Разделы



1-й механизм - правовое регулирование

Это регулирование с помощью норм права. Осуществляется путем наделения сторон при осуществлении оценочной деятельности соответствующими правами и обязанностями. Законодатель формирует рамки действия субъектов правоотношений. При этом основным способом защиты прав является судебная защита. В случае нарушения норм права, в принципе, отсутствует необходимость обращения в регулирующий орган. Судебное решение имеет большую силу, чем решение такого органа. В случае отмены государственного регулирования оценочной деятельности, правовое регулирование не перестанет иметь силы.

9.2. 2-й механизм - государственное регулирование оценочной

деятельности

Согласно определению, данному А.В. Верхозиной : регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества оценочных услуг и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков ( саморегулирование или государственными органами (государственное регулирование), или совместно. Сфера государственного и правового регулирования оценочной деятельности можно разграничить как функции и деятельность государственных органов, направленных на контроль за оценочной деятельностью и сферу действия норм права, определяющих права и обязанности субъектов оценочной деятельности, соответственно. К сфере государственного регулирования оценочной деятельности можно отнести принятие лицензирующий органом, стандартов оценки некоторых видов объектов, необязательных к применению. Так некоторые методические рекомендации (например Методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности) не носят обязательный характер, но являются рекомендательными к использованию. Таким образом, одной из основных целей государственного регулирования является повышение качества оценочных услуг. Однако, стоит отметить, меры государственного регулирования оценочной деятельности, направленные на защиту прав и интересов граждан в ходе осуществления оценочной деятельности, что вытекает из сути лицензирования оценочных услуг, кроме того в функции государственного регулирования входят задачи администрирования деятельности лицензиатов (учет, выдача, приостановления или прекращения лицензий), проведение проверок, инспекция отчетов. Кроме того, в функции лицензирующего органа переданы также государственные контрольные функци и- экспертиза отчетов об оценке.. Смысл контрольных функций заключается в осуществлении функций органа исполнительной власти. Такие отношения носят не равный характер, (контролируемый субъект оценочной деятельности не может устанавливать свои условия взаимоотношений с государственным органом), но в то же время, по принципу административного права государственный орган должен устанавливать равные правила для всех контролируемых субъектов. Государственный орган исполнительной власти вправе производить решения – применять меры воздействия на субъектов управления, давать указания, требовать объяснений и пр. Значительный спектр отношений, связанных с регулированием оценочной деятельности связан с функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

п»ї

Основными инструментами регулирования деятельности по оценке (согласно А.В. Верхозиной ) являются:

лицензирование

•      система Стандартов;

•      система сертификации качества услуг;

•      унификация учебных программ по подготовки оценщиков;

•      создание       условий       для       развития       и      становления саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков;

•      организация    процесса    включения    процедур    и    методов профессиональной оценки в общее законодательство;

•      контроль за исполнением законодательства в области оценки.

Одной из существующих проблем в области правового регулирование оценочной деятельности, является неподготовленность российской правовой системы к терминологии, методологии профессиональной оценки. Дело в том, что стандарты и законодательство по оценке стран с развитой рыночной экономикой представляют собой достаточно гибкий инструмент. Так оценщики имеют механизмы отхода от стандартов в проведении оценочных работ. Общее настроение регулятивных актов по оценки представляет собой методологическую базу, ориентир для действия, профессиональным кодексом работы. Специфика оценочной деятельности, как работы требующей не всегда стандартных подходов к объектам и целям оценки, носящей исследовательский характер и требующей, особенно в российских условиях, гибкости в методологии и свободы оценщика в выборе путей проведения оценки, не может регулироваться жесткими законами и стандартами. Общая правовая традиция России, с одной стороны, жестко требующая выполнения буквы закона и диалектически отраженная тенденция к бесконечному поиску несовершенств в законе и путей его обхода не совсем совместима с профессиональным самосознанием оценщиков в зарубежных странах и основной целью регламентационных акто в- повысить качество и профессионализм оценщиков, сконцентрировать профессионализм оценщиков а не жестко регулировать их деятельность и создавать ситуации вечного противоречия между законом и практикой его применения.

Дистанционные Курсы Форекс - это восхитительная для Тебя подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Форекс!

Необходимость государственного регулирования оценочной деятельности возникла в России в связи с переходным периодом. В традиции регулирования присутствует насаждение сверху института оценочной деятельности, в целях быстрейшего формирования оценочной деятельности в РФ. Создание института оценочной деятельности сформированы объективными потребностями в экономики, для упорядочивания имущественных отношений, защиты государственного и частного имущества от произвола. Так с 1997 года приватизация в РФ признается возмездным процессом, а для адекватного определения стоимости, пополнения бюджета и не допущение приватизации высокодоходных предприятий за бесценок необходимы, развитые оценочные отношения, с участием государства в их становлении для защиты собственных интересов.

п»ї

9.3. 3-й механизм - саморегулирование оценщиков

В последнее время четко прослеживается тенденция перехода от государственного регулирования оценочной деятельности к ее саморегулированию. Согласно статья 22. Закона об оценке, дополнительно к государственному регулированию саморегулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

•       защищать интересы оценщиков;

•       содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

•       содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

•       разрабатывать собственные стандарты оценки;

•       разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Основной идеей перехода к саморегулированию является постулат о не тождественности категорий государства и общества. В условиях либеральных отношений государство должно ограничить свои функции и по возможности передать большинство возможных функций общественным механизмам. Необходимость отказаться от государственного доминирования продиктовано проводимыми либеральными реформами в РФ. Кроме того, реформы продиктованы международным опытом. Так, в большинстве стран с развитой рыночной экономикой функции по регулированию оценочной деятельности переданы саморегулируемым организациям.

Конечно, проводимая реформа регулирования оценочной деятельности имеет свои проблемы, основной из которых является насаждение перемен сверху, попытка государством создания общественных механизмов регулирования.

Основными различиями государственного регулирования и саморегулирования оценочной деятельности является регулирующий субъект, степень подкрепления регламентирующих деятельность актов, силой государства.

Основным положительным моментом в переходе от государственного регулирования к саморегулированию является то, что профессиональные общественные объединения кроме контроля над соблюдением законодательства в области оценочной деятельности могут проводить контроль за соблюдением этических норм профессиональной деятельности, что повышает престиж профессии и обеспечивает качество оценочных услуг.

Этика оценщика - представляет собой систему ценностей оценщика, как субъекта определенной профессии. Этичное поведение оценщика направлено на благо профессии в целом, на укрепление доверия к профессии. Этика- это представление о должном и не должном поведении и не подпадает под сферу государственного или правового регулирования. Нарушение этики не может повлечь юридических или административных санкций, однако может повлечь определенные негативные последствия, исходящие от саморегулируемой организации.

Кроме того, дополнительные преимущества саморегулирования оценочной деятельности является то, что саморегулируемые организации, как показала международная практика, устанавливают, с одной стороны, более детальную стандартизацию, что увеличивает качество оценочных услуг с другой стороны, международные стандарты предоставляют определенную гибкость в их применении, что не допускает догматизма и зарегулированности оценочной деятельности. В российских условиях саморегулирование оценочной деятельности может позволить внедрить международные стандарты оценки, при этом, не адаптируя его терминологию к российскому законодательству и не внося в него существенных изменений, что необходимо при государственном регулировании оценочной деятельности и является серьезным барьером в регулировании.

Однако саморегулирование - не идеальный инструмент контроля за оценочной деятельностью. В международной практике профессиональные организации оценщиков устанавливают серьезные барьеры для вступления в профессию оценщиков. Существует опасность превращения саморегулируемых организаций (СРО) в закрытые касты, что снизит конкуренцию на рынке и может отрицательно сказаться на качестве оценочных услуг. Отчасти для предотвращения этого явления и полного саморегулирования оценочных услуг необходимо участие в сертификации оценщиков потребителей их услуг, однако это, в свою очередь, может стать угрозой независимости оценщиков. Так в проекте поправок к закону Об оценочной деятельности предусматривается 2 летний стаж работы в качестве оценщика 81 как основания для права на получение лицензии и членства в СРО. Кроме того условия признания СРО (более 500 членов более чем в половине субъектов РФ), в российских условиях позволяет говорить о возможности признания только одной такой организации. Условия о взаимном страховании оценщиков (взнос в размере 50000 рублей), также позволяет говорить о ликвидации значительного количества участников рынка оценочных услуг. Это может привести острой нехватки оценщиков в России, и, как следствие, саботировании потребителями института независимой оценки. По мнению автора, реформа на таких условиях губительна для оценочной деятельности в России.

В представленной ниже таблице 6 приведены основные достоинства и недостатки систем контроля за оценочной деятельностью.


В то же время, вокруг установления той или иной системы регулирования или контролирующего органа разворачивался и до сих пор существует конфликт интересов.

Интересы различных органов, структур, центров влияния на вопросы регулирования оценочной деятельностью связаны со следующими позициями:

•       возможностью лицензирования и создание барьеров для вступления в деятельность, установлению образовательных цензов;

•       установление стандартов оценки;

•       регулирование качества услуг;

•       возможность контроля рынка оценочных услуг;

•       определение степени свободы оценщиков, передел рынка, контроль за оценщиками ;

•       регулирование статуса отчетов об оценки, определении их силы, возможности их оспаривания, пределов возможности служения отчета для частных интересов;

•       контроль за привлечением к ответственности оценщиков;

•       определение степени независимости оценщиков.

влияние на процесс утверждения отчета об оценке как документа имеющего силу доказательственного значения влияние на потребителей оценочных услуг, использование инструментов вызывания, торможения, ускорения, прерывания хозяйственных процессов и перераспределения собственности.

9.4.Судебная практика в отношении оценочной деятельности

Судебная практика по делам, связанным с оценочной деятельностью, является важной для понимания правоприменительной практики в отношении нормативно-правовой базы, регулирующей данные правоотношения. Однако, стоит иметь в виду, что российская правовая система является романо-германской, и, в отличие от англо-саксонского права, не признает судебный прецедент как источник права. Российские суды формально не связаны с решениями, выносимыми судами различных уровней и судебный прецедент не является обязательным руководством для вынесения судами аналогичных решений. Однако, никто не запрещает судьям знакомится с решениями по аналогичным делам, а разъяснения коллегий высших судов могут являться для них ориентиром для принятия решений. В интересующих нас правоотношениях было принято Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 1998 г. N С5-7/У3-693 "О Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

В рамках данного постановления предлагается, что судам следует обратить внимание на следующие положения закона:

1. В Законе дается понятие оценочной деятельности (ст.2), приводится неисчерпывающий перечень объектов оценки (ст.5), устанавливается правило, согласно которому право на проведение оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления государственного статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности, а также предусмотрено право обжаловать результаты проведения оценки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.4). В качестве применения данного положения стоит отметить судебное решение федерального арбитражный суда северо-кавказского округа от 15 декабря 1998 года Дело N Ф08-2000/98-500А, который признал, что базой исчисления стоимости ущерба, причиненного объекту недвижимости одной из сторон процесса, должна быть не остаточная балансовая стоимость (которая была равна 0), а рыночная стоимость. Однако, Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа, рассматривая кассационную жалобу (дело № А33-16082/02-С3н-Ф02-2250/03-С1), не признал проведенную независимую оценку как базу для исчисления налога на прибыль по операциям с ценными бумагами и установил приоритет 280 статьи НК, согласно которой, при отсутствии рыночной информации о сделках с ценными бумагами, для расчета их стоимости применяется метод чистых активов.

Судам также рекомендовано обратить внимание на следующие существенные положения:

•       На ст. 7 ФЗ Об оценочной деятельности (в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требования обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта).

•       Проведение оценки, согласно статье 8 Закона, является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Действие этой статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.

•       Основаниями для проведения оценки, как следует из статьи 9 Закона, являются договор между оценщиком и заказчиком, определение суда, арбитражного суда или третейского суда, а также решение уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика.

•       Статьей 10 Закона установлены существенные условия договора между оценщиком и заказчиком, а также письменная форма договора, не требующая нотариального удостоверения.

•       Спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит согласно статье 13 Закона рассмотрению судом (арбитражным судом, третейским судом), который вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В публичном доступе также находятся многочисленные решения о приостановлении действия лицензий на осуществление оценочной деятельности, в результате проведенных проверок контролирующим органом. Так, за не предоставление оценщиков одного из отчетов об оценке в рамках проводимой проверки, (решение Арбитражного суда г. Москвы от 4 августа 2003 г. по Делу № А40-23446/03-94-257) орган вынес решение о приостановлении лицензии оценщика, а заявление, поданное в арбитражный суд о признании такого решения недействительным , суд отклонил.

Интересно также решение Северо-Кавказского арбитражно-гражданского суда по делу № 005/2003. Суть дела состояла в том что оценщик, выступавший ответчиком по данному делу, произвел расчет стоимости доли в ООО по ее действительной стоимости, с чем был не согласен истец (заказчик данной оценки), требовавший применение методик расчета рыночной стоимости. Суд признал требования истца необоснованными и отказался признать отчет оценщика недостоверным. Также интересно, что данный суд признал, что отсутств ие у о тчета порядкового номера и указаний на стандартны оценки соответствующего вида стоимости (в данном случае нерыночной), отсутствие списка использованной литературы не могут являться основанием признания отчета недействительным и не существенны.

Читать далее: Основания для осуществления оценочной деятельности и услов ия ее о существления