Разделы



Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать тебя архи богатым.

Платежные системы - основные концепции

(Марк Холландерс , BIS ) Данный доклад был посвящен концептуальным вопросам функционирования платежных систем с точки зрения обеспечения финансовой стабильности институтов, инфраструктуры и рынков. В докладе подчеркнута роль центрального банка (далее - ЦБ) в отношении платежных систем как обеспечивающая монетарную (валюта) и финансовую (институты) стабильность. В отношении структуры платежной системы выделены три уровня - крупных платежей финансовых рынков, коммерческих платежей и розничных платежей, при этом отмечено, что платежи финансовых рынков должны быть предметом первостепенного внимания ЦБ, коммерческие платежи - коммерческих банков, а розничные платежи могут проводить небанковские структуры.

В докладе обсуждены роли систем крупных платежей и систем розничных платежей с точки зрения их влияния на финансовую стабильность. Отмечено, что системы крупных платежей в отличие от розничных систем могут порождать нестабильность, в связи с чем в отношении данных систем необходимо наблюдение ( oversight ). Что касается методологической основы систем крупных платежей, то споры о преимуществах и недостатках систем валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS ) и систем отложенных расчетов на нетто основе (DNS ) ушли в прошлое - пришло время продвинутых систем крупных платежей, в которых объединены лучшие характеристики обеих упомянутых систем (RTGS и DNS ), позволяющие обеспечить быстрый окончательный расчет в течение дня при экономном использовании внутридневной ликвидности.

Докладчик подробно рассмотрел типы рисков, возникающих в платежных системах, источники их возникновения, а также способы борьбы с ними. В заключение им были перечислены текущие задачи Комитета по платежным и расчетным системам, секретариат которого

. наблюдение за платежными и расчетными системами;. общие рекомендации по развитию платежных систем и новые направления в развитии систем крупных платежей;

.рекомендации по центральным контрагентам для финансовых рынков;

• расчетные риски на рынке Forex ;

. трансграничные залоговые обеспечения при кредитовании.

Надзор за платежной системой. Роль центрального банка

(Дэниел Хеллер , директор департамента финансовой стабильности

и надзора Национального банка Швейцарии)

В данном докладе рассматривалось содержание часто используемого в последнее время понятия надзор за платежной системой ( oversight ) в контексте целей государственной политики в отношении платежных систем и определения соответствующей роли ЦБ. Докладчмк констатировал, что к настоящему времени единого и всеобъемлющего определения надзора за платежными системами пока не сложилось, однако есть предложение экспертов BIS рассматривать надзор за платежными системами в качестве функции ЦБ, которая:

п»ї

. состоит в достижении целей, связанных с безопасностью и эффективностью платежных систем;

• реализуется путем мониторинга существующих и планируемых мероприятий, оценки их соответствия заявленным целям политики;

. индуцирует необходимые изменения.

Обозначив цели государственной политики в отношении платежных систем через обеспечение безопасности и эффективности, можно выделить основные причины для надзора за платежными системами:

-        возможная несостоятельность рыночных (стихийных)
механизмов в сфере платежных услуг;

-    наличие определенных требований со стороны государственной
политики.

В докладе надзор за платежными системами обосновывается в качестве одной из функций ЦБ в связи с историческим участием ЦБ в проблематике платежных систем, наличием взаимосвязей между монетарной политикой, финансовой стабильностью и платежными системами, а также в связи с функцией ЦБ как кредитора последней инстанции. При этом отмечается возможный интерес других общественных институтов (органов банковского надзора, антимонопольного агентства, обществ защиты прав потребителей и т.п.) к надзору за платежными системами.

В докладе также выделяются 4 шага к эффективной структуре надзора за платежными системами - определение целей, выбор инструментов,      вопросы      практического      внедрения      и      оценка эффективности выбранных инструментов, обозначаются инструменты надзора за платежными системами.

В отношении нормативной базы надзора за платежными системами в докладе отслежена четкая международная тенденция к наличию соответствующего мандата (правового основания). В качестве примера приведен случай Швейцарии, где новый закон о Национальном банке Швейцарии (принят 01.05.2004) определил надзор за платежными системами как одну из основных задач НБШ. В материалах НБШ по надзору за платежными системами (Руководство по внедрению), разработанных в соответствии с законом, определены системно значимые платежные системы, установлены минимальные требования для них и прописаны соответствующие процедуры проверки.

По мнению автора доклада, функция ЦБ по надзору за платежными системами становится все более важной, при этом многие ЦБ учредили структуры, занимающиеся надзором за платежными системами, но не начали практической работы. Такая ситуация вызвана как общим недопониманием предмета и места надзора за платежными системами в деятельности ЦБ, так и наличием объективного конфликта интересов между операционным подразделением и тем, которое осуществляет надзор за платежными системами. Рекомендации автора состоят в том, чтобы сделать надзор за платежными системами в ЦБ более независимым, более предметным и доскональным, а также более прозрачным и ответственным.

п»ї

Основные результаты развития платежных систем Казахстана и

дальнейшие перспективы

(доклады НБК) В первом докладе были освещены основные задачи НБК в сфере платежных систем, состоящие в установлении порядка и форм проведения платежей, организации надзора за платежными системами и установлении минимальных требований по обеспечению надежности и безопасности. Для достижения задач НБК издает нормативные правовые акты и проверяет их соблюдение, а также выдает лицензии институтам, осуществляющим отдельные виды деятельности - проведение межбанковского клиринга, эмиссию платежных карт и т.п. В докладе также отмечены последние изменения нормативной правовой базы в области платежных систем, направленные на развитие межбанковского клиринга, внедрение национальной межбанковской системы платежных карт (НМСПК) и предоставление электронных банковских услуг, активизацию функции надзора за платежными системами.

Во втором докладе была рассмотрена системно значимая платежная система НБК - межбанковская система переводов денег (МСПД), функционирующая на принципах системы валовых расчетов в режиме реального времени. Сформулированы основные критерии нормального   функционирования   МСПД:   соответствие   ключевым принципам для системно значимых платежных систем, ценовая практичность, осуществление расчетов деньгами НБК, наличие инструментов управления рисками, сквозная автоматизированная обработка электронных сообщений и наличие мощной системы безопасности. Последняя версия МСПД была внедрена в 2000 году и отличается от предыдущей усовершенствованием мониторинга со стороны НБК и более продвинутой системой информационной безопасности. МСПД в последней версии характеризуется соответствием 10 ключевым принципам, полностью электронной технологией передачи и обработки платежей (V -shape ), наличием интерфейса с центральным депозитарием, где используется схема расчетов по ценным бумагам на принципах поставки против платежа (DvP ), централизованным ведением платежных очередей, обрабатываемых по принципу FIFO , наличием приоритетов платежей и использованием S .W .I .F .T . - ориентированных форматов сообщений. Оператором МСПД является КЦМР - предприятие НБК на праве хозяйственного ведения. Операционный день МСПД длится с 8:00 до 24:00, при этом процедуры запуска системы, открытия дня и передачи начальных позиций из НБК длятся с 8:00 до 10:00, прием и обработка платежей осуществляются непрерывно с 10:00 до 20:00, а с 20:00 до 24:00 осуществляются закрытие дня в МСПД, передача финальных позиций в НБК и изготовление итоговых за день выходных форм. В МСПД предусмотрены процедуры управления очередью платежей, включающие изменение приоритета платежа, отзыв платежа из очереди, а также проведение оптимизации очередей путем многостороннего взаимозачета. Осуществление расчетов по сделкам с ценными бумагами осуществляется на базе первой модели схемы поставка против платежа. В докладе отмечены риски, характерные для функционирования МСПД, и способы борьбы с ними. Также приведены тарифы на услуги МСПД, которые утверждаются руководством НБК и нацелены на стимулирование равномерности потоков платежей в МСПД в течение дня. Приведены статистические данные, характеризующие функционирование МСПД с точки зрения количества участников, среднего и максимального (пикового) количества и суммы платежей в день, данные, иллюстрирующие производительность МСПД, а также значения динамики количества и сумм платежей в МСПД с 1997 по 2003 год.

Третий доклад был посвящен межбанковскому клирингу (далее -М К) в Казахстане как части системы розничных платежей (СРП), куда наряду с МК входят региональные клиринговые палаты и проект KAZNNSS (клиринг операций с использованием карт Visa ). К основным функциям СРП относятся прием и обработка платежных сообщений, а также расчет чистых (нетто-) позиций участников. Пользователями системы МК являются коммерческие банки, казначейство Минфина Казахстана, Национальная пенсионная служба, Казахстанская почта и сам НБК. МК внедрен 1996 году, осуществляется на чистой многосторонней основе по платежам c датой валютирования до 3 дней вперед. Обработка платежной информации в МК осуществляется 24 часа в сутки 7 дней в неделю (начало операционного дня -17:00), при этом расчет по сформированным чистым позициям производится один раз в сутки по счетам участников в МСПД. В МК , как и в МСПД, предусмотрены процедуры управления очередями платежей: наличие приоритетов у платежных сообщений, режим FIFO по обработке платежей из очереди, возможность просмотра исходящей и входящей очереди платежей, возможность аннулирования платежей из очереди и т.д. При завершении расчетов по клирингу предусмотрены процедуры управления рисками и ликвидностью (бронирование средств под чистую позицию, ограничение суммы платежа в клиринге, кредитование участников средствами НБК, раскрутка позиции при недостаточности средств и т.п.), позволяющие гарантированно завершать расчеты в МК. Тарифы на услуги в МК утверждаются НБК и нацелены на выравнивание потоков платежей в течение суток. В докладе приведены статистические данные, характеризующие функционирование МК с точки зрения среднего и максимального (пикового) количества и суммы платежей в день, а также значения динамики количества и сумм платежей в МСПД с 1997 по 2003 год. Сравниваются количество и сумма платежей, проводящихся в МСПД и МК, откуда следует, что с момента внедрения (после запуска МСПД) и по мере развития МК на этот вид сервиса приходятся все большее количество платежей (рост с 32% до 72% от общего их количества за период 2000-2003 гг.), при этом суммарная доля платежей остается практически неизменной (около 4% - в МК и 96 % - в МСПД). В качестве перспективного проекта в МК рассматривается схема внедрения прямого дебета счета плательщика на базе используемых электронных технологий.

Наконец, в четвертом докладе была представлена общая картина организации расчетов по сделкам с ценными бумагами в Казахстане, в том числе с учетом деятельности центрального депозитария (далее -Ц Д). Клиентами ЦД являются банки-кастодианы , банки, имеющие лицензию профучастников рынка ценных бумаг, и брокерские компании. В свою очередь, ЦД является клиентом КЦМР при осуществлении платежных операций в МСПД по сделкам с ценными бумагами. Схема расчетов по сделкам с ценными бумагами основана на принципе поставка против платежа по первой модели (без неттирования денег и бумаг). С участием ЦД осуществляются расчеты по сделкам купли-продажи ценных бумаг как на первичном, так и на вторичном рынке, переводы денежных средств при погашении ценных бумаг, а также переводы при выплате вознаграждений по ценным бумагам (купонные и процентные выплаты). Кроме того, в докладе приведена  динамика  количества  и   объема  платежей  по   сделкам   с ценными бумагами за период 2000-2003 годов, демонстрирующая их уверенный рост.

Читать далее: Рекомендации CPSS-IOSCO для центральных контрагентов