Разделы



Клиринговая деятельность в Российской Федерации

Можно выделить четыре сферы применения клиринга при осуществлении безналичных денежных расчетов и операций на финансовых рынках в Российской Федерации. Возможные сочетания клиринговой с другими видами деятельности приведены в Приложении.

При внебиржевой деятельности клиринг может осуществляться расчетно-клиринговой палатой (расчетной НКО) самостоятельно (2-й тип) или расчетной НКО с участием другого юридического лица, обеспечивающего расчет нетто-позиций (1-й тип).

Типичным примером клиринговых расчетов с участием другого юридического лица являются денежные расчеты по операциям с использованием банковских платежных карт, осуществляемые на основании реестров нетто-платежей получаемых от процессинговых компаний.

По такому же принципу может быть построена и система межбанковских клиринговых расчетов. В этом случае основными участниками межбанковского клиринга являются: банк - участник расчетов, клиринговая палата и расчетный агент. При этом клиринговая палата является одной из возможных институциональных форм организации клиринга и предполагает организацию обмена платежными документами между участниками клиринга в соответствии с оговоренными условиями. Основной функцией клиринговой палаты является учет взаимных обязательств участников клиринговой системы. В компетенцию клиринговой входит осуществление окончательного расчета по клирингу, предоставление кредитов для завершения расчетов, хранение залога для обеспечения обязательств по расчетам и др. функции. Однако, на практике такая форма взаимодействия применяется редко.

При биржевой деятельности, в том числе на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), клиринг может осуществляться расчетной НКО (4-й тип) или непосредственно Биржей (3-й тип).

Вариант, при котором клиринг по биржевым сделкам осуществляет не биржа, а специализированная расчетно-клиринговая организация, является наиболее распространенным в зарубежной практике. Там биржа, как правило, выполняет только функции организатора торгов. В качестве примера можно привести взаимодействие с 1976 года Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange ) и Американской фондовой биржи (American Stock / Exchange ) с Национальной клнрннговой корпорацией ( National Securities Clearing Corporation ), а также многолетнее сотрудничество Лондонской международной финансовой биржей фьючерсов и опционов (London International Financial Futures and Options Exchange - EIFFE ) с Лондонской клиринговой палатой (London Clearing House ). Помимо обеспечения централизованного клиринга такие палаты, как правило, выполняют функции управления рисками, осуществления расчетов, а также оказывают информационные услуги.

Курсы Forex - это чудесная для тебя подготовиться к успешной работе на бирже Forex!

В отечественной практике по подобной схеме работали отдельные товарные биржи.

п»ї

В настоящее время в Российской Федерации, практически все биржи выполняют клиринговые функции самостоятельно, осуществляя через кредитные организации только денежные платежи в размере нетто-позиций по итогам клиринга. Безусловно, биржам было бы удобнее осуществлять и денежные расчеты самостоятельно, замыкая весь процесс выполнения денежных обязательств по итогам сделок в рамках одной организации. Такая практика существовала на ММВБ до 1997 года, однако осуществление денежных расчетов не кредитными организациями противоречит действующему законодательству, в связи с чем, биржи вынуждены прибегать к услугам НКО (чаще всего дочерних или контролируемых организаций). В результате возникает своего рода тандем, без которого расчетно-клиринговая система биржевой торговли была бы нереализуемой.

Обобщенный анализ нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус клирингового учреждения, показывает, что российское законодательство устанавливает различные требования к организациям, осуществляющим расчеты по клирингу на основании лицензии Центрального Банка, и к организациям, осуществляющим клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг, на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, которую выдает ФСФР. Указанные различия касаются минимального размера уставного капитала клиринговой организации, внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления клиринговой деятельности и разрабатываемых клиринговой организацией самостоятельно, требований к договорам, заключаемым клиринговым учреждением с участниками клиринга, порядку ведения учета и отчетности.

На практике сегодня клиринговая организация руководствуется требованиями того органа (Центрального Банка или ФСФР), которым была выдана лицензия на клиринговую деятельность, и, соответственно, который осуществляет контроль за деятельностью той или иной организации.

Противоречия в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих сегодня деятельность по осуществлению расчетов путем


взаимных зачетов требований и обязательств, породили неопределенность правового статуса клиринговых учреждений.

Такая ситуация отрицательно сказывается на развитии клиринга в Российской Федерации, в то время как такая система расчетов имеет много преимуществ по сравнению с другими, например, ускоряет расчеты между банками и другими кредитными учреждениями, способствует повышению скорости и надежности расчетов, способствует наиболее рациональному использованию временно свободных ресурсов банков.

Очевидно, что необходимым условием для развития клиринговой деятельности в Российской Федерации является устранение существующих противоречий в законодательстве путем принятия единого унифицированного акта, исчерпывающим образом определяющего вопросы правового статуса клиринговых учреждений.

Если рассматривать межбанковский клиринг, то в соответствии с Временным Положением Банка России "О клиринговом учреждении" от 10 февраля 1993 года, клиринговое учреждение — эт о организация, являющаяся юридическим лицом, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выданной Центральным Банком, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга. Учредителями клирингового учреждения (расчетной НКО) могут быть коммерческие банки, Центральный банк Российской Федерации и его учреждения, биржи, процессинговые центры, другие юридические и физические лица за исключением органов власти, политических организаций и специализированных общественных фондов. Клиринговое учреждение может создаваться на основе любой формы собственности и осуществлять свою деятельность на коммерческой основе (частные клиринговые системы). Надзор за деятельностью таких клиринговых учреждений осуществляет Центральный банк России и его территориальные учреждения.

п»ї

Как уже было отмечено выше, независимо от форм взаимодействия при осуществлении клиринговой деятельности денежные расчеты по итогам клиринга осуществляет кредитная организация.

Межбанковские клиринговые расчеты могут проводить:

-  Центральный банк Российской Федерации;

-  клиринговые (расчетные) палаты или центры (расчетные НКО);

-  специальные клиринговые банки;

-  крупнейшие коммерческие банки;

-  клиринговые отделы головных офисов банков (для расчетов между филиалами банка).

Расчеты через расчетные НКО осуществляются, на валовой основе н /нлн на нетто-основе в соответствии с оговоренными с клиентами условиями договора, в том числе, с применением клиринга по сделкам на различных сегментах финансового рынка (рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок стандартных контрактов) и товарном рынке.

Читать далее: Расчетные НКО