Разделы



Эволюция понятия экономическая безопасность

Определения

Наиболее интенсивные исследования в области экономической безопасности Российской Федерации начались с создания Межведомственной комиссии Совета безопасности по экономической безопасности, хотя проблемам, сопряженным с этим понятием, были посвящены многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей в области ряда смежных дисциплин.

Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности была образована в соответствии с законом Российской Федерации О безопасности, положением о Совете Безопасности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. № 1686 О совершенствовании деятельности межведомственных комиссий Совета безопасности Российской Федерации. По существу, перечисленными документами было введено понятие экономическая безопасность, до этого иногда упоминавшееся в прессе в разнообразных контекстах.

Понятие экономическая безопасность в наиболее общем смысле означает возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является материальной основой как национальной безопасности в целом, так и практически всех ее составляющих (продовольственная, энергетическая, научно-техническая, экологическая, информационная и др.).

События 10 – 11 октября 1994 г., связанные с резким падением курса рубля (черный вторник) обострили интерес как научной общественности, так и широких слоев населения к экономической безопасности. В апреле 1995 г. Указом президента РФ была образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности (1), в результате деятельности которой была разработана Государственная Стратегия Экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Рассмотрим кратко структуру и содержание этого документа

Государственная стратегия включает характеристики внешних и
внутренних угроз экономической безопасности России, определение и
мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально- экономической системы государства, определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в сфере экономики,                  формирование             экономической                               политики,

институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Стратегия определяет цели и объекты экономической безопасности.

Цель Государственной стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

п»ї

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

•         защиту гражданских прав населения, повышение качества его жизни, гарантирующих мир в стране и спокойствие в обществе;

•         эффективное решение внутренних и внешних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

•         активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Стратегия определяет следующие угрозы экономической безопасности:

1.Увеличение имущественной дифференциации населения.

1.1.Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных.

1.2.Увеличение доли бедных слоев населения.

1.3.Рост безработицы.

1.4.Задержка выплаты зарплаты, остановка предприятий.

2.Деформированность структуры российской экономики.

2.1.Усиление топливно-сырьевой направленности экономики 2.2.Отставание разведки полезных ископаемых от их добычи 2.3.Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий.

2.4.Свертывание производства в машиностроении.

2.5.Подрыв научно-технического потенциала России, деградация.

2.6.Приобретение иностранными инвесторами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков.

Уроки Форекс - это блестящая для тебя подготовиться к успешной работе на Forex!

2.7. Рост внешнего долга России.

3.Возрастание неравномерности социально - экономического развития регионов.

3.1.Наличие депрессивных регионов. 3.2.Нарушение производственно-технологических связей. 3.3.Увеличение разрыва в производстве ВВП на душу населения в регионах.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

4.1.Рост безработицы.

4.2.Сращивание части чиновничества с организованной преступностью.

4.3.Ослабление системы государственного контроля над процессами приватизации, процессами в финансово-банковской сфере, экспортно-импортными операциями и др.

Существование перечисленных и других угроз привело, в конечном итоге, к кризису 17 августа 1998 г. Причины и последствия возникновения кризиса широко обсуждались в печати. К числу основных причин кризиса относятся такие, как искусственная поддержка заниженного курса доллара, не способствовавшая развитию отечественного производства и импортозамещению, низкие цены на нефть на мировом рынке, крушение пирамиды ГКО и др. Мы не будем их здесь комментировать.

п»ї

Проиллюстрируем только первые последствия этого кризиса на примере динамики изменения курса доллара в период с 14.08.98 по 24.09.98 (см. Рис.1).

Как видно из графика, сложившаяся конъюнктура на ММВБ была такой, которая позволяла, при наличии инсайдерской информации, за короткий период заработать не менее 400% от вложенных в валюту средств. Трудно предположить, что такой информации никто не располагал!

Вслед за угрозами экономической безопасности Стратегия определяет критерии и параметры экономической безопасности, причем критерии определяются на содержательном уровне как группы социально-экономических показателей, подлежащих постоянному мониторингу. При этом с момента появления Стратегии и до настоящего времени предполагается, что о состоянии экономической безопасности можно судить по достижении соответствующими показателей некоторых пороговых значений, которые в дальнейшем подлежат экспертному определению. С нашей точки зрения, это не лучший способ конкретизации понятия экономическая безопасность. Определением пороговых значений показателей занимаются до сих пор (2), причем эти работы могут иметь целью обратить внимание Правительства на наиболее неблагоприятные значения социально-экономических показателей, (или сочетания их), содержащихся в соответствующих базах данных, и служить индикаторами, привлекающими внимание властных структур к тем или иным угрозам. Забегая вперед, скажем, что существующие пороговые значения показателей экономической безопасности таковы, что о состоянии, близком к экономической безопасности говорить вообще не приходится.

В рассмотренном кратко документе впервые содержательно определено понятие экономическая безопасность. Это определение, конечно же, не является единственным, и нуждается в уточнении.

Конструктивная критика этого определения содержится в работах группы академика РАН А.А.Петрова (4). Критика сводится к тому, что пороговый подход не является вполне корректным. Направление работ, которые возглавляет А.А.Петров, связано с построением сложных динамических моделей в рамках созданного им направления Системный анализ развивающейся экономики. В рамках этого направления под экономической безопасностью понимается определение равновесных и эффективных траекторий развития экономики, определяющих макроэкономический рост. Несмотря на глубокую научную проработку моделей системного анализа работы группы А.А.Петрова пока рано говорить о том, что такой подход может полностью вытеснить подход, сложившийся в результате принятия Стратегии экономической безопасности.

Среди мер, экономической политики, предлагаемых Стратегией, направленных на обеспечение экономической безопасности, центральное место занимает мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Такой мониторинг осуществляется в настоящее время Государственным Комитетом Российской Федерации по статистике. На основании данных, получаемых нами от этой организации, построены информационно-аналитические системы, которые будут описаны в последующих разделах. В развитие Государственной Стратегии экономической безопасности были выпущены Постановления Правительства, предписывающие создание подразделений анализа экономической безопасности всем экономическим Министерствам и ведомствам, включая Минэкономики, Банк России, Минфин, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и др.

1.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации (3), в основу которой вошли и материалы Государственной Стратегии. Структура этого документа приводится ниже. Основные разделы документа следующие.

•         Россия в мировом сообществе,

•         Национальные   интересы   России,   (в   экономической   сфере   – ключевые, их мы и будем рассматривать),

•         Угрозы национальной безопасности,

•         Обеспечение национальной безопасности РФ.

В первом разделе Концепции говорится об ориентации России на создание многополярного мира. Утверждается, что становление многополярного мира будет продолжительным. Указывается на недостаточное влияние России на решение крупных международных проблем. Констатируется, что перспектива расширения НАТО на Восток неприемлема для России, поскольку представляет угрозу национальной безопасности. Говорится также об определенной изоляции России от интеграционных процессов, идущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и неприемлемости этого для России как для влиятельной державы, имеющей национальные интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Отмечаются кризисные явления в российской экономике: 1.Сократилось производство и ухудшилась его структура. 2.Снижается инвестиционная и инновационная активность. 3.Нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. 4.Усиливаеися     зависимость      от     импорта     продовольствия     и потребительских товаров. 5.Растет внешний и внутренний долг.

6.Происходит     отток     квалифицированных     кадров     из     сферы материального производства и из научной сферы. 7.Увеличивается   количество   чрезвычайных   ситуаций   техногенного характера.

8.Растет имущественное расслоение общества, снижается уровень жизни большей части населения.

9.Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны.

10. Все еще велик уровень преступности и коррупции. 11.Сузились рынки сбыта и сырьевая база российской промышленности. 12.Интеграция России происходит зачастую на условиях, не выгодных для нашей страны.

В разделе Национальные интересы России определяется система национальных интересов Российской Федерации как совокупность интересов личности, общества и государства.

Интересы личности на современном этапе состоят в обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижении и поддержании общественного согласия, повышении созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области и духовной жизни и культуре.

В разделе Угрозы национальной безопасности России кроме факторов, перечисленных в предыдущем разделе, говорится о таких, как: 1.Стагнация аграрного сектора, 2.Расстройство платежно-денежной системы. 3.Уменьшение доходной части федерального бюджета. 4.Увеличение доли топливно-сырьевого сектора.

5.Увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных ресурсов при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли и неконтролируемой утечке капитала.

6.Неразвитость   финансовой,   организационной   и   информационной поддержки российского экспорта. 7.Нерациональная структура импорта.

Мы не будем здесь подробно анализировать рассматриваемый документ, ограничиваясь только основной целью нашего курса – экономическая безопасность России, несмотря на то, что угрозы в сфере экономики тесно связаны с угрозами в социальной, экологической, духовной и оборонной сферах. Предлагаем читателям обратиться к первоисточнику.

Что касается последнего раздела, Обеспечение национальной безопасности России, то меры, предусматриваемые Концепцией и последующей ее редакцией, наряду с другими мерами, мы рассмотрим в заключительной части этой работы.

1.4. Концепция национальной безопасности в редакции Указа Президента от 17 января 2000 г.

Документ (5) имеет ту же структуру, что и предыдущий. Однако, содержание его в значительной степени отличается.

По первому разделу . Значительно более мягко говорится об идеологии становления много полярного мира. Констатируется, что Россия, несмотря на сложности международной обстановки и трудности внутреннего характера, является одной из крупнейших стран мира, обладающая значительным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом и уникальным геостратегическим положением на Евразийском континенте. Говорится о попытках игнорировать интересы

России при решении крупных проблем международных отношений, что может затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях. Констатируется резкое обострение проблемы терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения всего мирового сообщества, повышения эффективности форм и методов борьбы с этой угрозой. В настоящее время эти положения реализуются в полной мере, несмотря на целый ряд трудностей и противоречий.

Во втором разделе , Национальные интересы России также можно отметить целый ряд уточнений. Так, более четко формулируются интересы личности, общества и государства.

В третьем разделе , Угрозы национальной безопасности, в части, касающейся экономических угроз, говорится об их комплексном характере, а сами угрозы, сформулированные в предыдущей редакции концепции, определяются более четко. Говорится и о серьезных просчетах допущенных на начальном этапе реформ, в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Констатируется ослабление системы государственного регулирования и контроля, недостатки в правовой базе, отсутствие сильной государственной политики, снижение духовно-нравственного потенциала рост преступности, особенно ее организованной части, и коррупции.

В четвертом разделе, Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации определяются основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, к числу которых относятся:

•         своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

•         реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению внутренних и внешних угроз;

•         обеспечение суверенитета м территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

•         подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

•         преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

•         обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

•         совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

•         обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными          органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

•         обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

•         подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

•         укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

•         принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной деятельности иностранных государств, направленных против Российской Федерации;

•         коренное улучшение экологической ситуации в стране.

1.5. Обеспечение национальных интересов в экономической сфере

Основными     направлениями     в     обеспечении     национальной безопасности во внутриэкономической сфере являются: 1.Правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства. 2.Усиление государственного регулирования в экономике. 3.Принятие     необходимых     мер     по     преодолению     последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического потенциала, переход к экономическому росту при снижении      вероятности      техногенных      катастроф,      повышение конкурентоспособности       отечественной       продукции,       подъему благосостояния народа.

Отметим еще одну важную угрозу экономической безопасности – слабая информированность руководящих структур о состоянии дел в России.

Даже относительно запасов топливно-энергетических ресурсов Правительство страны не имеет однозначных оценок. Так, например, в статье ведущих ученых СО РАН (Нефть и газ в 21 веке, ЭКО, 2, 2001), говорится о том, что спрос на энергоносители в АТР в ближайшие 10 лет резко возрастет, и что Россия может обеспечить этот спрос за счет вновь открытых гигантских месторождений нефти и газа в Восточной Сибири и республике Саха. Говорится о 8-10 млрд. нефти. 26 – 28 трлн.куб.м. газа, содержащего большой процент гелия. Говорится, в частности, о том, что в связи с этим активный выход России на топливно-энергетический рынок АТР должен стать новым важным направлением внешней энергетической стратегии. Вместе с тем говорится и о некоторых трудностях – необходимости переброски энергоносителей  на  дальние  и  сверхдальние  расстояния,  большой глубине залегания ресурсов, неразвитости инфраструктуры. Но, Россия должна стать активным участником суперпроекта снабжения АТР энергоресурсами не только как страна, располагающая огромными энергетическими ресурсами, но и как страна, имеющая уникальный научный и технический потенциал.

В следующем номере ЭКО за 2001г. говорится о тяжелом положении в топливно-энергетическом комплексе России. За 7 последних лет объем геологоразведочных работ сократился в 3.5 раза. Прирост разведанных запасов по отношению к добыче газа составлял в 1999 г. 37 %, а по нефти – 65%. Таким образом, мы проедаем запасы – эти данные заложены в стратегии социально-экономического развития, подготовленном Центром стратегических работок. Говорится и о том, что удельная энергоемкость ВВП нашей стране в 3.5 раз выше, чем в развитых странах.

Такой разнобой в оценках стратегических запасов вызывает не только недоумение, но и крайнюю обеспокоенность. В качестве примера десятилетиями складывавшегося отставания России в технологической области, в частности, в информационной сфере, приведем краткую историю Интернета.

1.6. История Интернет

Развитие Интернета происходит так стремительно, что этот процесс можно сравнить с Большим взрывом, только в виртуальном мире. Взрыв произошел в начале 90-х, и его последствия становятся ощутимыми на все более обширной территории, практически во всем мире.

1.Пентагон, Агентство Перспективных исследований ( ARPA ), весна 1966 года. Роберт Тэйлор, руководитель бюро технологий обработки информации, работает с 3 компьютерами, установленными в MIT и в Калифорнийском университете в Беркли и в Санта-Монике. Почти все американские университеты и НИИ выполняют задания ARPA , поскольку эта организация берет на себя все расходы на оборудование.

Ввиду сложности передачи данных с одного компьютера на другой, возникает необходимость унификации систем ввода данных и их представления на терминалах. На создание сети из 12 компьютеров ARPA выделяет $1 млн.

Лоуренс Робертс, MIT , разрабатывает необходимую документацию.

2.Еще ранее, в 1960 RAND (Пол Баран) разрабатывает концепцию распределенной сети на случай ядерной войны. Происходит переход на цифровую передачу данных, а также на их пакетную обработку. Независимо от RAND в Англии Дональд Дэвис выдвигает ту же идею, с добавлением к функциям компьютерных узлов функцию трансляции с различных стандартов.

В 1968 г. Робертс рассылает 140 фирмам предложение - принять участие в конкурсе на разработку плана компьютерной сети. Крупнейшие производители, IBM и AT & T , отказываются, за работу берется фирма (малоизвестная) - BBN . Эта компания разрабатывает спецификации за $100000 и получает заказ на $1 млн. на разработку сети. Разрабатывается интерфейсный процессор – в нашей терминологии – процессор телеобработки.

3.Инженер Фрэнк Харт, BBN , имея разработки Барана и Дэвиса, с командой из 12 человек выполняет этот проект, связав несколько университетов, несмотря на скептицизм своих коллег. В работе принимали участие студенты.

4.К 1971 г. сеть разрослась до 23 хостов. В 1972 г. инженер BBN Раймонд Томлинсон написал первые программы для электронной почты. Он же ввел символ @.

5.Вскоре E - mail стала самым скоростным средством телекоммуникации.

6.Возникают компьютерные сети во Франции и на Гавайях. Во всей полноте проявляются проблемы совместимости компьютеров. В 1974 г. в журнале IEEE , известном в те годы в СССР под именем Иван, три Елены, появляется статья Роберта Кана и Винтона Серфа Протокол для пакетных сетевых коммуникаций Transmission Control Protocol / Internet Protocol ( TCP / IP ) - это фактически рождение Интернета.

7.В 1975 г. в DARPA (бывшая ARPA ) организуется электронный дискуссионный клуб, ставший первым виртуальным местом встречи специалистов в области телекоммуникаций.

8.Интернет стремительно разрастается: в 1973 г. работало 2000 человек на 35 хостах, в 1981 – 500000 человек на 188 хостах. Осенью 1989 г. к сети было подключено 159000 хостов. Недоставало софтвера, который давал бы любому пользователю возможность свободно ориентироваться в Интернете.

9.Весна 1989 г. Европейский центр ядерных исследований - CERN . Работают люди из разных стран, используются разные языки программирования, собственные операционные системы. Специалист CERN Тим Беренс-Ли, используя идеологию гипертекста, создает программу WWW . Она в CERN остается без внимания. В 1991 Беренс-Ли помещает программу WWW в сети, откуда каждый может качать ее бесплатно.

10.После этого десятки и сотни тысяч программистов пишут свои веб-страницы.

11. Конгрессмен Рик Бучер 9 июля 1992 г. вносит в Конгресс США предложение открыть Интернет для коммерческого использования. До этого Интернет финансировался из бюджета США. Торговля в Интернете уже шла, но нелегально. Продавались, например, антивирусные программы.

12.Студент Иллинойского университета Марк Андреессен в 1993 г. создает программу MOSAIC , затем NETSCAPE NAVIGATOR , и открывает свою фирму. Затем появились многочисленные разработчики броузеров и других прикладных программ. Многое монополизировала Microsoft .

13.Сегодня в Интернет 60 млн. хостов – только хостов. Значимость Интернета сегодня сравнить не с чем.

14.Отцы Интернета не преуспели. Пол Баран и Дональд Дэвис, создатели идеи распределенной сети и пакетной передачи данных, Боб Тэйлор, Ларри Робертс и Френк Харт, запустившие ARPAnet , Винтон Серф и Боб Кан, предложившие протокол TCP / IP , Раймонд Томлинсон, отец электронной почты, Тим Беренс Ли, в одиночку создавший World Wide Web – никто из них не получает ни цента в качестве лицензионного вознаграждения за то, чем пользуются сегодня в Сети.

15.Кто хозяин Интернета? Никто. Однако, крупные фирмы, за счет своих финансовых возможностей, могут многое. Кроме Microsoft и NETSCAPE , можно назвать только ICCAN – международная организация по присвоению доменных имен.

Есть определенная ирония в том, что именно Пентагон финансировал первую в истории компьютерную сеть.

В виртуальной войне США оказались самой уязвимой страной.

В США над проблемой защиты информации работает сейчас больше специалистов, чем трудились над созданием сети. Но все же, мировая сверхдержава находится сейчас под угрозой нового Пирл-Харбора.

Добавим, что в настоящее время ежедневно открывается 1.5 млн. сайтов.

Читать далее: Интернет в России