целевом направлении средств, Расчетный Центр Банка получает от головной компании указания об их целевом использовании. РЦ направляет их в соответствующие филиалы ГПБ. Филиалы, в свою очередь, производят контроль за целевым использованием средств, полученных от головной компании.

п»ї

Расчетный Центр Банка предоставляет головной компании возможность акцептовать платежи ее региональных структур. Для этого соответствующий региональный филиал Банка направляет в Расчетный Центр рее стр пл атежей, которые региональная структура газовой компании намерена провести в этот день. Данный реестр передается в головной офис компании, который имеет возможность акцептовать те, или иные платежи и дать соответствующие распоряжения Банку.

В Расчетном Центре ГПБ разработана н внедрена технология проведения взаимозачетов между клиентами - участниками совместной экономической деятельности.

Одна из основных проблем, возникающих в процессе совместной деятельности нескольких компаний - несвоевременность расчетов за товары и услуги, предоставленные одной компанией другой. Часто это связанно с недостаточностью средств на счете компании-должника. При сложных и разветвленных взаимодействиях газовых компаний со своими контрагентами, возникают сложные цепочки взаимных задолженностей.

Схему проведения взаимозачетов разрабатывает головной офис газовой компании. Эта схема согласуется со всеми ее участниками. После этого головная компания передает ее в Расчетный Центр Банка вместе с распоряжением на перевод средств первому из участников цепочки. РЦ Банка берет на себя ответственность за проведение всех платежей по схеме взаимозачетов в один операционный день. Для этого в региональные филиалы Банка направляются инструкции о предстоящих платежах. Основная сложность реализации указанных схем - проведение в один операционный день платежей всех участников взаиморасчетов. Неплатеж одного из участников приводи77отмене всех проведенных по данной схеме платежей.

Предприятия газовой промышленности характеризуются сложными и разветвленными производственными циклами. Вследствие этого у Головной Компании ежедневно возникают проблемы переизбытка ресурсов в одних территориальных подразделениях и недостатка в других. Решение этой проблемы усложняется из-за значительного удаления региональных структур от Головной Компании, друг от друга, а также из-за имеющейся часовой разницы между разными регионами. Поэтому услуга по концентрации средств компании очень важна, так как позволяет избежать овердрафтов и свести к минимуму затраты на перевод средств со счета на счет. Использование расчетной системы Газпромбанка позволяет финансистам Компаний, обслуживающихся в Газпромбанке , сосредоточиться на управлении совокупным остатком средств и не беспокоиться о переводе средств между своими счетами, открытыми в разных регионах - это сделает Банк, причем оптимальным способом. В Газпромбанке этой услугой пользуется целый ряд клиентов.

Также Газпромбанк может помочь предприятиям улучшить распределение во времени потоков платежей, что имеет решающее значение для управления ресурсами. Расчетная система позволяет весьма точно отслеживать поступление средств и соответствующим образом программировать их использование. Мы также предлагаем нашим клиентам услуги, которые помогают сократить объем средств, находящихся в расчетах. Такое сокращение достигается за счет составления  и  использования  графиков  распределения  средств.   Эти графики предназначены для синхронизации работы по обеим сторонам операции.

Очень важной и своевременной для клиентов банка стала услуга по проведению платежей дочерних предприятий только после акцепта головной компании. Воспользовавшись данной услугой, клиент получает возможность не только контролировать финансовые потоки своих дочерних предприятий, но и осуществлять их целевое финансирование, предоставляя им средства под конкретные платежи.

Газпромбанк является одним из немногих российских банков, который предлагает своим клиентам специализированные расчетные услуги. У каждого клиента есть свои специфические требования, продиктованные внутренними потребностями и используемыми автоматизированными системами обработки данных, и Банк учитывает это при предоставлении своих   специализированных расчетных услуг.

Для осуществления целевого финансирования Газпромом своих дочерних предприятий банком была разработана и внедрена схема специализированного расчетного обслуживания дочерних предприятий через филиалы Банка. За период 1998-2000 гг. в Газпромбанке на базе Расчетного центра была создана автоматизированная Система специализированного расчетно-информационного обслуживания крупных предприятий газовой отрасли.

Экономические            результаты            внедрения            Системы

специализированного расчетно-информационного обслуживания:

-  достижение прозрачности финансовых потоков и, как следствие, повышение уровня контроля и централизация управления ими;

-  сокращение, как минимум, на один день сроков поступления средств контрагентам;

-  существенное сокращение операционных расходов на обслуживание денежных потоков компаний.

Создание систем управления финансовыми ресурсами для крупных корпоративных клиентов с разветвленной региональной структурой является одной из приоритетных задач. Это актуально, прежде всего, для предприятий и организаций газовой отрасли, так как их производственные циклы состоят из сложных технологических цепочек, составные части которых распределены по различным регионам. Основные трудности управления финансами для таких компаний связаны с удаленностью региональных структур.

Системы управления финансами, базирующиеся на системах специализированного расчетного обслуживания компаний с разветвленной региональной структурой, создаются с целью:

. контроля со стороны Головного офиса компании за финансовым состоянием как компании в целом, так и входящих в нее региональных структур;

. оперативного и оптимального управления всеми финансовыми ресурсами компании;

.   повышения скорости оборачиваемости средств;.    сокращения издержек.

Основой систем специализированного расчетного обслуживания являются:

. технологические решения специализированного расчетного обслуживания крупных компаний с разветвленной структурой, спроектированные в Банке и разработанные на их основе автоматизированные системы;

. широкая филиальная и корреспондентская сеть дочерних банков и банков-корреспондентов, охватывающая региональную сеть клиента;

Рис. 11. Схема взаимодействия участников системы специализированного расчетного обслуживания


. наличие единого Расчетного центра, обеспечивающего взаимодействие с регионами по платежам и обмен информацией.


Несмотря на имеющиеся отработанные унифицированные технологические решения, КБ Газпромбанк при создании систем специализированного расчетного обслуживания для компаний с разветвленной региональной структурой производит анализ и учет специфических требований каждого клиента.

Заинтересованность целого ряда других крупных корпоративных клиентов с разветвленной региональной структурой в специализированном расчетном обслуживании подтверждает востребованность предлагаемой Газпромбанком услуги.

В результате рассмотрения работы различных внутрибанковских
систем можно сделать вывод о том, что централизация обработки
расчетных операций, с одной стороны, потребует дополнительных
капиталовложений на создание надежной телекоммуникационной сети,
необходимой системно-технической среды, разработки типового
программного           обеспечения,           системы           гарантированного

энергообеспечения, системы комплексной защиты информации, переобучения специалистов, с другой - позволит банкам:

. ускорить проведение платежей за счет предоставления клиентам, имеющим телекоммуникационную связь с территориальными банками и Центральным аппаратом, возможность напрямую передавать электронные платежные документы.

. повысить безопасность и надежность проведения платежей за счет сокращения пунктов обработки информации;

. консолидировать средства, находящиеся на корреспондентских субсчетах в Банке России, и оптимизировать их объем;

.   эффективно управлять ликвидностью банка;

. создать предпосылки для оптимизации систем управления разработками, внедрением, сопровождением и развитием типовых программных комплексов;

. сократить расходы за счет централизации ведения архивов электронных платежных документов и информационно-справочных документов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью развития платежной системы банка является построение надежной и эффективной системы внутрибанковских расчетов, обеспечивающей банку возможность предоставления клиентам конкурентоспособных расчетных услуг, а также создание необходимых условий для эффективного управления денежными ресурсами банка.

В условиях рыночной экономики добиться этой цели невозможно без создания автоматизированной системы расчетов, позволяющей проводить платежи между клиентами банка в режиме реального времени.

Хорошо отлаженная система расчетов банка, способная оперативно производить зачисление средств на счета клиентов и дающая возможность немедленного их использования, позволит банку:

. привлечь клиентов - юридических лиц, нуждающихся в безопасном, быстром и эффективном переводе средств;

. предоставлять клиентам возможность управлять своими ресурсами - особенно это важно для клиентов, имеющих развитую филиальную сеть;

. увеличить оборачиваемость сре дств кл иентов, что приобретает особую важность в условиях рыночной экономики.

Кроме того, создание расчетной системы, позволяющей проводить расчетные операции в режиме реального времени, позволит банку:

. минимизировать объем средств, находящихся на корреспондентском счете (субсчете) в Банке России за счет централизации обработки расчетов, что даст возможность банку большую часть своего портфеля заполнить другими активами, включая займы и ценные бумаги, эффективно обслуживать кредитные, депозитные, валютные и другие сделки банка;

.   обеспечить расчеты на рынке ценных бумаг;

. управлять ликвидностью банка и повысить эффективность использования имеющихся ресурсов для проведения расчетов;

. шире развивать корреспондентские отношения с кредитными организациями;

.   оптимизировать расчетные потоки между филиалами банка;

. эффективно выполнять функции расчетного агента платежных систем и биржевых площадок;

. обеспечить единый стандарт скорости расчетов и качества предоставляемых расчетных услуг;

. оптимизировать технологию проведения документарных операций.

Читать далее: Клиринг как особая форма организации расчетов