Разделы



Необходимость и важность административного образования.

В своей работе Файоль пишет, что каждой группе функций соответствует специальная "установка". Каждая "установка" состоит из совокупности знаний, навыков и качеств, которые Файоль делит на шесть групп:

1.      Физические качества: здоровье, сила, ловкость.

2.      Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.

3.      Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.

4.      Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции.

5.      Общее    развитие:    запас    различных    понятий,    не    относящихся исключительно к области выполняемой функции.

6.      Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов.

Различные качества и навыки, определяющие ценность персонала предприятий, должны быть разной степени важности, соответственно характеру обязанностей служащих. Так как, например, на крупном предприятии, функции распределяются среди большого числа служащих, то ясно, что каждому их них надлежит обладать лишь ограниченным числом "установок" всего коллектива.

Долгий опыт Анри Файоля дал ему возможность сделать ряд полезных наблюдений относительно того, какого рода "установки" необходимы каждой категории служащих. Так, в книге "Общее и промышленное управление" Файоль определяет относительную важность каждой установки в общей квалификации служащих и директоров предприятия. Для этого он располагает персонал крупного предприятия по следующей иерархии: рабочие, мастера, начальники мастерских, начальники отделений, начальники служб, директора, а также директор-распорядитель, если предприятие включает в себя несколько различных производств.

Уроки Форекс - это чудесная перспектива для вас подготовиться к удачной работе на Форекс!

В таблице №1 Файоль сравнивает необходимые "установки" у персонала технической функции крупного промышленного предприятия. А в таблице №2 -необходимые "установки" у руководителей различных по размеру промышленных предприятий.

В таблице №1 наглядно показано степень возрастания значимости административных знаний и навыков в зависимости от занимаемого человеком поста. Так у рабочего значение данных знаний и навыков минимально, в то время, как у главного директора оно максимально. Основной вывод из данной таблицы Файоль сформулировал так: "во всех видах предприятий главной "установкой" низшего персонала является профессиональная установка, свойственная данному виду предприятия, а главной "установкой" крупных руководителей является административная". Таким образом, Файоль показал, что руководитель предприятия должен в первую очередь быть администратором.

п»ї

В таблице №2 показано изменение важности различных, и главным образом, административной, "установок"  для  руководителей в зависимости от размера, руководимых ими предприятий.

С помощью этих таблиц Файоль хотел "привлечь общественное внимание к важному значению административной функции в промышленных предприятиях. Технической функции уже давно отведено принадлежащее ей высокое место, которое и должно быть за ней сохранено. Но она недостаточна для обеспечения хорошего хода дел: ей нужно содействие других существенных функций и в особенности - функции административной.

Таблица №1.

Отметив важность административных знаний и навыков для управляющих, Файоль обращает внимание на то, что подобная административная "установка" в значительной степени приобретается деловой практикой, и что она росла бы быстрее, если бы к техническому образованию школ, готовившие инженеров, прибавляли бы административное образование, опирающееся на определенную доктрину, на систему принципов, правил, методов и действий, проверенных опытным путем. Он пишет: "...в то время, как в наших промышленных школах максимум усилий ... направляется на распространение и совершенствование технических знаний, - в них не делается ничего или почти ничего для подготовки будущих директоров к их коммерческим, финансовым, административным или иным функциям.

...Обучение управлению должно быть всеобщим: элементарным в начальных школах, более солидным в средней школе, весьма углубленным в высшей школе. Это обучение не сделало бы всех обучаемых хорошими администраторами, как не делает техническое обучение всех обучаемых превосходными техниками. ...Речь идет о том, чтобы сделать наше юношество способным понимать и претворять в дело    уроки    опыта.   В   настоящее    время    начинающий    не    обладает    ни административной доктриной, ни методом, и многие в этом отношении всю свою жизнь остаются - начинающими.

...В высших школах профессора смогут составить соответствующие курсы, когда управление станет предметом их преподавания.

Таким образом, Файоль впервые высказал идею о возможности и необходимости подготовки профессиональных административных кадров. Как видим, его идея, сформулированная в начале XX века, нашла свое подтверждение и уже в конце того же века многие высшие учебные заведения во всем мире занимаются профессиональной подготовкой управляющих самого высокого уровня.

Помимо того, что Файоль определил необходимость доктрины, на которой бы основывалось административное образование, он разработал собственную доктрину, основные положения которой изложил во второй части своей книги "Общее и промышленное управление".

Читать далее: Общие принципы управления.