Разделы



Трансграничные платежи в СНГ. Перспективы будущего развития

(В.Г. Комаров, А.А. Поломаренко , Межгосударственный банк)

В этом докладе рассмотрены возможные проекты создания платежно-расчетной системы для стран СНГ на базе Межгосударственного банка (МБ). Для создания проектов указанной системы ключевыми соображениями с точки зрения МБ являются проведение платежей в национальных валютах стран-участниц и предоставление МБ национального режима в платежных системах стран-участниц. Авторы доклада приводят следующие преимущества создания системы:

• расширение использования национальных валют в расчетах между странами СНГ (дедолларизация ) и создание предпосылок для их конвертации ;

. возрастание объемов операций на финансовых рынках стран-участниц;

. снижение издержек и повышение скорости межгосударственных расчетов;

. повышение прозрачности проведения трансграничных платежей и расширение возможностей оверсайта для ЦБ.

Вместе с тем авторы доклада признают наличие серьезных рисков (ликвидности и кредитного прежде всего) в предлагаемой системе и считают, что основную роль в управлении рисками будут играть национальные банки, которые фактически должны обеспечить бесперебойность функционирования системы МБ путем предоставления необходимой ликвидности в нужной валюте.

Кроме того, авторы выделяют проблему гармонизации формата платежных сообщений в системе МБ для обеспечения сквозной автоматизированной обработки и предлагают варианты решения проблемы: трансформацию существующих форматов друг в друга, всеобщую унификацию форматов или введение единого специального формата для трансграничных платежей.

При определении регламента проведения платежей предлагается ориентироваться на проведение трансграничных платежей в системе МБ в режиме реального времени, при этом на начальном этапе время работы системы должно представлять собой временной интервал, когда работают все национальные платежные системы стран-участниц. Технические вопросы создания системы МБ предлагается решать на базе существующих программно-технических комплексов центральных (национальных) банков, то есть не создавая специализированного комплекса для МБ.

Планирование аварийного восстановления в платежных системах

(Дэниел Хеллер , директор департамента финансовой стабильности

и надзора Национального банка Швейцарии)

Доклад посвящен ставшей особенно актуальной в последние годы проблеме обеспечения непрерывности бизнес-функционирования платежных систем в условиях различных угроз и рисков. В качестве воздействий на систему докладчик рассматривает дефекты (аварии в коммунальных сетях, сбои в коммуникациях и т.п.), ошибки (непонимание персонала, операционные ошибки, ошибки в услугах поставщиков и т.п.), нештатные ситуации (пожар и затопление внутри здания, разрыв кабелей и т.п.), атаки (диверсии внутренние и( или) внешние, компьютерные вирусы, атаки, приводящие к отказу в обслуживании, вброс вредных веществ (газы, порошки и т.п.), взрывы бомб вблизи зданий/сооружений), катастрофы (внешние мощные пожары, наводнения, землетрясения, ураганы, эпидемии и т.п.). Все эти воздействия возникают с разной периодичностью (вероятностью) и могут нанести разный ущерб функционированию платежных систем. Далее в докладе обосновывается полезность использования стандартов информационной безопасности, в частности стандарта ISO 17799, с точки зрения противодействия угрозам. Обеспечение информационной безопасности при этом понимается как обеспечение конфиденциальности (информация доступна только надлежащих пользователям), целостности (неискажаемость и полнота информации) и доступности (гарантия доступа к информации авторизованных пользователей, когда это необходимо). Лучшие примеры из практики обеспечения информационной безопасности говорят о необходимости разработки документа о политике информационной безопасности, об определении ответственности по информационной безопасности, о проведении тренингов, ведении отчетов по происшествиям и о необходимости управления процессами восстановления бизнес-деятельности . В докладе в соответствии с методологией стандарта ISO 17799 выделены и проанализированы компоненты информационной безопасности. Также рассмотрены некоторые примеры восстановления бизнес-деятельности в рамках ряда сценариев, отличающихся по масштабу поражения и длительности выхода из строя систем и сервисов. В заключении были высказаны рекомендации общего плана относительно планирования аварийного восстановления систем, резервирования систем, сервисов (в т.ч. энергоснабжения) и обслуживающего персонала, обеспечения избыточности (чрезмерности) телекоммуникационных решений и т.п.

п»ї

Важность регионального содействия по платежным и расчетным

системам, опыт регионов

(Массимо Кирасино , Мировой банк) В данном докладе рассмотрена роль Мирового банка в процессе преобразований в платежных системах, в том числе на примере стран Южноафриканского сообщества по развитию.

Биржа Форекс позволяет любому желающему зарабатывать на колебаниях курсов валют всевозможных мировых валют официально, в любое время дня и ночи, не выходя из дома и даже не имея специального образования!

Сообщается, что в Мировом банке существует группа, занимающаяся вопросами технологий, финансовой инфраструктуры и доступа к финансам, основной задачей которой является содействие реформированию платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам. Типичными целями реформирования указанных систем для данной группы являются:

. создание основы для усовершенствования банковских продуктов и услуг, их географического покрытия;

• обеспечение большей эффективности и ликвидности в банковском секторе;

• снижение рисков и установление нормального процесса управления рисками;

п»ї

. оптимизация цен на услуги по переводу денежных средств;. обеспечение трансграничных переводов денежных средств; . улучшение финансовых характеристик коммерческого сектора; . закладывание технических и процедурных основ под будущее развитие новых продуктов, таких, как электронная коммерция.

Роль Мирового банке в процессе преобразований может варьироваться от всеобъемлющих инициатив и координации управления региональными проектами до проведения первоначальной диагностики, предоставления специфических консультаций, организации форумов по взаимодействию, организации обучения специалистов, подготовки и публикации материалов для изучения и т.п. Специалисты Мирового банка участвуют в работе CPSS , IOSCO и других институтов, а также взаимодействуют с МВФ по программе оценки финансового сектора ( FSAP ). В докладе отмечается, что, с одной стороны, многие страны уже внедрили или находятся в процессе внедрения усовершенствований в ходе проведения реформ по платежным системам, а с другой стороны, в большинстве случаев эти реформы не были проведены в соответствии с разработанной стратегией, что привело к неоптимальным решениям.

Далее был приведен пример реализации проекта по платежным системам для стран Южноафриканского сообщества по развитию. В рамках этого проекта спектр мотивов стран-участниц для кооперации был очень широк - от образования неформального консультативного форума для обмена идеями до глубокого уровня интеграции с выходом на единую валюту. Проект реформирования платежных систем возник в рамках общего направления сотрудничества, нацеленного на более глубокую экономическую кооперацию и интеграцию стран-участниц, предусматривающую трансграничные инвестиции и свободное перемещение товаров и услуг. В ходе работ по проекту были установлены его цели, задачи и границы, определены участники, согласованы расписание и статус проекта, а также определены подходы к его реализации. Организационно проект управлялся Комитетом председателей ЦБ (НБ) стран-участниц, а в основную рабочую группу вошли как представители международных организаций ( BIS , IMF , WB ), так и стран-частниц. Проект состоял из 4 фаз. Первая фаза включала в себя инициацию проекта, когда происходили его активизация и учреждение организационных структур. В ходе второй фазы осуществлялась фокусировка на видении будущей платежной системы (в каждой из стран), при этом вырабатывались общее понимание проблематики и ее рамки, которые одобрялись властями и банковским сообществом. Третья фаза заключалась в использовании местных наработок в общих интересах, а четвертая фаза была посвящена фокусировке на будущем общерегиональных (то есть обслуживающих несколько стан) платежных систем.

В заключение в докладе подчеркивались выгоды от реализации данной региональной инициативы Мирового банка, которые заключаются в оптимальном использовании дефицитных ресурсов (навыки, денежные средства, время), взаимном обогащении от обмена опытом, вынесении местных инициатив и предложений на общее рассмотрение с целью последующего общего использования, долгосрочного    позиционирования    развития    региона,    возможности совместного влияния на руководство с целью принятия скоординированных решений, достижения равновесия между уникальностью национальных требований и общерегиональных целей, а также гармонизации на уровне регулирования, технологий, операционных условий и т.п.

Региональные достижения в финансовом секторе: пример проекта инициативы по платежным и расчетным системам западного

полушария

(Фернандо Монте-Негре , Массимо Кирасино , Мировой банк) В качестве иллюстрации к предложениям Мирового банка относительно возможного проекта по сотрудничеству и взаимодействию с центральными банками стран СНГ по платежным системам в данном докладе рассмотрен аналогичный проект, который удалось реализовать в странах Латинской Америки (Инициатива для Западного полушария - WHI ). Начало этому проекту было положено в марте 1998 года, когда министерства финансов стран - будущих участниц, запросили Мировой банк о возможности продвижения проекта, а президент Мирового банка ответил согласием на его реализацию. Цель проекта состояла в осуществлении оценки и разработке рекомендаций по улучшениям в платежных системах и системах расчетов по ценным бумагам. Подцелями были интеграция платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам, кооперация с международными организациями и национальное владение. Организационно проект был оформлен в соответствии с методологией Мирового банка, когда формируются ключевая команда, секретариат проекта и международный консультационный совет. Ключевая команда отвечает за :

- внедрение проекта;

- разработку общих методологических рамок;

- координацию работ по проекту с секретариатом проекта; -о рганизацию работ в странах;

 

- информирование международного консультационного совета о ходе проекта и организацию встреч;

- распространение информации о проекте внутри и за пределами Мирового банка.

Ответственность секретариата проекта заключается в :

-    поддержке страницы проекта в Интернете;

-       управлении    обменом   информацией   внутри   и   за   пределами
проекта;

- обработке и подготовке соответствующей документации;

- участии и оказании поддержки в организации работ внутри стран-участниц;

- организации конференций и встреч;

-      поддержке работы отдельных комитетов  и рабочих групп по
направлениям.

Международный консультационный совет занимается:

- привнесением международной и национальной экспертизы в стратегию и содержание проекта;

- созывом представителей   ЦБ и комиссий по ценным бумагам для разработки общих подходов;

- оказанием помощи в  идентификации  сфер и ресурсов  для технической помощи и поддержки;

- обеспечением  соответствия работ по проекту современным понятиям и представлениям в этой сфере;

-предложением советов и идей.

Как и в случае с проектом для стран Южноафриканского сообщества по развитию, в данном случае проект также был разбит на фазы, в течение которых проводились подготовительные работы, семинары, рабочие встречи с участием разных стран и рабочих групп по направлениям. В докладе отмечено, что результаты работ по проекту заключаются прежде всего в проведении эффективной диагностики имеющихся платежных и расчетных систем и привлечении к этому международных экспертов, уточнении информации по имеющейся финансовой инфраструктуре (Желтые книги), возрастании общей осведомленности в регионе относительно предмета проекта и определения момента для проведения реформ, создании условий для гармонизации и дальнейшей интеграции в пределах региона, учреждении рабочих групп для продолжения процесса реформ. Проект постепенно становится региональным форумом по платежным и расчетным системам, в котором все большую роль начинают играть рабочие группы по направлениям и местные власти и который будет заниматься распространением знаний в области платежных систем и расчетов, подготовкой отчетов и публикаций, изучением ситуаций в отдельных странах (переиздание Желтых книг и обновление статистической информации).

Читать далее: