Разделы



Личность, образование и этика.

От качества работы менеджеров напрямую зависят результаты деятельности предприятия. Сегодня в условиях российского рынка предъявляются повышенные требования к менеджерам, к их профессионализму и подготовке.

Происходящие изменения в хозяйственной деятельности предприятий различных типов собственности меняют практически все правовые, организационные и экономические параметры взаимодействия людей и организаций. Новые проблемы встают перед предпринимателями и менеджерами. Речь идет не только о необходимости приобретения дополнительных знаний в области финансирования, охраны инвестиций или налогов. Вопрос в том, что рыночной экономике нужны работники нового социального типа, позитивной социальной ориентации.

К прошлым недостаткам социально-экономических взаимоотношений людей и предприятий в ряде случаев добавились недостатки нецивилизованного предпринимательства. Складываются недопустимые по западным стандартам стереотипы деятельности предпринимателей и менеджеров. Конечно, Россия не "изобрела" в этом плане ничего нового, неизвестного странам с развитой рыночной экономикой (рэкет, бесчестность, обман потребителей). Однако если при цивилизованном предпринимательстве эти негативные явления принадлежат к "окраинным зонам бизнеса", то в России они занимают существенно большее "пространство". Это плата за форсированный переход от одного типа общества к другому.

Подобный переход в человеческом плане необычайно труден: во-первых, даже люди средних лет не могут быстро освободиться от старых стереотипов распределительной экономики и тоталитарного образа действий; во-вторых, молодые предприниматели и менеджеры не имеют еще не только профессионального, но и необходимого социального опыта для работы в цивилизованной рыночной экономике; в-третьих, в значительной степени утрачены исторические корни предпринимательства, традиции и навыки. По оценкам специалистов, в настоящее время лишь около 1% людей, тестируемых на предмет обнаружения потенциальных способностей к предпринимательству, обладают ими. В странах традиционной рыночной экономики эта цифра в 4-5 раз выше.

Таким образом, задача подготовки менеджеров для нарождающейся рыночной экономики России не может быть решена с помощью традиционной процедуры обучения. Необходим новый подход.

Специалисты выделяют 5 основных моментов в этой области:

1.   Обеспечение качественной оценки профессиональных и личностных возможностей работы каждого человека в тех новых ролях, которые диктуются условиями функционирования рыночной экономики. Ведь дело не только в том, что изменяются условия работы руководителей и специалистов. Появилась потребность в ряде новых профессий (работники бирж, специалисты по маркетингу, ценным бумагам, продажам и пр.).

2.   Разрушение стереотипов поведения работников, сложившихся при централизованной системе управления экономикой. Такие стереотипы живучи и могут сослужить плохую службу в рыночных условиях хозяйствования.

п»ї

3.   Обеспечение активного восприятия ценностных установок, адекватных рыночным отношениям.

4.   Соединение профессиональной и социальной подготовки управленческих кадров.

5.   Изменение традиционно сложившихся в России условий поиска, оценки и найма управляющих.

До девяностых годов в России не существовало достаточно четкой и организационно оформленной системы менеджмент-образования - системы подготовки специалистов в области управления. Этому есть очень простое объяснение - в стране не было реальной потребности в такой системе в действующих тогда экономических условиях развития производства, централизованного управления всеми экономическими процессами , всеобщей государственной собственности на средства производства и административных, планово-директивных приемов регулирования экономического развития. Экономическая деятельность, по существу сводилась к расчетам планов на основе натуральных показателей, учету выполнения планов и централизованному распределению ресурсов.

В этих условиях все потребности в специалистах экономического профиля сводились к подготовке инженеров-экономистов, которые выполняли бы технико-экономический анализ, т. е. по существу расчет вариантов себестоимости производимой продукции, технических конструкций и различного рода проектов по расценкам, установленным государством. Следовательно, они должны были знать в первую очередь технологию производства и установленные отраслевые экономические нормативы. Специалисты по бухгалтерскому учету и финансам были ориентированы только на выполнение контрольно-учетных функций.

Подготовка таких специалистов осуществлялась в инженерно-экономических институтах, институтах народного хозяйства, в финансовых институтах и на экономических факультетах технических вузов страны.

Выпускники экономических факультетов университетов в основном предназначались для обслуживания идеологической сферы, но практической деятельностью, как правило, не занимались.

Форекс отзывы - это хороший метод узнать о рынке Форекс правдивую информацию!

Сегодня система менеджмент-образования существенным образом отличается от того, что было в России 10 или даже 5 лет назад. Она включает как государственные образовательные учреждения, так и негосударственные. В ее составе существуют учреждения и организации вузовского образования и послевузовской подготовки специалистов. Развивается сеть учреждений довузовской профессионально ориентированной на управление подготовки (спецшколы, лицеи и пр.).

По мнению некоторых специалистов, зарубежный опыт, связанный с дополнительным управленческим образованием в виде разнообразных курсов и семинаров, в настоящее время в России получает гипертрофированное распространение. Такие курсы предлагаются сегодня множеством организаций, называющих себя и бизнес-школами , и бизнес-центрами и т. п., но имеющими к образовательной деятельности весьма условное отношение. Конечно, такие курсы предлагаются и высшими учебными заведениями. Однако, бесконтрольное "размножение" бизнесменов от образования, плохо или совсем не представляющих себе профессиональную основу менеджмент-образования , приводит, в конечном счете, к выхолащиванию самой идеи дополнительного управленческого образования. Это стало возможным потому, что в отличие от образовательной деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации, которая нуждается в государственном лицензировании и аккредитации, занятие деятельностью по дополнительному образованию ничего такого не требует.

п»ї

Интересна и тенденция развития образовательных программ подготовки бизнесменов в России. Первоначально в большинстве случаев учебные планы и образовательные программы строились на основе переноса зарубежного опыта менеджмент-образования . А так как зарубежный опыт весьма разнообразен, возникло много дисциплин, дублирующих друг друга, таких, например, как дисциплины "эконометрика" и "математическая экономика", "макроэкономика" и "государственное регулирование экономики", "микроэкономика" и "экономика фирмы". Подобных примеров можно привести много. Однако в дальнейшем наметились процессы не только упорядочения состава дисциплин в образовательных программах менеджмент-образования , но и возникновения российского варианта подготовки предпринимателей. При этом опыт запада, безусловно, используется, но в более осознанном и приемлемом для России виде.

Переход к рынку - сложнейший социальный маневр, в котором главную роль играет человек, его хозяйственное поведение. Об этом как-то забывают реформаторы, в действиях которых проглядывает фетишизация экономических законов, что мешает пониманию важности кадрового обеспечения преобразований, имеющего как квалификационный, так и моральный аспект. Эффективной хозяйственной системе нужны не только компетентные чиновники и профессионально грамотные бизнесмены, но и нравственно зрелые личности. Не случайно в психологической структуре личности ученые сначала выделяют направленность (устойчивость доминирующих интересов, убеждений), а лишь затем опыт (знания, умения).

Системный кризис в ходе крайне противоречивых реформ, упадок нравственности, атмосфера вседозволенности, мутация общественного сознания порождают нецивилизованные методы бизнеса. Высокая преступность на экономической почве создает угрозу осуществления реформ в России, более того -с амой идее построения демократического государства, поскольку его аппарат сейчас разъедает коррупция. Тем не менее, проблему не стоит драматизировать, важно утвердить в общественном мнении необходимость исключить патологию, отклонение от норм цивилизованных рыночных отношений. Рецепты известны - с одной стороны, создание правового государства, укрепление законности и порядка, с другой - утверждение новой морали, нравственности, включая этику бизнеса цивилизованного общества. Полезен также и учет исторического опыта российского предпринимательства.

Весьма важными представляются вопросы, связанные с "рекрутированием " бизнесменов и соответственно с источниками первоначального накопления капиталов и методами их преумножения. Первичный анализ свидетельствует о разнородности состава предпринимателей, в рядах которых оказались выходцы из директорского корпуса, партийных и советских органов, представители научно-технической интеллигенции, дельцы теневой экономики и другие.

Каждая группа является носителем особой деловой культуры. Так, теневики , весьма распространившиеся во времена "застоя", вносят в мир бизнеса жесткие нравы криминального бизнеса, а бывшие управленцы или партийные работники -э тические нормы административной системы. Наиболее нравственно полноценной частью бизнесменов и управленцев оказываются выходцы из среды научно-технических работников, образованные и обладающие высокими моральными качествами.

При анализе факторов формирования этики современного российского бизнеса следует учитывать моральный аспект процессов перераспределения собственности. Не секрет, что источником первоначального накопления многих капиталов стало присвоение народной собственности. Здесь наибольшую активность проявила бывшая номенклатура, с этим связана и коррупция чиновников на всех уровнях. Через подкуп чиновников значительные масштабы приобрела скрытая приватизация, что дает большие возможности теневому капиталу.

Существенное значение имеет анализ социокультурной обстановки, состояние экономической культуры народа. Легковерность российских граждан, способных довериться тому, кто обещает высокие дивиденды, порождает соблазн поживиться за чужой счет.

Нельзя не учитывать и психологический климат. Значительная часть населения еще весьма враждебно настроена к предпринимателям, "эксплуатирующим" народ.

Категория социальной ответственности - одна из центральных в этике бизнеса. Надо, однако, отметить, что пока нет единой точки зрения по поводу того, как следует вести себя частным лицам и фирмам, чтобы считаться социально ответственными.

Исследование этики российского бизнеса требует исторического анализа. Без этого не удастся обнаружить национальную специфику, понять многие сегодняшние процессы и явления, прогнозировать будущее. Правда, по поводу исторического подхода мнения специалистов расходятся. Одни считают, что предпринимательская этика  сейчас  определяется  ослаблением  власти,  разделом  собственности,  тем нравственным вакуумом, который образовался в обществе на переходном этапе, и далекое прошлое вряд ли на нее влияет. Другие полагают, что в этике бизнеса проявляется и национальный характер, складывавшийся веками под воздействием истории, географического положения, особенностей культуры, религии и других факторов.

На Западе большинство этических концепций бизнеса носит религиозный характер. Предполагается, что свободный индивид подчиняется Закону Божьему и благодаря нравственной ориентации предпринимателей на Бога общество застраховано от их неблаговидных деяний. Насколько этому соответствует практика сказать трудно, но несомненно, что религиозно-нравственные ценности имеют сдерживающее значение.

Что касается России, то необходимо иметь в виду существенное отличие православие от протестантства, которое подчеркивал еще М. Вебер. Русская церковь практиковала коллективное исповедание всем миром, поэтому в русском человеке традиционно занижена личная ответственность. В то время как протестантство поощряло деловую активность верующих, православие порождало разочарование в земном и веру в блаженство в царствии небесном.

Разным было и отношение к деньгам, богатству. Русская церковь, по существу, не поддерживала предпринимательскую активность, и многие купцы, соблюдая показное благочестие, руководствовались, прежде всего, своими интересами. Вместе с тем известно, что среди крупных предпринимателей дореволюционной России было много старообрядцев - наиболее ревностных верующих. Среди них такие известные фамилии, как Морозовы, Рябушинские , Кузнецовы, Бахрушины, Прохоровы и др.

Атеистическая пропаганда, которая велась при советской власти, нанесла немалый ущерб церкви, но не изменила религиозного по сути народа (что и имел в виду Н. Бердяев). Вера в вождей, коммунизм оказывала мощное влияние на общественную нравственность. Поэтому такое деморализующее воздействие на сознание людей имел развал системы. Общее падение нравов, естественно, сказывается и на этике новых предпринимателей.

Еще одной острой проблемой сегодня является коррумпированность чиновников, к которой имеют отношение и предприниматели. Взятка в России имеет многовековую историю. И дело здесь не в какой-то порочности народа, а в системе управления, господстве бюрократии, которая была сильна и в дореволюционной России.

Как отмечают историки, наибольшего расцвета коррупция достигла в пореформенной России (после 1861 г.) на стадии капиталистического развития. Процессы, происходящие в постсоветском обществе, имеют немало аналогов с той эпохой. Ужесточение законов и контроля не гарантирует избавления от этого социального недуга, поскольку в общественном сознании закрепилось терпимое отношение к взяточничеству. Предприниматели тоже страдают от коррупции, но терпят ее, да и сами "дают" по правилам бюрократической игры. Иначе говоря, современная мораль включает в число своих элементов взятку как неизбежное зло.

Путь избавления от коррупции долог, о чем свидетельствует и опыт Запада. Но очевидно, что преодолеваться она будет по мере становления правового государства, снижения роли государства в экономике.

Читать далее: Управление персоналом.