Разделы



Взаимодействие человека и группы.

а) Понятие и характеристика группы.

Эффективность работы любого руководителя тесным образом связана с пониманием особенностей групповой работы. Уже с древних времен было замечено, что человек ведет себя во многом по - иному, когда он выступает как член группы: семьи, трудового коллектива, толпы и т.д. Рабочую группу можно определить как объединение людей для достижения деловых целей, которые в определенный, достаточно длительный промежуток времени регулярно непосредственно взаимодействуют друг с другом, причем каждый контактирует со всеми остальными и осознает себя членом группы, идентифицирует себя с ней.

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа имеют значение для организации и оказывают большое влияние на ее членов. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенное руководство, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Такие группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого - либо проекта.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.д. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение компании, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В таких группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно   эти   группы   имеют   явно   или   неявно   выраженного   лидера.   Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Лидер заслуживает особого внимания, так как активно влияет на морально психологический климат в коллективе и может стать источником конфликтов, но именно такие люди и составляют резерв на выдвижение кадров.

В фокусе деятельности неформальных коллективов, нередко идущей вразрез с целями официальной организации, находятся личные мотивы - стремление к безопасности, признанию, получению дополнительной информации. Чем лучше неофициальный коллектив такие потребности удовлетворяет, тем дольше он имеет шансы просуществовать, конкурируя с другими группами, иногда даже их поглощая и подчиняя себе.

Для успешного управления менеджеру необходимо хорошо представлять себе закономерности взаимоотношений и поведения людей в неформальном коллективе. Прежде всего, нужно иметь в виду, что это поведение находится под двойным воздействием: официальных целей, навязываемых руководителем, и внутренних целей самих членов коллектива. Если эти цели совпадают, коллектив будет поддерживать официальную линию; в противном случае он, скорее всего, вступит с ней в конфронтацию. Далее, коллектив всегда будет защищать своих членов, поэтому большинство из них ценят хорошие отношения с товарищами выше, чем благодарность в приказе, и боятся потерять расположение коллектива. Наконец, необходимо учитывать, что реальное влияние отдельных членов группы на остальных определяется не их официальной должностью, а признанием коллег.

п»ї

В неформальных группах часто имеет место конформизм, т.е. безоговорочное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, приспособление к ним, нежелание или неумение критически мыслить. В основе конформизма - страх испортить отношения с коллективом, быть отторгнутым им. Однако с точки зрения группы данное явление имеет немало положительных сторон. Прежде всего он обеспечивает ее выживание в критических ситуациях, облегчает организацию совместной деятельности и пр.

Конформизм представляет собой систему ценностей и норм, совместно вырабатываемых на основе тех, которые привносятся в коллектив каждым из его членов. Если эти индивидуальные нормы и ценности схожи, то проце сс сбл ижения людей идет очень быстро.

Различные нормы усиливают так называемое внутригрупповое давление и создают основу контроля коллектива за поведением своих членов, а неподчинение им карается неодобрением, отчуждением или изгнанием. Чем сплоченнее группа, тем такое давление сильнее, однако одновременно она становится менее критичной по отношению к своим членам и постепенно может переносить давление вовне. Групповое давление - наиболее мощный способ мотивации людей, оно часто осуществляется через лидера. Человек, остающийся в одиночестве, в трети случаев уступает коллективу, даже если он прав.

Вообще, конструирование рабочей группы и ее влияние на своих членов и на организацию в целом прямо зависят от ее сплоченности. Сплоченность характеризуется привлекательностью группы для каждого ее члена, желанием оставаться в ее составе, а также развитостью сотрудничества и групповых коммуникаций на основе принципов солидарности, взаимной поддержки. Максимальная удовлетворенность пребыванием работника в организации и эффективность совместного труда обычно наблюдаются в высоко сплоченных коллективах с интенсивными коммуникациями. Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием "коллектив". Обычно под коллективом понимается устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающее групповой сплоченностью. Некоторые американские авторы называют коллектив "самым мощным орудием, известным человеку". Потенциально он является эффективнейшим мотиватором труда, фактором поддержки индивидуальных усилий и воодушевления работников, мощной стимулирующей и творческой средой, в которой раскрываются индивидуальные способности и дарования. Люди могут получать удовольствие от принадлежности к коллективу, посвящать ему себя, считать коллективные цели приоритетными. Менеджеры и другие руководители создают рабочие коллективы в силу ряда причин:

п»ї
Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать тебя баснословно состоятельным.

•   коллективный подход является признаком сильного и решительного стиля управления;

•  коллективом лучше решаются крупные или междисциплинарные задачи;

•  коллективная деятельность сокращает или ослабляет стрессовые ситуации;

•  обычно в коллективе вырабатывается больше идей и возрастает инновационная способность группы;

•  коллектив позволяет быстро интегрировать новых сотрудников и стабилизировать

культуру организации.

Конечно, коллективный, групповой подход не является универсальным средством эффективного решения любых управленческих проблем, однако он открывает путь для быстрого достижения целей и получения при этом удовольствия от совместного труда.

Широкие возможности группы возможно реализовать только при условии ее сплоченности. Формированию же команды, т.е. сплоченного рабочего коллектива, способствует наличие у ее членов таких качеств, как умение слушать, сопереживать; готовность помогать другим; умение найти точки соприкосновения, общие ценности и интересы ; четкость и ясность позиций ; стремление уменьшить разброс мнений; открытость, гибкость. Препятствует же этому желание постоянно вступать в спор, безапелляционные заявления, потребность брать верх, равнодушие, апатия, скука. Процесс создания сплоченной команды проходит ряд этапов:

•  принятие членами группы друг друга. На этой стадии устраняется недоверие, настороженность в отношениях между работниками, появляется готовность сотрудничать;

•  развитие коммуникаций и выработка механизма принятия групповых решений;

•  формирование групповой солидарности;

•   стремление к максимизации группового успеха с помощью рационального использования индивидуальных способностей, возможностей, обеспечение неформального коллективного контроля за выполнением групповых заданий.

Одним из исходных моментов обеспечения сплоченности коллектива является психологическая совместимость членов группы, учет особенностей их темпераментов. Это обеспечивает эффективность совместных действий, а также оптимальное распределение заданий. В группе отрицательные черты одного темперамента можно уравновесить положительными чертами другого.

б) Индивид и группа.

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности и т.д. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они эффективнее работают, чем те, кто находится в изолированном состоянии либо в "больных" группах, пораженных конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в коллективе. Она меняет его, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия на работника имеют много проявлений, вот некоторые из них:

•   во - первых, под общественным влиянием происходит изменение таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и пр. Жизнь сотрудника компании оказывается в зависимости от действий его коллег;

• во - вторых , в группе человек получает определенный авторитет. Ведь коллектив

не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция;

• в - третьих , группа помогает обрести индивиду новое видение своего "я". Человек

начинает идентифицировать себя с коллективом, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего предназначения;

•   в - четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может предложить интересные и абсолютно новые идеи, так как подобная работа в коллективе существенно повышает творческий потенциал сотрудника;

•   в - пятых , отмечено, что в группе человек гораздо в большей степени склонен

принять риск, чем в ситуации, когда он действует один.

Однако неверно думать, что только группа оказывает на человека воздействие. Входя в коллектив, вступая во взаимодействие с групповым окружением, индивид влияет и на других людей.

Взаимодействие отдельного сотрудника с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфронтации. В первом случае между коллективом и его членом устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия.

При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между ним и остальной частью коллектива, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересам коллектива.

В случае конфликта наблюдается противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов: организационными и эмоциональными. Первая разновидность факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его легко уладить. Ко второй группе относятся такие причины, как недоверие к человеку, чувство угрозы, страх, зависть и злоба. Конфликты, основанные на этих факторах, слабо поддаются полному устранению.

Однако часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что он может привести к благоприятным последствиям: повышению мотивации на достижение целей, появлению дополнительной энергии к действию, улучшению понимания отношений и позиций в группе и др.

Читать далее: Руководство группой.